1 экология древняя наука изучающая повадки животных

01. Экология животных как раздел науки. Краткая история экологии животных

Задачи экологии животных:

Базируясь на общей зоологии и физиологии животных, экология особей (аутэкология) изучает адаптивные приспособления животных, необходимые для развития, созревания и размножения особей при постоянно меняющихся и отличающихся от оптимальных условиях внешней среды.

Экология, в современном понимании, — это новая область науки, появившаяся во второй половине XX века. Точнее, считается, что в качестве отдельной дисциплины экология зародилась на рубеже XX века, и что она получила общественную известность в 1960-е годы, в связи с широко распространённым беспокойством за состоянием окружающей среды. Тем не менее, идеи экологии в какой-то степени известны уже давно, и принципы экологии разрабатывались постепенно, тесно переплетаясь с развитием других биологических дисциплин. Таким образом, возможно, одним из первых экологов был Аристотель. В «Истории животных» он дал экологическую классификацию животных, писал:

Его последователь, Теофраст, в основном исследовал растения и считается античным основоположником геоботаники. Плиний Старший в своей работе «Естественная история» представил экономическую подоплёку зооэкологических представлений. В индийских трактатах «Рамаяна» и «Махабхарата» (VI—I века до н. э.) можно обнаружить описания образа жизни зверей (более 50 видов), местообитания, питания.

Древние греки в целом представляли себе жизнь как нечто, не требующее понимания и адаптации, что близко к современным экологическим представлениям.

Французский исследователь природы Ж. Бюффон (1707-1788) в 1749 г. предпринял дерзкую для того времени попытку представить развитие Земли, животного мира и человека как единый эволюционный ряд. В его более поздних трудах подчеркивалось ведущее значение климатических факторов в экологии организмов.

Важные наблюдения, оказавшие влияние на развитие экологии, были выполнены учеными Российской Академии наук в ходе экспедиционных исследований, проводимых начиная со второй половины XVIII в. Большое воздействие на развитие экологической науки оказал один из родоначальников эволюционного учения Ж.Б. Ламарк (1744-1829), считавший, что важнейшей причиной приспособительных изменений организмов, эволюции растений и животных является влияние внешних условий среды.

Основоположником отечественной экологии можно назвать профессора Московского университета К.Ф. Рулье (1814-1858). В своих трудах и публичных лекциях он настоятельно подчеркивал необходимость изучения эволюции живых организмов, развития и строения животных в зависимости от изменений среды их обитания. Ученый сформулировал принцип, лежащий в основе всех наук о живом, — принцип исторического единства живого организма и окружающей среды.

Большое значение для развития экологии имели труды зоолога Н.А. Северцова (1827-1885). Им впервые были предприняты попытки классификации животных по биологическим типам (жизненным формам).

И все же на заре своего развития экология занималась описательным изучением природы. Великие исследователи и естествоиспытатели XIX в. оставили полные лиризма описания и наблюдения природных явлений. Достаточно назвать с интересом читаемый и сегодня многотомный труд А. Брема «Жизнь животных», первый том которого появился в 1863 г. Французский ученый Ж.А. Фарб в 1870 г. издал «Записки энтомолога», которые до сих пор поражают точностью наблюдений за удивительным миром насекомых.

Ключевым моментом в развитии экологического знания было возникновение самого термина «экология». Днем рождения, а точнее «крещения», экологии как науки можно считать 14 сентября 1866 г., когда немецкий биолог Э. Геккель (1834-1919) закончил написание фундаментального труда «Всеобщая морфология организмов». Классифицируя разделы биологии в одном из подстрочных примечаний, Геккель впервые употребил слово «экология» (от греч. oikos — дом, жилище, родина, местопребывание, обиталище и logos — слово, учение) в отношении научного знания.

К концу XIX в. термином «экология» начали пользоваться многие биологи, причем не только в Германии, но и в других странах. В 1868 г. в России под редакцией И.И. Мечникова вышел в конспективном изложении труд Э. Геккеля «Общая морфология», где впервые было упомянуто слово «экология» на русском языке.

Экология как наука возникла в середине XIX в. в недрах биологической науки, которая к тому времени стала интересоваться не только классификацией всего живого и строением организмов, но и реакцией животных и растений на условия существования.

Уважаемые друзья биологи!

Данный сайт я создавал не для заработка. Я на нем не размещаю никакой рекламы и делаю это не из-за этических соображений, а просто потому что биология пока тема не особо доходная. К тому же у меня есть другие проекты на которых я хорошо зарабатываю.

Наверное у вас возник вопрос, а зачем вообще мне все это нужно?

Я еще не так давно учился на биофаке и конечно же возлагал надежды на то, что после окончания буду работать по специальности и заниматься научно исследовательской работой. Однако в аспирантуру не поступил и работу биологом по специальности, которая нормально оплачивается не нашел. После провала вступительных экзаменов в аспирантуру я пошел получать второе высшее образование и теперь занимаюсь программированием.

На данный момент биология это моё хобби. Данный сайт можно назвать сайтом для своих. Если у вас есть идеи о том, как сделать данный проект более серьезным и более полезным вы можете написать мне.

Источник

Итоговая работа по экологии
методическая разработка на тему

Задания

для дифференцированного зачета по экологии в СПО (1 курс)

Скачать:

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленская академия профессионального образования»

для дифференцированного зачета по экологии в СПО (1 курс)

Учебное заведение: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленская академия профессионального образования» (ОГБПОУ СмолАПО, г. Смоленск)

Преподаватель: Бурцева Елена Александровна

Задания с выбором одного верного ответа.

1 Живая оболочка Земли называется

2 Наука об отношениях живых организмов между собой и окружающей средой

3 Экология изучает А) биосферный и Б) организменный уровни организации живой материи

4 Какие экологические знания применимы в области медицины

5 Часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них воздействие называется

6 Экологические факторы это,

7 Строительство платины на реке относится к

8 Входит ли в состав биоценоза зооценоз?

9 Совокупность популяций всех видов живых организмов и среды их обитания – это:

1) биогеоценоз; 2) экосистема; 3) агроценоз.

10 Какой компонент биоценоза является потребителем органического вещества?

1) продуценты; 2) консументы; 3) редуценты.

11 Согласно закону Линдемана, теряется и не переходит на последующий трофический уровень ________ процентов энергии:

12 Условием устойчивости экосистемы является наличие в ней следующих явлений:

1) богатый видовой состав; 3) круговорот вещества;

2) цепи питания; 4) приток энергии.

13 К какому виду загрязнения относится высокое радиационное излучение?

14 Выберите неверное высказывание:

1) В биоценозах океанов и морей отсутствует ярусность.

2) В экосистеме не осуществляется круговорот энергии.

3) Агроценозы являются саморегулирующимися экосистемами.

15 Продуцентами в лесной экосистеме являются:

16 Сообщество организмов, созданное и поддерживаемое человеком—это:

1) биоценоз; 2) агроценоз; 3) экосистема

17 В состав экосистемы входят следующие структурные образования:

1) биоценоз и биотоп; 3) консументы; редуценты, продуценты;

2) авто- и гетеротрофы; 4) фито-, зоо-, микробо- и микоценоз.

18 К какому виду загрязнения относится появление новой мутантной формы вируса, опасной для человека.

19 Закономерности взаимодействия человека с городской средой изучает

20 Как называются элементы природы, необходимые человеку для жизнедеятельности и вовлекаемые им в материальное производство

21 Городская среда в отличие от естественной экосистемы

23 Нормативы качества окружающей природной среды делят на

24 Экологическая безопасность обеспечивается системой

25 Охрана природы, это

26 Как называется процесс который удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

27 Как называются мероприятия, позволяющие изменить природные явления и процессы в желательном для человека направлении.

28 Экологическая экспертиза, это

29 Космос, Мировой океан, Антарктида, Атмосферный воздух, это

30 Экологизация сознания, это

Задания с несколькими вариантами ответа

Источник

ВВЕДЕНИЕ

ЗАКОНЫ, ПРАВИЛА И ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИИ, РАЦИОНАЛЬНОГО

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ПРИРОДЫ. 173

Предмет, задачи и методы экологии

Экология (от греч. oikos – дом, жилище, местообитание и logos – учение)– наука о взаимоотношени­ях живых организмов между собой и со средой их обитания.

Экология – биологическая наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаи­модействии природы и общества*. Термин «экология» впервые ввел немецкий зоолог Эрнст Геккель в книге «Всеобщая морфология организмов» (1866).

Биоэкология (общая экология) раздел экологии, изучающий отношения организмов (особей, популяций, со­обществ) между собой и окружающей средой. Направления биоэкологии: экология особей (аутэкология, факториальная экология), экология популяций (демэкология, популяционная экология), экология сообществ (синэкология). С биоэкологией тесно связано учение о биосфере (глобальная экология). По отношению к систематическим группам живых орга­низмов в составе биоэкологии выделяют экологию прокариот, грибов, растений, животных.

Геоэкология бщая экология раздел экологии, основанный на приложении экологических закономерностей к географическим процессам, применитель­но к экосистемам высоких уровней иерархии. По отношению к типу ландшафта выделяют экологию тундры, сте­пи, пустыни и др. ландшафтов. По отношению к средам выде­ляют экологию суши, моря, пресных водоемов и др.

Прикладная экология разрабатывает принципы рациональ­ного использования природных ресурсов и сохранения среды жизни. Ее задача – оптимизация взаимо­действия природы и общества, решение которой возможно только на основе знания и соблюдения законов, правил и принципов экологии и природопользования. Прикладная экология вклю­чает промышленную (инженерную), сельскохозяйственную, медицинскую, урбоэкологию и т.д.

Экология человекаи социальная экология изучают взаимодействие человека и человеческого сообщества со средой, но в пер­вом случае подчеркивается биологическая составляющая че­ловека, а во втором – социальная.

Задачи экологии: изучение двусторонних связей между биологическими объектами разных уровней организации и сре­дой; изучение механизмов адаптации к среде; изучение меха­низмов устойчивости экосистем; изучение механизмов под­держания биоразнообразия; исследование продукционных про­цессов; моделирование экологических систем и процессов; изу­чение законов взаимодействия человеческого общества и при­роды, прогноз и оптимизация этого взаимодействия и др.

Методы экологических исследований. Современная эколо­гия располагает широким набором методов исследования. Ос­новными являются следующие методы. Метод наблюдения и описания заключается в сборе и описании фактов. Сравнитель­ный метод основан на анализе сходства и различий изучаемых объектов. Исторический метод изучает ход развития исследуе­мого объекта. Метод эксперимента дает возможность изучать явления природы в заданных условиях. Метод моделирования позволяет описывать сложные природные явления относитель­но простыми моделями.

Связь экологии с другими науками. Экология тесно связана с фундаментальными науками (математикой, физикой, хими­ей), естественными (биологией, географией, геологией, поч­воведением), общественными (экономикой, социологией, по­литологией, психологией), прикладными (охраной природы, биотехнологией, растениеводством).

Значение экологии. Экология является теоретическим фун­даментом рационального природопользования и охраны при­роды. Экологические знания используются в сельском, лес­ном и промысловом хозяйстве, экономике, медицине, социо­логии и т.д. Достижения экологии применяются при решении глобальных проблем современности: взаимоотношения обще­ства с окружающей средой, рационального природопользова­ния и охраны природы, продовольственного обеспечения.

История развития экологии

Историю развития экологии можно условно разделить на 3 этапа.

I. Этап зарождения и становления экологии как науки (с глубокой древности до середины XIX в.).

Читайте также:  Головная боль у животных

II. Этап оформления экологии в самостоятельную отрасль знаний (с середины XIX в. до середины XX в.).

III. Этап превращения экологии в междисциплинарную на­уку (с середины XX в. по настоящее время).

I. Первый этап – зарождение и становление экологии как науки (с глубокой древности до середины XIX в.). На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организ­мов со средой их обитания, делались первые научные обобще­ния. Это самый длительный в истории экологии этап.

Еще в первобытном обществе люди имели отдельные пред­ставления о повадках животных, образе их жизни, о сроках сбора растений, употребляемых для их нужд, о местах произ­растания растений, о способах выращивания и ухода за ними. Сведения подобного рода встречаются в сохранившихся па­мятниках древнеегипетской, индийской, тибетской культур. Например, в древнеиндийских сказаниях «Махабхарата» (VI–II вв. до н. э.) даются сведения о повадках и образе жизни около 50 видов животных, сообщается об изменениях числен­ности некоторых из них. В рукописных книгах Вавилонии есть описания способов обработки земли, указывается время посе­ва культурных растений, перечисляются птицы и животные, вредные для земледелия. В китайских хрониках IV–II вв. до н. э. описываются условия произрастания различных сортов культурных растений.

В античный период накопленные экологические сведения нашли свое отражение в трудах философов. Аристотель (384–322 гг. до н. э.) описал поведение свыше 300 видов животных и классифицировал их по образу жизни и характеру потреб­ностей. В его трудах имеются сведения о перелетах птиц, миг­рации и спячке рыб, строительной деятельности животных. Ученик Аристотеля Теофраст Эрезийский (372–287 гг. до н. э.) описал особенности растений в разных условиях среды. Он отмечал зависимость формы и роста растений от типа по­чвы и климата. Им впервые было предложено разделить рас­тения на основные жизненные формы: деревья, кустарники, полукустарники, травы. Известный древнегреческий врач Гип­пократ (460–377 гг. до н. э.) в своих трудах описывал влияние факторов среды на здоровье человека.

В период Средневековья накопления экологических све­дений практически не происходило, поскольку в науке доми­нирующей была теологическая теория происхождения жиз­ни и виды считались неизменными, влияние среды вообще отрицалось. Только единичные труды этого периода содер­жат факты научного значения. Большинство из них имеют прикладной характер: описание целебных трав (Авиценна, 980–1037), культивируемых растений и животных, природы далеких стран (Марко Поло, XIII в.).

В эпоху Возрождения великие географические открытия послужили толчком дальнейшему развитию естественных наук и экологии в том числе. В этот период происходило накопле­ние и описание фактического материала о разнообразии жи­вых организмов, их распространении, выявление особеннос­тей строения растений и животных, живущих в условиях той или иной среды. Первые систематики – А. Цезальпин (1519–1603), Д. Рей (1623–1705), Ж. Турнефор (1656–1708) утверж­дали, что существует зависимость растений от условий и мест их произрастания или возделывания. Сведения о поведении, повадках, образе жизни животных, сопровождавшие описа­ние их строения, называли «историей» жизни животных.

На основании путешествий по неизведанным краям Рос­сии в XVIII в. в трудах С.П. Крашенинникова, И.И. Лепехи­на, П.С. Палласа и др. русских исследователей указывается на изменения животного и растительного мира в зависимости от климата в различных частях обширной страны. Идеи о влия­нии среды на организм высказывали М.В. Ломоносов (1711–1765), ученый-агроном А.Г. Болотов (1738–1833) и др.

Французский естествоиспытатель Ж. Бюффон (1707–1788) считал возможным превращения одного вида в другой под вли­янием климата, температуры, качества пищи, одомашнивания, то есть признавал изменчивость видов под влиянием внешней среды, хотя и не подкрепил этой догадки серьезными доказа­тельствами.

С конца XVIII в. быстрыми темпами развивалась биогеог­рафия, что способствовало дальнейшему развитию экологи­ческого мышления. Основоположником экологии растений принято считать А. Гумбольдта (1769–1859), который на ос­нове своих многолетних наблюдений в Центральной и Юж­ной Америке показал влияние климатических условий, особен­но температурного фактора, на распространение растений. В 1807 г. А. Гумбольдт высказал идею об изолиниях растений, суть которой заключается в том, что в сходных географических ус­ловиях у растений разных таксономических групп вырабаты­ваются сходные «физиономические» формы, то есть одинако­вый внешний облик.

Позднее появились работы, посвященные влиянию клима­тических факторов на распространение и биологию живот­ных, среди них книги немецкого зоолога К. Глогера (1833) об изменениях птиц под влиянием климата, датчанина Т. Фабера (1826) об особенностях северных птиц, К. Бергмана (1848) о географических закономерностях в изменении размеров теп­локровных животных.

А. Декандоль в 1832 г. обосновал идею, что среду, в кото­рой существуют растения, надо понимать как совокупность действующих экологических факторов, а в 1855 г. отметил повышенную экологическую пластичность растений по срав­нению с животными.

Русский ученыйЭ.А. Эверсман (1840) разделил факторы среды на абиотические и биотические, описал примеры борь­бы и конкуренции между особями одного и разных видов.

Профессор Московского университета К.Ф. Рулье (1814–1858) по праву считается основателем экологии животных. Он написал более 160 работ по зообиологии. Через все эти труды проходит мысль, что развитие органического мира обусловле­но влиянием изменяющейся внешней среды. Он разработал широкую систему экологических исследований животных.

Ученик К.Ф. Рулье Н.А. Северцов (1827–1885) в 1855 г. опуб­ликовал магистерскую диссертацию на тему «Периодические явления в жизни птиц, гад и зверей Воронежской губернии», в которой впервые в России изложил глубокие экологические исследования животного мира отдельного региона.

II. Второй этап – оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (с середины XIX в. до середины XX в.).

В 1859 г. английский ученый Ч. Дарвин (1809–1882) опубликовал научный труд «Происхождение видов путем ес­тественного отбора», в котором вскрыл механизм эволюцион­ного процесса путем естественного отбора. С появлением эво­люционного учения Ч. Дарвина экология стала развиваться на качественно новой основе.

В 1866 году немецкий биолог Э. Геккель впервые употре­бил термин «экология» в своем труде «Всеобщая морфология организмов», а в 1868 году в книге «Натуралистическая теория мирообразования» он дал определение сущности новой на­уки. Однако этот термин прижился только к концу XIX в.

Во второй половине XIX в. экологические исследования в основном касались влияния климатических факторов на рас­тительные и животные организмы. В 1895 г. Е. Варминг обо­сновал представление о жизненных формах растений. А.Ф. Миддендорф в конце XIX в. применил учение А. Гум­больдта об изолиниях к животным.

В конце 70-х годов XIX в. в экологии возникло новое на­правление. Немецкий гидробиолог К. Мебиус в 1877 г. на ос­нове изучения устричных банок Северного моря обосновал представление о биоценозе как о глубоко закономерном соче­тании организмов в определенных условиях среды. Биоцено­зы, или природные сообщества, по К. Мебиусу, обусловлены длительной историей приспособления видов друг к другу и к исходной экологической обстановке. Он утверждал, что вся­кое изменение в каком-либо из факторов биоценоза вызывает изменения в других факторах последнего.

Учение о растительных сообществах в дальнейшем обосо­билось в отдельную науку фитоценологию. Большую роль в ее развитии сыграли С.И. Коржинский, И.К. Пачоский, Г.Ф. Морозов, В.Н. Сукачев, Т.А. Работнов и др.

В конце XIX в. русский ученый В.В. Докучаев (1846–1903) создал учение о почве, учение о природных зонах, положил начало учению о ландшафтах. В.В. Докучаев ввел в науку ком­плексный подход к изучению природы. Его идеи получили даль­нейшее развитие в работе видного лесовода Г.Ф. Морозова «Уче­ние о лесе», в учении В.Н. Сукачева о биогеоценозах.

В 1910 году на III Международном ботаническом конгрессе в Брюсселе экология растений разделилась на аутэкологию и экологию сообществ – синэкологию. Такое разделение в даль­нейшем распространилось на экологию животных и общую экологию. Этому способствовали появившиеся новые науч­ные труды Ч. Адамса, В. Шелфорда, С.А. Зернова и др.

В 1913-1920 г. были созданы научные экологические об­щества, основаны экологические журналы, экологию начали преподавать в университетах. Получили развитие количествен­ное рассмотрение изучаемых явлений и процессов, связанных с именами А. Лотки (1925), В. Вольтерры (1926).

Выдающийся русский ученый В.И. Вернадский (1863–1945) в 1923–1927 гг. создал учение о биосфере как глобальной био­логической системе планеты Земля, а в 1944 г. – учение о ноосфере как высшей стадии развития биосферы.

В 30-40-е годы как самостоятельное направление обособи­лась экология популяций – демэкология. Основателем ее счи­тается Ч. Элтон. Наряду с ним в ее развитие большой вклад внесли С.С. Шварц, Н.П. Наумов, Д.Н. Кашкаров, В.В. Догель, В.Н. Беклемишев и др.

В 40-е гг. в экологии возник новый принцип исследования природных сообществ в их взаимосвязи со средой обитания. В 1935 г. английский ученый А. Тенсли ввел термин «экосистема», а в 1940 г. советский ученый В.Н. Сукачев (1880–1967) ввел термин «биогеоценоз».

III. Третий этап – превращение экологии в междисципли­нарную науку (с середины XX в. по настоящее время). С сере­дины XX в. успехи экологии, на фоне усугубляющихся про­блем состояния природной среды привели к «экологизации» многих биологических (и не только биологических) наук. Из строго биологической науки экология превратилась в комп­лекс знаний, включающих в себя науки об охране природной и окружающей человека среды. На границе экологии и других наук начали возникать пограничные науки, такие, как эколо­гическая биохимия, экологическая физиология, математичес­кая экология, промышленная экология, сельскохозяйственная экология, медицинская экология, инженерная экология, эко­номическая экология, социальная экология, правовая эколо­гия и др. В настоящее время достижения экологии являются теоретической основой для выработки стратегии взаимоотно­шений человечества с природой, рационального природополь­зования и охраны природы.

Современный период развития экологии в мире связан с именами таких крупных зарубежных ученых, как Ю. Одум, Дж.М. Андерсен, Э. Пианка, Р. Риклефс, М. Бигон, А. Швей­цер, Дж. Харпер, Р. Уиттекер, Н. Борлауг, Т. Миллер, Б. Не­бел и др. Среди отечественных ученых следует назвать И.П. Герасимова, А.М. Гилярова, В.Г. Горшкова, Ю.А. Израэля, Ю.Н. Куражковского, К.С. Лосева, Н.И. Моисеева, Н.П. Наумова, Н.Ф. Реймерса, В.В. Розанова, Ю.М. Свирижева, В.Е. Соколова, В.Д. Федорова, С.С. Шварца, А.Л. Яншина и др.

Часть I. УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ (ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ)

Глава 1. ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Комплект контрольно-измерительных материалов ОУД.14 Экология

Министерство образования и науки Ульяновской области

областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Большенагаткинский техникум технологии и сервиса»

Зам по УР Большенагаткинский ТТиС

«____»________________ 2018 года

для специальности среднего профессионального образования

по программам подготовки специалистов среднего звена

19.02.10 Технология продукции общественного питания

Комплект рассмотрен на заседании ЦМК

Протокол №___ «_____»_____________2018г.

на заседании цикловой методической комиссии (ЦМК) по ОГСЭ и правовым дисциплинам

Протокол заседания ЦМК

______ от ____________2018 г.

Заместитель директора по УПР ОГБПОУ Большенагаткинский ТТиС

«____» _____________ 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Задания с выбором одного верного ответа.

1 Живая оболочка Земли называется

Атмосфера 3) Биосфера

Гидросфера 4) Литосфера

2 Наука об отношениях живых организмов между собой и окружающей средой

Биология 3) Цитология

Экология 4) Зоология

3 Экология изучает А) биосферный и Б) организменный уровни организации живой материи

Верно только А 3) Верно А и Б

Верно только Б 4) Не верно оба ответа

4 Какие экологические знания применимы в области медицины

Читайте также:  Biomio тестируют ли на животных

Изучение повадок животного 3) Сроки посева и сбора урожая

Изучение жизненного цикла животного 4) Экологическое прогнозирование

5 Часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них воздействие называется

Биосфера 3) Атмосфера

Среда обитания 4) Гидросфера

6 Экологические факторы это,

Элементы среды обитания, воздействующие на организм. 3) влажность

Влияние температуры на организм 4) освещенность

7 Строительство платины на реке относится к

Биотическим факторам среды 3) Антропогенным факторам среды

Абиотическим факторам среды 4) Наземно-воздушной среде.

8 Входит ли в состав биоценоза зооценоз?

9 Совокупность популяций всех видов живых организмов и среды их обитания – это:

1) биогеоценоз; 2) экосистема; 3) агроценоз.

10 Какой компонент биоценоза является потребителем органического вещества?

1) продуценты; 2) консументы; 3) редуценты.

11 Согласно закону Линдемана, теряется и не переходит на последующий трофический уровень ________ процентов энергии:

12 Условием устойчивости экосистемы является наличие в ней следующих явлений:

1) богатый видовой состав; 3) круговорот вещества;

2) цепи питания; 4) приток энергии.

13 К какому виду загрязнения относится высокое радиационное излучение?

Механическое 3) Химическое

Физическое 4) Биологические

14 Выберите неверное высказывание:

1) В биоценозах океанов и морей отсутствует ярусность.

2) В экосистеме не осуществляется круговорот энергии.

3) Агроценозы являются саморегулирующимися экосистемами.

15 Продуцентами в лесной экосистеме являются:

16 Сообщество организмов, созданное и поддерживаемое человеком—это:

1) биоценоз; 2) агроценоз; 3) экосистема

17 В состав экосистемы входят следующие структурные образования:

1) биоценоз и биотоп; 3) консументы; редуценты, продуценты;

2) авто- и гетеротрофы; 4) фито-, зоо-, микробо- и микоценоз.

18 К какому виду загрязнения относится появление новой мутантной формы вируса, опасной для человека.

Механическое 3) Химическое

Физическое 4) Биологические

19 Закономерности взаимодействия человека с городской средой изучает

Экология 3) Урбаэкология

Социальная экология 4) Социология

20 Как называются элементы природы, необходимые человеку для жизнедеятельности и вовлекаемые им в материальное производство

природная среда 3) природные ресурсы

природные условия 4) полезные ископаемые

21 Городская среда в отличие от естественной экосистемы

Существует за счет энергии солнца 3) Способна к саморегуляции

Загрязняются все компоненты среды 4) Не образует отходов

Предельно допустимая концентрация вредных веществ

Предельно допустимый уровень физического воздействия

Природный показатель качества среды

Производственно допустимые критерии качества среды.

23 Нормативы качества окружающей природной среды делят на

Санитарно-гигиенические, производственно-хозяйственные, вспомогательные

Нормативы санитарных зон, строительные правила, организационные нормативы

ПДК вредных химических веществ, ПДК вредных физических воздействий

Нормативы шума и вибрации, нормативы биологических загрязнений.

24 Экологическая безопасность обеспечивается системой

Органов власти и законодательством

Медицинскими и биологическими мероприятиями

Законодательством, управленческими, техническими, медицинскими и биологическими мероприятиями.

25 Охрана природы, это

Сохранение гидросферы и ее обитателей

Сохранение флоры и фауны наземно-воздушной среды.

Комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов и естественной среды.

26 Как называется процесс который удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Устойчивое развитие 3) Охрана природы

Сберегающие технологии 4) Рациональное природопользование

27 Как называются мероприятия, позволяющие изменить природные явления и процессы в желательном для человека направлении.

Экологическое право 3) Экологический мониторинг

Природоохранные мероприятия 4) Управление природными системами

28 Экологическая экспертиза, это

Оценка уровня возможных негативных воздействий на среду и здоровье человека.

Оценка экономических и социальных потерь в результате изменения природной среды под воздействием антропогенных факторов.

Обнаружение антропогенных нагрузок на основе реакции живых организмов.

29 Космос, Мировой океан, Антарктида, Атмосферный воздух, это

Компоненты биосферы 3) Неисчерпаемые ресурсы

Международные объекты охраны природы 4)Глобальные экосистемы

30 Экологизация сознания, это

Преподавание экологии в учебных заведениях

Озвучание экологических проблем в СМИ

Представление о взаимоотношениях человека и природы, определяющее его поведение.

Задания с несколькими вариантами ответа

Соотнесите природные ресурсы с их видами по классификациям.

Определите, какие признаки соответствуют естественной, а какие искусственной экосистемам.

А) бедный видовой состав 1) Естественная экосистема

Б) Единственный источник энергии солнце 2)Агроэкосистема

В) Высокая конкурентоспособность видов

Г) Замкнутый круговорот веществ

Д) Использование удобрений и пестицидов

Е) Богатый видовой состав

Ж) Механизмы саморегуляции слабо работают или отсутствуют

З) Зависимость от человека высокая

И) Вспышка численности видов случается редко

3.Коротко ответить на вопросы.

9 Загрязнение каким веществом опасно для морской и океанической воды-

10 Назовите причины появления социальной экологии-

4. Для роста а) пшеницы нужна температура от 0-42 ;

б) для фасоли от9-46;

в) для клена остролистного от 7-26;

г) для бактерии сенной палочки от 5-57,

д) для туберкулезной бактерии от 29-41,

е) для рыжего муравья от 1,5-50.

1) какие из этих организмов являются узкоприспособленными (стенобионтными видами) к температурному фактору? (ответ в виде букв)

2) Для каких организмов из числа перечисленных температура почвы +2 градуса весной будут являться ограничивающим фактором? (ответ в виде букв).

Задания с выбором одного верного ответа.

1 Водная оболочка Земли называется

Атмосфера 3) Биосфера

Гидросфера 4) Литосфера

2 Экология- это наука

О живых организмах

О взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой

Об историческом развитии живых организмов

Об ископаемых останках вымерших живых организмов

3 Экология изучает А) молекулярный и Б) клеточный уровни организации живой материи

Верно только А 3) Верно А и Б

Верно только Б 4) Не верно оба ответа

4 Какие экологические знания применимы в области строительства.

Изучение повадок животного 3) Сроки посева и сбора урожая

Изучение жизненного цикла животного 4) Экологическое прогнозирование

5 Среда обитания (жизни) это,

Вся природа 3) Часть природы вокруг живого организма, воздействующая на него.

Физические и химические параметры атмосферы 4) Особенности климата

6 Отдельные элементы среды обитания, воздействующие на организм это,

Экологические факторы 3) Биотические факторы

Антропогенные факторы 4) Абиотические факторы

7 Климатические параметры среды относятся к

Биотическим факторам среды 3) Антропогенным факторам среды

8 Входит ли в состав биоценоза фитоценоз?

9 Какой компонент биоценоза является производителем органического вещества?

1) продуценты; 2) консументы; 3) редуценты.

10 Согласно закону Линдемана, на последующий трофический уровень переходит……. процентов энергии:

1) 1; 2) 10; 3) 90; 4) 100.

11 При характеристике экосистемы не учитывают:

1) видовой состав; 3) поток вещества и энергии;

2) цепи питания; 4) вымершие виды.

12 К какому виду загрязнения относится бытовой мусор и свалки из него.

Механическое 3) Химическое

Физическое 4) Биологические

13 Выберите неверное высказывание:

1) В биоценозах океанов и морей наблюдается ярусность.

2) В экосистеме осуществляется круговорот энергии.

3) Агроценозы не являются саморегулирующимися экосистемами.

14 Редуцентами в лесной экосистеме являются:

15 Экосистема с низким видовым разнообразием, зависимая от человека- это:

1) биоценоз; 2) лесная экосистема; 3) агроценоз.

16 Для обеспечения круговорота веществ в экосистеме необходимо наличие следующих компонентов:

1) биоценоз и биотоп; 3) консументы; редуценты, продуценты;

2) авто- и гетеротрофы; 4) фито-, зоо-, микробо- и микоценоз.

17 В современных городских экосистемах наблюдается:

1) преобладание консументов ;

2) уменьшение биомассы продуцентов;

3) интенсивное самовосстановление растительных сообществ.

18 К какому виду загрязнения относятся соли тяжелых металлов в выхлопных газах автомобилей?

Механическое 3) Химическое

Физическое 4) Биологические

19 Природные ресурсы это,

Все что окружает человека

Элементы природы, необходимые человеку для жизнедеятельности и вовлекаемые в материальное производство

Факторы природы, влияющие на здоровье человека.

Ископаемые недр Земли.

20 Процесс увеличения численности городских поселений, приводящий к росту и развитию городов называется

Урбаэкология 3) Урбанизация

Социология 4) Социальная экология

21 Городская среда в отличие от естественной экосистемы

Существует за счет энергии солнца 3) Имеет другую структуру

Способна к саморегуляции 4) Не образует отходов

Предельно допустимая концентрация вредных веществ

Предельно допустимый уровень физического воздействия

Природный показатель качества среды

Производственно допустимые критерии качества среды.

23 Нормативы качества окружающей природной среды необходимы для

Сравнения показателей среды прошлого и настоящего.

Регулирования качества среды, в которой живет и проявляет себя человек.

Регулирования деятельности промышленных предприятий.

Оценки вреда здоровью на производстве.

24 Источниками экологической опасности могут быть

Промышленность 3) Природные и антропогенные факторы

Автотранспорт 4) Природные катаклизмы

25Комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов и естественной среды, это

Сохранение биосферы. 3) Рациональное природопользование

Сохранение гидросферы и ее обитателей 4) Охрана природы.

26 Экологически устойчивое развитие, это

Неограниченное потребление ресурсов для удовлетворения потребностей человека.

Режим экономии во всех сферах деятельности человека.

Ресурсо-сберегающие и экологичные технологии.

Развитие, при котором благополучие людей обеспечивается сохранением источников сырья и окружающей среды.

27 Как называется в природопользовании понимание фактических или возможных экономических и социальных потерь в результате изменения природной среды под воздействием антропогенных факторов.

Ущерб 3) Урбанизация

Загрязнение 4) Экологическая агрессия

28 Кто осуществляет контроль за охраной природы?

Общественные организации 3) Органы государственной власти

Отдельные граждане 4) Международные организации

29 Экологизация сознания, это

Преподавание экологии в учебных заведениях

Озвучание экологических проблем в СМИ

Представление о взаимоотношениях человека и природы, определяющее его поведение.

30 Как называются мероприятия, позволяющие изменить природные явления и процессы в желательном для человека направлении.

Экологическое право 3) Экологический мониторинг

Природоохранные мероприятия 4) Управление природными системами

Задания с несколькими вариантами ответа

Соотнести термин с соответствующим им определением. (ответы в виде цифр)

Определите, какие признаки человека указывают на сходство его с биосферой, а какие на отличие его от нее.

А) проявляет свойства живого 1) Сходство

Б) трудовая деятельность 2) Отличия

В) действие биологических законов

Д) положение человека в современной классификации

Е) абстрактное мышление

Ж) потребность в дополнительной энергии

З) изменение природной среды под свои потребности.

И) действие общебиологических понятий (фенотип, адаптация и т.д.)

3.Коротко ответить на вопросы.

2. Его выделяют растения –

4 Окружающий нас мир-

6 Как называется живая оболочка земли-

9 Наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающей природной средой-

10 Как бы вы охарактеризовали взаимоотношения человека и природы в прошлом (с примерами и фактами).

4. Для роста а) пшеницы нужна температура от 0-42 ;

б) для фасоли от9-46;

в) для клена остролистного от 7-26;

г) для бактерии сенной палочки от 5-57,

д) для туберкулезной бактерии от 29-41,

е) для рыжего муравья от 1,5-50.

1) какие из этих организмов являются широкоприспособленными (эврибионтные виды) к температурному фактору? (ответ в виде букв)

2) Для каких организмов из числа перечисленных температура воздуха +2 градуса весной будут являться ограничивающим фактором? (ответ в виде букв).

6. Назовите основные компоненты трудовой среды.

Задания с выбором одного верного ответа.

1.Часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них воздействие называется

Биосфера 3) Атмосфера

Среда обитания 4) Гидросфера

2.Экологические факторы это,

Элементы среды обитания, воздействующие на организм. 3) влажность

Влияние температуры на организм 4) освещенность

3.Строительство платины на реке относится к

Биотическим факторам среды 3) Антропогенным факторам среды

Абиотическим факторам среды 4) Наземно-воздушной среде.

4. Живая оболочка Земли называется

Атмосфера 3) Биосфера

Гидросфера 4) Литосфера

5. Наука об отношениях живых организмов между собой и окружающей средой

Биология 3) Цитология

Читайте также:  Аид майнкрафт раскопки с животными

Экология 4) Зоология

6. Входит ли в состав биоценоза зооценоз?

7. Совокупность популяций всех видов живых организмов и среды их обитания – это:

1) биогеоценоз; 2) экосистема; 3) агроценоз.

8. Экология изучает А) биосферный и Б) организменный уровни организации живой материи

Верно только А 3) Верно А и Б

Верно только Б 4) Не верно оба ответа

9. Какие экологические знания применимы в области медицины

Изучение повадок животного 3) Сроки посева и сбора урожая

Изучение жизненного цикла животного 4) Экологическое прогнозирование

10. Какой компонент биоценоза является потребителем органического вещества?

1) продуценты; 2) консументы; 3) редуценты.

11.Согласно закону Линдемана, теряется и не переходит на последующий трофический уровень ….. процентов энергии:

12. Условием устойчивости экосистемы является наличие в ней следующих явлений:

1) богатый видовой состав; 3) круговорот вещества;

2) цепи питания; 4) приток энергии.

13. К какому виду загрязнения относится высокое радиационное излучение?

Механическое 3) Химическое

Физическое 4) Биологические

14.Сообщество организмов, созданное и поддерживаемое человеком—это:

1) биоценоз; 2) агроценоз; 3) экосистема

15. В состав экосистемы входят следующие структурные образования:

1) биоценоз и биотоп; 3) консументы; редуценты, продуценты;

2) авто- и гетеротрофы; 4) фито-, зоо-, микробо- и микоценоз.

16. К какому виду загрязнения относится появление новой мутантной формы вируса, опасной для человека.

Механическое 3) Химическое

Физическое 4) Биологические

17. Выберите неверное высказывание:

1) В биоценозах океанов и морей отсутствует ярусность.

2) В экосистеме не осуществляется круговорот энергии.

3) Агроценозы являются саморегулирующимися экосистемами.

18. Продуцентами в лесной экосистеме являются:

19.Закономерности взаимодействия человека с городской средой изучает

Экология 3) Урбаэкология

Социальная экология 4) Социология

20. Как называются элементы природы, необходимые человеку для жизнедеятельности и вовлекаемые им в материальное производство

природная среда 3) природные ресурсы

природные условия 4) полезные ископаемые

21. Нормативы качества окружающей природной среды делят на

Санитарно-гигиенические, производственно-хозяйственные, вспомогательные

Нормативы санитарных зон, строительные правила, организационные нормативы

ПДК вредных химических веществ, ПДК вредных физических воздействий

Нормативы шума и вибрации, нормативы биологических загрязнений.

22. Экологическая безопасность обеспечивается системой

Органов власти и законодательством

Медицинскими и биологическими мероприятиями

Законодательством, управленческими, техническими, медицинскими и биологическими мероприятиями.

23. Городская среда в отличие от естественной экосистемы

Существует за счет энергии солнца 3) Способна к саморегуляции

Загрязняются все компоненты среды 4) Не образует отходов

Предельно допустимая концентрация вредных веществ

Предельно допустимый уровень физического воздействия

Природный показатель качества среды

Производственно допустимые критерии качества среды.

25 Охрана природы, это

Сохранение гидросферы и ее обитателей

Сохранение флоры и фауны наземно-воздушной среды.

Комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов и естественной среды.

26 Триединая концепции устойчивого развития, это объединение трех точек зрения

Политической, экономической, социальной.

Научной, экономической, политической.

Экономической, социальной, экологической

27 Как называется совокупность эколого- правовых норм, регулирующих отношения общества и природы, для предупреждения вредных экологических последствий.

Экологическая стандартизация 3) Нормативы качества среды

Рациональное природопользование 4) Экологическое право

28 Как называется территория со всеми находящимися в ее пределах природными объектами, полностью изъятая из хозяйственной деятельности человека.

Заказник 3) Заповедник

Национальный парк 4)Памятник природы

29 Как называется система наблюдения, оценки и прогнозирования состояния окружающей среды

Экологический мониторинг 3) Нормативы качества оценки среды

Экологическая стандартизация 4) Экологическое право

30 Кто осуществляет контроль за охраной природы?

Общественные организации 3) Органы государственной власти

Отдельные граждане 4) Международные организации

Задания с несколькими вариантами ответа

1. Соотнесите природные явления с факторами среды.

2.Правильно соотнести пункты трех колонок таблицы (ответ в виде последовательности цифр).

3. Выберите правильные утверждения.

1Экология древняя наука, изучающая повадки животных.

2 У экологии такие же методы изучения живых объектов как и у биологии, но есть и свои специфические (физиологические, анатомические, биохимические, этологические, систематические, математические, социальные, математическое моделирование).

3Синэкология изучает адаптивные свойства отдельных особей.

5 Экологические знания помогают медикам в лечении онкологических образований.

6 Социальная экология изучает человека и его деятельность.

7Молекулярный и клеточный уровни организации живой материи изучаются экологией.

8 Знания в области экологии, позволяют ученым прогнозировать развитие популяций, сообществ и биосферы в целом.

9 Факторы среды – это элементы среды которые на организм не воздействуют.

10 Адаптация – это различные приспособления к среде обитания, не связанные с процессом эволюции

11 Экологическая ниша – это совокупность всех факторов среды, необходимых для существования вида.

12Адаптация –результат эволюции.

4.Определите принадлежность факторов триединой концепции устойчивого развития

1сохранение стабильности социальных и культурных систем

2обеспечивать целостность природных систем

3оптимальное использование ограниченных ресурсов

4особое значение жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы

5 использование экологичных технологий

6сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми

7создать более эффективную систему принятия решений

8создание экологически приемлемой продукции,

9минимизацию, переработку и уничтожение отходов

10 сохранение способностей к самовосстановлению и динамической адаптации таких систем к изменениям

Ответ запишите в таблице в виде цифр.

5. Дайте социально-экологическую и экономическую оценку современного состояния природных ресурсов России.

6. Дайте определение понятию «здоровье человека». Каковы составляющие здоровья человека?

Тестовая работа по экологии (за 1 семестр)

1. Пастбищной пищевой цепочкой озера является:

1) ил – черви – плотва – щука

2) гниющие водоросли – мелкие ракообразные – стерлядь
3) фитопланктон – дафнии – личинки стрекозы – окунь

4) ламинария – осетр – орел

2. В агроценозе пшеничного поля растения пшеницы и сорняков являются:

1 ) консументами I порядка

2) консументами II порядка

3. Животное, которое может занимать уровень консументов второго порядка?

4. Установите последовательность звеньев пищевой цепи:

5. На основании правила экологической пирамиды рассчитайте, сколько филинов массой 5 кг может вырасти в лесу, если биомасса злаковых растений, которая при этом может использоваться равна 100 000 кг.

Цепь питания имеет вид: злаки – полевая мышь – куница – филин.

6. Наиболее длинные пищевые цепи формируются в:

2) широколиственном лесу

4) тропическом лесу

7. Бактерии гниения, обитающие в почве относятся к:

2) консументам I порядка

3) консументам II порядка

8. Животное, которое может занимать уровень консументов первого порядка:

9. Укажите последовательность звеньев пищевой цепи:

11. Термин экология ввел:

12. Взаимодействие отдельного организма со средой изучает

4) социальная экология

13. Устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящихся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы и литосферы – это:

14. Закон, который гласит об ограниченности ресурсов:

«Все связано со всем»

«Все должно куда-то деваться»

«Природа знает лучше»

15. Совокупность особей, обладающих наследственным сходством, происхождением, способных скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство – это:

16. Определенный ареал, занимаемый видом в природе, это критерий:

17. Соотношение в популяции особей разного пола – это структура популяции:

К продуцентам относится:

Детридной пищевой цепочкой является:

1) осина – заяц – лисица

2) листва – дождевой червь – дрозд – ястреб

4) трава – лось – волк – личинка мухи

Ввел термин «биосфера»:

К биогенному веществу относится:

В состав биосферы входит:

1) вся атмосфера, верхняя часть гидросферы и верхняя часть литосферы

2) вся гидросфера, нижняя часть атмосферы, верхняя часть литосферы

3) вся атмосфера, вся гидросфера и вся литосфера

4) верхняя часть атмосферы, вся гидросфера и верхняя часть литосферы

Экология – это наука, которая изучает:

2) взаимоотношения живых организмов и среды обитания

3) живую и неживую природу

4) окружающую среду

Взаимодействие между организмами изучает:

4) социальная экология

Сообщество растений, животных и микроорганизмов, населяющих одну территорию, взаимно связанных в цепи питания и влияющих друг на друга – это:

Закон Б.Коммонера о всеобщей связи вещей и явлений в природе и обществе:

«Все связано со всем»

«Все должно куда-то деваться»

3) «На всех не хватит»

4) «Природа знает лучше»

Совокупность особей одного вида, населяющих определенную территорию, имеющих общий генофонд и возможность скрещивать между собой:

Сходство всех процессов жизнедеятельности – это критерий:

Соотношение в популяции особей разного возраста – это структура популяции:

Одуванчик лекарственный относится к:

Пастбищной пищевой цепочкой является:

1) листва – дождевой червь – дрозд – ястреб

2) экскременты животных – жук навозник

Сформулировал учение о биосфере:

К биокосному веществу относится:

Глобальной экосистемой является:

35. К биологическому загрязнению относится:

2) туберкулезная палочка

36. К химическому загрязнению относится:

1) нитраты в овощах

4) радиоактивные отходы

37. Тепловое загрязнение относится к загрязнениям:

38. Уровень шума безопасный для здоровья человека:

39. Урбанистическая аномалия среди тундры:

40. Среда жилищ и населенных пунктов называется:

41. Экологический фактор, существенно ограничивающий рост численности популяции человека:

42. Резкое увеличение народонаселения, связанное с улучшением социально-экономических и общеэкологических условий жизни, называется:

1) демографический кризис

2) демографических взрыв

43. Вид человек разумный является видом:

44. Понятие экологическая ниша предложено:

45. Элементы неживой природы относятся к факторам:

46. Факторы, связанные с деятельностью человека, называются:

47. Рыбы-прилипалы и хищники – это пример:

48. Форма биотических отношений, при которых организм одного вида живет за счет питательных веществ или тканей организма другого вида:

49. Тесные взаимовыгодные отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится для другого обязательным – это пример:

50. Паразитические взаимоотношения устанавливаются между:

1) мышью и пшеницей

3) человеком и курицей

51. К негативным взаимоотношениям относится:

52. Совместное существование, от которого страдают оба вида:

53. Тип взаимоотношений лисиц и мышей полевок в биогеоценозе – это пример:

54. Грибки вырабатывают антибиотики, в присутствии которых жизнедеятельность бактерий подавляется или существенно ограничена – это пример:

55. Ягоды рябины являются пищей для птиц. Пройдя кишечный тракт дрозда – рябинника, оболочка семян частично разрушается, что способствует прорастанию семян – это пример:

56. Тип взаимоотношений, при котором совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них:

57. Хохлатая синица и лось занимают разные горизонтальные ярусы леса, используя в пищу разные корма – это пример:

58. Травы испытывают угнетение, в результате сильного затенения кроной ели – это пример:

59. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому вреда, ни пользы – это пример:

Номер материала: ДБ-641006

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Интересные факты и лайфхаки