1 попытку классифицировать животных предпринял

Тест с ответами: “Эволюционная теория”

1. Основная заслуга Дарвина:
а) разработка теории естественного отбора +
б) создание первой эволюционной теории
в) создание закона наследственных признаков

2. Где жил и работал Дарвин:
а) в Германии
б) в Швеции
в) в Англии +

3. Что по мнению Дарвина не относится к движущим силам эволюции:
а) борьба за существование
б) естественный отбор
в) искусственный отбор +

4. Процесс избирательного уничтожения одних особей и преимущественного размножения других:
а) естественный отбор +
б) борьба за существование
в) наследственная изменчивость

5. Как называется совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды:
а) естественный отбор
б) наследственная изменчивость
в) борьба за существование +

6. Наследственная изменчивость:
а) сохраняет наиболее полезные признаки
б) является материалом для отбора +
в) создает новые виды

7. Способность живых существ производить большое количество потомков и ограниченность жизненных ресурсов являются непосредственными причинами этого:
а) наследственной изменчивости
б) видообразования
в) борьбы за существование +

8. Что является элементарной единицей эволюции:
а) популяция +
б) подвид
в) особь

9. Наиболее правильно с позиций дарвинизма это утверждение:
а) вид – это совокупность особей, возникших в результате акта творения
б) вид – это реальная категория, обозначающая группу неизменяемых организмов
в) вид – это реальная категория изменяющихся организмов, существующая в природе +

10. Дарвин считал, что в основе разнообразия видов лежит:
а) борьба за существование
б) наследственная изменчивость +
в) способность к неограниченному размножению

11. Дарвин считал, что в основе разнообразия видов лежит:
а) естественный отбор +
б) способность к неограниченному размножению
в) единовременный акт творения

12. Что является причиной образования новых видов, по Дарвину:
а) неограниченное размножение
б) постепенное расхождение в признаках у особей одного вида +
в) борьба за существование

13. Наиболее напряженной формой борьбы за существование Дарвин считал:
а) внутривидовую +
б) межвидовую
в) борьбу с неблагоприятными условиями внешней среды

14. Примером межвидовой борьбы за существование является:
а) быстро растущие ели затеняют медленно растущие
б) лоси сражаются за самку
в) волки и лисы конкурируют за пищу +

15. Пример внутривидовой борьбы за существование:
а) два оленя борются за самку +
б) сосны изгибаются под действием ветра
в) личинка цепня в организме свиньи

16. Что не является результатом действия естественного отбора:
а) многообразие видов
б) борьба за существование +
в) усложнение и повышение уровня организации живых существ

17. Образование новых видов в природе происходит в результате:
а) деятельности человека
б) методического отбора
в) взаимодействия движущих сил эволюции +

18. Значение теории Дарвина заключается в том, что она впервые:
а) объяснила механизм возникновения жизни на Земле
б) выявила факторы, определяющие причины разнообразия и приспособленности видов +
в) доказала, что виды изменяются в ходе исторического развития

19. Укажите положение дарвиновской теории эволюции:
а) Процесс самозарождения жизни продол­жается постоянно.
б) Приобретённые полезные признаки наследуются.
в) Организмы размножаются в геометрической прогрессии. +

20. Укажите положение дарвиновской теории эволюции:
а) Приобретённые полезные признаки наследуются.
б) Мельчайшее различие между организмами может иметь значение для их выживаемости. +
в) Организмам присуще внутреннее стремление к прогрессу.

21. Укажите положение дарвиновской теории эволюции:
а) В природе выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные особи. +
б) Процесс самозарождения жизни продол­жается постоянно.
в) Организмам присуще внутреннее стремление к прогрессу.

22. Первым предпринял попытку классификации живых существ и предложил удобный и простой принцип двойных названий для каждого вида:
а) Дарвин
б) Линней +
в) Ламарк

23. Что является причиной возникновения и прогрессивной эволюции первичных хемосинтезирующих прокариот:
а) избыток углекислого газа в атмосфере
б) отсутствие кислорода в атмосфере
в) истощение запасов органических веществ в океане +

24. С какого уровня организации жизни осуществляется эволюционное обновление:
а) организменного
б) популяционного +
в) биосферного

25. Какому ученому удалось создать искусственную систему растений и животных:
а) Вавилов
б) Ламарк
в) Линней +

26. Совокупность признаков и свойств, присущих виду, называется:
а) популяцией
б) критерием вида +
в) дивергенцией

27. Автором теории эволюции является:
а) Дарвин +
б) Шлейденн
в) Морган

28. Что способствует сохранению постоянства видов с неизменными признаками:
а) изменчивость
б) саморазмножение организмов
в) стабилизирующий отбор +

29. Процесс исторического развития органического мира называется:
а) эволюция +
б) филогенез
в) онтогенез

30. Решающим фактором в процессе превращения обезьяны в человека стало:
а) общественный образ жизни
б) прямохождение +
в) возникновение речи

Источник

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

А1. Назовите ученого, первым предпринявшего попытку классификации живых существ и предложившего удобный и простой принцип двойных названий для каждого вида.

А2. Причиной возникновения и прогрессивной эволюции первичных хемосинтезирующих прокариот является
2) истощение запасов органических веществ в океане

А4. Назовите учёного, который является автором первой в истории науки эволюционной теории.
1) Ж. Б. Ламарк

А5. Первыми живыми организмами на Земле были
2) анаэробные гетеротрофы

А6. При возвращении одной из групп млекопитающих в воду (среду обитания далеких предков) произошла постепенная «модификация» пятипалых конечностей в плавникообразные ласты, но не возврат к парным плавникам предковой формы — кистеперой рыбы. Этот факт является доказательством
2) принципа прогрессирующей специализации

А7. Органы, имеющие внешнее сходство, но различающиеся внутренним строением и происхождением, называют
3) аналогичными

А9. Появление приспособлений для осуществления оплодотворения вне водной среды (аппарат цветка) и защиты семян (плод), позволивших обеспечить высокую эффективность размножения растений, — это примеры
3) ароморфоза

А10. От преимущественно биологической эволюции к преимущественно социальной перешли
1) кроманьонцы

A11. Какой из перечисленных структурных компонентов клетки является местом сборки рибосом?
2) ядрышко

А12. Гликолиз протекает в
3) митохондриях

А13. Общей для всех живых клеток функцией является
4) извлечение и аккумулирование энергии

А14. Признак, характерный только для клеток эукариот, — это
3) способность делиться митозом \

А15. Назовите структурный элемент клетки, стенка которого образована одной мембраной.
2) лизосома

А16. Процесс сборки полипептидной цепи на рибосоме называют
1) трансляцией

А19. У растений не встречается такой полисахарид, как
3) гликоген

А20. Назовите период, отсутствующий в овогенезе.
2) формирование

А21. Группа генетически идентичных организмов, образующихся в результате бесполого размножения, — это
3) клон

А22. Укажите способ бесполого размножения, характерный для дрожжевых грибов.
1) почкование

А23. Биологическое значение II мейотического деления заключается в
2) переводе клеток из диплоидного состояния в гаплоидное

А24. Биологически прогрессивной чертой полового размножения по сравнению с бесполым является
3) значительное повышение наследственного разнообразия популяций

А25. Что из перечисленного является подтверждением биогенетического закона?
4) все ответы верны

Читайте также:  Животные с самым развитым интеллектом

А26. Зародышевые листки закладываются на стадии
3) гаструляции

А27. Метаморфоз с полным превращением происходит у
2) бабочки

А28. Совокупность всех наследственных задатков клетки (организма) — это
2) генотип

А29. Закон сцепленного наследования генов был открыт
4) Т. Морганом

А30. В потомстве, полученном от скрещивания двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак), доля особей с белой шерстью составляла 1/4. Каковы генотипы родителей?
4) АаХАа

А31. Число групп сцепления прямо пропорционально числу
3) пар хромосом

А32. Какой закон генетики был открыт на основании анализа результатов, полученных при скрещивании организмов с генотипами АА и аа?
2) единообразия гибридов первого поколения (закон доминирования)

А33. Анализирующим называется скрещивание
3) рецессивной гомозиготы и гетерозиготы

А34. Геномом называется
3) гаплоидный набор ядерных генов

А35. Повышение содержания эритроцитов в крови и увеличение концентрации гемоглобина в них у жителей высокогорных областей — это пример изменчивости
1) модификационной

А36. Сущность комбинативной наследственной изменчивости заключается в возникновении новых сочетаний генов в генотипе в результате
4) все перечисленное

А37. Феномен усиленного развития и резкого повышения жизнеспособности и плодовитости гибридов первого поколения при межлинейной гибридизации — это
3) гетерозис

А38. Область биологической науки, предметом которой являются эволюционно сложившиеся взаимоотношения организмов между собой и средой обитания, называется
3) экологией

А39. Укажите группу организмов, благодаря жизнедеятельности которых молекулярный азот включается в круговорот веществ в биосфере.
4) клубеньковые бактерии

А40. Назовите оболочку Земли, в состав которой входит озоновый слой.
1) атмосфера

А41. Как называется часть биосферы, образующаяся без участия живых организмов?
1) косное вещество

А42. Необходимый животным и человеку витамин D образуется в организме под воздействием
3) ультрафиолетовых лучей

А43. Фактором, ограничивающим распространение растений на север, является
4) температура

А44. Фактор, значение которого в данный момент времени наиболее удалено от оптимума (приближается к пределам выносливости), называют
4) ограничивающим

А46. Растения усваивают серу в форме
4) сульфатов

А47. Биологическая продуктивность экосистемы определяется
2) биомассой

Задания уровня В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Доказательствами происходящей в настоящее время эволюции являются
2) появление популяций насекомых-вредителей, стойких к ядохимикатам
4) появление бактерий, устойчивых к антибиотикам
5) возникновение новых форм вируса гриппа

В2. Укажите палеонтологические доказательства эволюции.
2) ископаемые формы
4) филогенетические ряды видов
6) переходные формы растений и животных

В3. Назовите специфические черты человека (антропоморфозы).
1) гибкий позвоночник с четырьмя изгибами
2) сильно развитый лицевой отдел черепа
5) наличие второй сигнальной системы

В4. Что из перечисленного относится к бескислородному этапу энергетического обмена?
1) происходит в гиалоплазме
3) образуется пировиноградная или молочная кислота
4) энергетический эффект — 2 молекулы АТФ

В5. Назовите некоторые отличительные признаки прокариот.
1) отсутствие системы внутриклеточных мембран
2) наличие нуклеоида
6) наличие кольцевой молекулы ДНК

В6. Назовите ключевые события профазы I мейоза.
2) обмен гомологичными участками хромосом
5) репаративный синтез ДНК
6) конъюгация гомологичных хромосом

В8. Перечислите условия, при которых соблюдается закон независимого наследования признаков.
2) гибриды первого поколения должны быть гетерозиготными
4) исследуемые гены должны располагаться в разных парах гомологичных хромосом
5) один ген кодирует один признак

В9. Укажите основные признаки рецессивных мутаций.
1) формируют скрытый резерв наследственной изменчивости
4) в гетерозиготном состоянии не проявляются
6) могут оказывать неблагоприятное действие на жизнедеятельность организмов, находясь только в гомозиготном состоянии

В10. Укажите признаки, общие для природных и искусственных экологических систем.
1) наличие пищевых цепей, образующих пищевые сети
4) наличие продуцентов, консументов и редуцентов
6) использование световой энергии

В11. Перечислите признаки, характерные для наземно-воздушной среды обитания.
1) низкая плотность живых существ
4) резкие колебания температур
6) значительное разнообразие условий обитания

УСТАНОВИТЕ соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В12. Установите соответствие между учёными и взглядами на историческое развитие живой природы.

ВЗГЛЯДЫ

А) движущей силой эволюции является внутреннее стремление к совершенству
Б) изменения условий среды вызывают у организмов положительные, негативные и нейтральные наследственные изменения
В) благоприобретенные признаки наследуются
Г) движущей силой эволюции является естественный отбор
Д) элементарной эволюционной единицей является отдельная особь
Е) элементарной эволюционной единицей является популяция
УЧЕНЫЕ
1) Ч. Дарвин
2) Ж. Б. Ламарк

В13. Установите соответствие между основными путями достижения состояния биологического прогресса (основные пути эволюции) и их признаками.

ПРИЗНАКИ
А) приводит к образованию новых мелких систематиче¬ких групп
Б) совершенствование органов достигается путем частных изменений в строении и функции органов
В) затрагивает все уровни организации организмов
Г) характерен для оседлых и паразитических форм
Д) упрощение организации и снижение активности ряда органов
Е) приводит к образованию новых крупных систематических групп
ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ
1) ароморфоз 3) общая дегенерация
2) идиоадаптация

В14. Установите соответствие между минеральными компонентами клетки и выполняемыми ими функциями.

МИНЕРАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
А) железо
Б) натрий
В) калий
Г) фтор
Д) соляная кислота
Е) фосфорнокислый кальций
Ж) магний
ФУНКЦИИ
1) переносит кислород (в составе гемоглобина)
2) входит в состав хлорофилла
3) обеспечивает прочность костной ткани
4) обеспечивает высокую кислотность желудочного сока
5) участвует в генерации и проведении нервных импульсов
6) придает прочность эмали зубов

В15. Установите соответствие между признаками и типом клеток.

ПРИЗНАКИ
А) включения в виде гликогена
Б) клеточный центр
В) наличие пластид
Г) крупная центральная вакуоль
Д) клеточная стенка из целлюлозы
Е) включения в виде крахмала
Ж) наличие непосредственных переходов из цитоплазмы одной клетки в другую (плазмодесмы)
ТИП КЛЕТКИ
1) растительная
2) животная

В16. Установите соответствие между группами простейших и характерными для них способами бесполого размножения.

ОРГАНИЗМЫ
А) амёбы В) дрожжевые грибы
Б) инфузории Г) жгутиковые
СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯ
1) митоз 2) почкование

В17. Установите соответствие между зародышевыми листками и их производными.

ПРОИЗВОДНЫЕ
А) нервная система
Б) печень
В) эпителий желудочно-кишечного тракта
Г) эпителий кожи
Д) органы выделения
Е) эмаль зубов
Ж) половые железы
3) эпителий жабр и легких
ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ
1) эктодерма
2) мезодерма
3) энтодерма

В18. Установите соответствие между организмами и их признаками.

ПРИЗНАКИ
А) образуют два сорта гамет
Б) образуют один сорт гамет по данному гену
В) организмы, в генотипе которых в обеих гомологичных хромосомах находятся аллельные гены, кодирующие различные состояния признака
Г) при скрещивании организмов отмечается расщепление признака
Д) организмы, в генотипе которых в обеих гомологичных хромосомах находятся аллельные гены, кодирующие одинаковое состояние признака
Е) при скрещивании организмов не наблюдается расщепление потомства по данному признаку
ОРГАНИЗМЫ
1) гомозиготные
2) гетерозиготные

Читайте также:  Взаимосвязь клеща и покровов тела млекопитающего животного

В19. Установите соответствие между типом изменчивости и ее характеристиками.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) не имеет заведомо приспособительной направленности
Б) носит групповой характер
В) носит индивидуальный характер
Г) характеризуется адекватностью
Д) отличается непостоянством
Е) носит случайный характер
ИЗМЕНЧИВОСТЬ
1) генотипическая
2) фенотипическая

В20. Установите соответствие между механизмом терморегуляции у холоднокровных организмов и способом его реализации.

СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ
А) уменьшение количества воды в клетках
Б) накопление сахаров и глицерина
В) коллективная терморегуляция (пчелы)
Г) приспособительное поведение (активность в ночные часы)
Д) испарение воды через кожу и дыхательную систему
Е) непроизвольные мышечные сокращения (дрожь)
Ж) транспирация воды (растения)
МЕХАНИЗМ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ
1) защита от замерзания
2) защита от перегрева

В21. Установите соответствие между формой взаимоотношений между организмами и её определением.

ФОРМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
А) хищничество В) симбиоз
Б) конкуренция Г) паразитизм
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1) форма взаимоотношений, при которой оба партнера или хотя бы один извлекают пользу
2) форма взаимоотношений, при которой один организм неоднократно использует другой организм в качестве места обитания, источника питания
3) форма отношений, при которой между видами со сходными экологическими требованиями или внутри одного вида возникает соперничество за пищу, территорию, самок ит. д.
4) форма отношений, при которой один вид организмов питается особями другого вида, ловя и умерщвляя их.

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

В22. Расположите в правильной последовательности периоды палеозойской эры, начиная с самого раннего.
А) карбонский
Б) ордовикский
В) кембрийский
Г) девонский
Д) силурийский
Е) пермский

В23. Установите последовательность основных этапов антропогенеза.
А) австралопитек
Б) неандерталец
В) дриопитек
Г) человек разумный

В24. Установите, в какой последовательности осуществляются процессы биосинтеза белка в клетке.
А) трансляция
Б) активация аминокислот и их присоединение к тРНК
В) транспорт иРНК из ядра в цитоплазму
Г) поступление аминокислот в клетку
Д) транскрипция
Е) приобретение полипептидной молекулой определённой пространственной структуры

В25. Расположите в правильной последовательности фазы митоза.
А) метафаза
Б) телофаза
В) профаза
Г) анафаза

В26. Установите последовательность стадий эмбрионального периода.
А) дробление
Б) органогенез
В) стадия зиготы
Г) гаструляция

В27. Укажите последовательность стадий метаморфоза с полным превращением у насекомых.
А) взрослое насекомое
Б) личинка
В) яйцо
Г) куколка

В28. Укажите последовательность звеньев пищевой цепи.
А) организмы-деструкторы
Б) растительноядные животные
В) плотоядные животные
Г) автотрофные растения

В29. Расположите в правильной последовательности группы растений лиственного леса в соответствии с занимаемыми ими ярусами, начиная с травянистого.
А) лещина, бересклет
Б) груша, клён, яблоня
В) дуб, липа
Г) звездчатка, ветреница

Источник

Итоговый тест. 9 класс

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

А1. Назовите учёного, первым предпринявшего попытку клас­сификации живых существ и предложившего удобный и простой принцип двойных названий для каждого вида.

2) Ж. Кювье 4) Ч. Дарвин

А2. Причиной возникновения и прогрессивной эволюции пер­вичных хемосинтезирующих прокариот является

1) накопление избыточных количеств органических ве­ществ в океане

2) истощение запасов органических веществ в океане

3) отсутствие кислорода в атмосфере

4) избыток углекислого газа в атмосфере

1) С. Миллер 3) М. Кальвин

2) Л. Пастер 4) С. Аррениус

А4. Назовите учёного, который является автором первой в ис­тории науки эволюционной теории.

2) Ж. Кювье 4) Ч. Дарвин

А5. Первыми живыми организмами на Земле были

1) аэробные гетеротрофы

2) анаэробные гетеротрофы

3) анаэробные автотрофы

4) аэробные автотрофы

А6. При возвращении одной из групп млекопитающих в воду (среду обитания далеких предков) произошла постепенная «модификация» пятипалых конечностей в плавникообразные ласты, но не возврат к парным плавникам предковой формы — кистеперой рыбы. Этот факт является доказа­тельством

1) правила чередования направлений эволюции

2) принципа прогрессирующей специализации

3) принципа происхождения новых организмов от недиф­ференцированных предков

4) правила необратимости эволюции

А7. Органы, имеющие внешнее сходство, но различающиеся внутренним строением и происхождением, называют

1) рудиментарными 3) аналогичными

2) гомологичными 4) атавизмами

2) параллельной эволюции

4) прогрессирующей специализации

А9. Появление приспособлений для осуществления оплодотво­рения вне водной среды (аппарат цветка) и защиты семян (плод), позволивших обеспечить высокую эффективность размножения растений, — это примеры

1) адаптации 3) ароморфоза

2) идиоадаптации 4) общей дегенерации

А10. От преимущественно биологической эволюции к преиму­щественно социальной перешли

1) кроманьонцы 3) неандертальцы

2) синантропы 4) питекантропы

A11. Какой из перечисленных структурных компонентов клет­ки является местом сборки рибосом?

1) комплекс Гольджи 3) хроматин

2) ядрышко 4) цитоплазматическая сеть

А12. Гликолиз протекает в

1) рибосомах 3) митохондриях

2) гиалоплазме 4) лизосомах

А13. Общей для всех живых клеток функцией является

1) генерация и проведение электрических импульсов

2) выработка секрета

4) извлечение и аккумулирование энергии

А14. Признак, характерный только для клеток эукариот, — это

1) обмен веществ и энергии

3) способность делиться митозом

4) гаплоидный набор хромосом

А15. Назовите структурный элемент клетки, стенка которого об­разована одной мембраной.

2) лизосома 4) хлоропласт

А16. Процесс сборки полипептидной цепи на рибосоме называ­ют

1) трансляцией 3) репликацией

2) транскрипцией 4) репарацией

А18. Только в двухцепочечных участках молекул РНК встреча­ется пара комплементарных азотистых оснований.

А19. У растений не встречается такой полисахарид, как

2) целлюлоза 3) гликоген

2) крахмал 4) гуммиарабик (камедь)

А20. Назовите период, отсутствующий в овогенезе.

1) размножение 3) рост

2) формирование 4) созревание

А21. Группа генетически идентичных организмов, образующих­ся в результате бесполого размножения, — это

1) популяция 3) клон

А22. Укажите способ бесполого размножения, характерный для дрожжевых грибов.

1) почкование 3) митоз

2) поперечное деление 4) шизогония

А23. Биологическое значение II мейотического деления заклю­чается в

1) увеличении численности клеток

2) переводе клеток из диплоидного состояния в гаплоидное

3) приведении в соответствие числа хромосом и количества ДНК в них

4) увеличении (удвоении) количества ДНК в хромосомах

А24. Биологически прогрессивной чертой полового размноже­ния по сравнению с бесполым является

1) высокая скорость

2) независимость от воды

3) значительное повышение наследственного разнообразия популяций

4) обеспечение постоянства генетической структуры попу­ляций

А25. Что из перечисленного является подтверждением биогене­тического закона?

1) появление у беззубых китов зубов в эмбриональном пе­риоде

2) закладка жаберного аппарата у зародышей наземных по­звоночных

3) закладка хорды у зародышей всех позвоночных, вклю­чая высших

А26. Зародышевые листки закладываются на стадии

4) у разных организмов по-разному

А27. Метаморфоз с полным превращением происходит у

1) кузнечика 3) стрекозы

2) бабочки 4) паука-серебрянки

А28. Совокупность всех наследственных задатков клетки (орга­низма) — это

Читайте также:  Ввс животный мир смотреть бесплатно в хорошем качестве

1) кариотип 3) фенотип

2) генотип 4) генофонд

А29. Закон сцепленного наследования генов был открыт

А30. В потомстве, полученном от скрещивания двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак), доля особей с белой шерстью составляла 1/4. Каковы генотипы родителей?

А31. Число групп сцепления прямо пропорционально числу

1) молекул ДНК в хромосоме 3) пар хромосом

2) аллельных генов 4) доминантных генов

А32. Какой закон генетики был открыт на основании анализа результатов, полученных при скрещивании организмов с генотипами АА и аа?

2) единообразия гибридов первого поколения (закон доми­нирования)

4) сцепленного наследования

А33. Анализирующим называется скрещивание

1) доминантной гомозиготы и гетерозиготы

2) двух рецессивных гомозигот

3) рецессивной гомозиготы и гетерозиготы

4) двух гетерозигот

А34. Геномом называется

1) набор цитоплазматических генов

2) диплоидный набор ядерных генов

3) гаплоидный набор ядерных генов

4) полиплоидный набор ядерных генов

А35. Повышение содержания эритроцитов в крови и увеличение концентрации гемоглобина в них у жителей высокогорных областей — это пример изменчивости

1) модификационной 3) цитоплазматической

2) мутационной 4) комбинативной

А36. Сущность комбинативной наследственной изменчивости заключается в возникновении новых сочетаний генов в ге­нотипе в результате

1) перекомбинации наследственного материала гомологич­ных хромосом в профазе I мейоза

2) независимого расхождения гомологичных хромосом и случайной комбинации негомологичных хромосом в анафа­зе I мейоза

3) случайной встречи и слияния гамет при оплодотворении

А37. Феномен усиленного развития и резкого повышения жиз­неспособности и плодовитости гибридов первого поколения при межлинейной гибридизации — это

1) инбридинговая депрессия 3) гетерозис

2) плейотропия 4) полимерия

А38. Область биологической науки, предметом которой являют­ся эволюционно сложившиеся взаимоотношения организ­мов между собой и средой обитания, называется

1) палеонтологией 3) экологией

2) антропологией 4) дарвинизмом

А39. Укажите группу организмов, благодаря жизнедеятельнос­ти которых молекулярный азот включается в круговорот веществ в биосфере.

2) простейшие 4) клубеньковые бактерии

А40. Назовите оболочку Земли, в состав которой входит озоновый слой.

4) ни один ответ не верен

А41. Как называется часть биосферы, образующаяся без участия живых организмов?

1) косное вещество 3) живое вещество

2) антропогенное вещество 4) биокосное вещество

А42. Необходимый животным и человеку витамин D образуется в организме под воздействием

1) инфракрасного света 3) ультрафиолетовых лучей

2) видимого света 4) всего перечисленного

А43. Фактором, ограничивающим распространение растений на север, является

1) продолжительность светового дня

2) интенсивность освещения

А44. Фактор, значение которого в данный момент времени наи­более удалено от оптимума (приближается к пределам вы­носливости), называют

1) критическим 3) оптимальным

2) парадоксальным 4) ограничивающим

А45. Какой объект отсутствует в приведенной ниже цепи пита­ния?

А46. Растения усваивают серу в форме

1) молекулярной серы

А47. Биологическая продуктивность экосистемы определяется

3) численностью зелёных растений и фотосинтезирующих бактерий

4) численностью животных

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Доказательствами происходящей в настоящее время эво­люции являются

1) различие между зимней/летней окраской меха у живот­ных

2) появление популяций насекомых-вредителей, стойких к ядохимикатам

3) маскирующая окраска у насекомых

4) появление бактерий, устойчивых к антибиотикам

5) возникновение новых форм вируса гриппа

6) наличие предупреждающей окраски у некоторых видов мух

В2. Укажите палеонтологические доказательства эволюции.

1) сходство флоры и фауны разных континентов

3) гомология органов

4) филогенетические ряды видов

5) биогенетический закон

6) переходные формы растений и животных

В3. Назовите специфические черты человека (антропоморфозы).

1) гибкий позвоночник с четырьмя изгибами

2) сильно развитый лицевой отдел черепа

3) длинные передние конечности

4) кисть со слабо развитым большим пальцем

5) наличие второй сигнальной системы

6) опорная стопа с сильно развитым большим пальцем

В4. Что из перечисленного относится к бескислородному этапу энергетического обмена?

1) происходит в гиалоплазме

2) происходит в митохондриях

3) образуется пировиноградная или молочная кислота

4) энергетический эффект — 2 молекулы АТФ

5) завершается образованием АТФ, углекислого газа и во­ды

6) энергетический эффект — 36 молекул АТФ

В5. Назовите некоторые отличительные признаки прокариот.

1) отсутствие системы внутриклеточных мембран

2) наличие нуклеоида

3) деление путем митоза

4) наличие митохондрий

5) амебоидный тип движения

6) наличие кольцевой молекулы ДНК

В6. Назовите ключевые события профазы I мейоза.

1) полномасштабная репликация ДНК

2) обмен гомологичными участками хромосом

3) разрушение центромеры и расхождение сестринских хроматид

4) деспирализация хромосом

5) репаративный синтез ДНК

6) конъюгация гомологичных хромосом

В7. Перечислите признаки, характерные для сперматогенеза.

1) начинается в эмбриогенезе и затухает к моменту рожде­ния

2) из одной клетки-предшественницы, вступающей в мейоз, образуется четыре гаметы

3) период формирования отсутствует

5) протекает от момента полового созревания и почти конца жизни

6) из одной клетки-предшественницы, вступающей в мейоз, образуется одна гамета и три редукционных тельца

В8. Перечислите условия, при которых соблюдается закон не­зависимого наследования признаков.

1) гибриды первого поколения должны быть гомозиготны­ми

2) гибриды первого поколения должны быть гетерозигот­ными

3) исследуемые гены могут располагаться в одной паре го­мологичных хромосом

4) исследуемые гены должны располагаться в разных парах гомологичных хромосом

5) один ген кодирует один признак

6) один ген кодирует несколько признаков

В9. Укажите основные признаки рецессивных мутаций.

1) формируют скрытый резерв наследственной изменчивос­ти

2) проявляются как в гомозиготном, так и в гетерозиготном состоянии

3) проявляются в первом поколении гибридов

4) в гетерозиготном состоянии не проявляются

5) будучи летальными, в гетерозиготном состоянии вызы­вают гибель организмов

6) могут оказывать неблагоприятное действие на жизнеде­ятельность организмов, находясь только в гомозиготном состоянии

В10. Укажите признаки, общие для природных и искусствен­ных экологических систем.

1) наличие пищевых цепей, образующих пищевые сети

2) баланс веществ и энергии (состояние равновесия)

3) небольшое число видов

4) наличие продуцентов, консументов и редуцентов

5) использование дополнительных источников энергии и некоторых веществ (азот, фосфор и др.)

6) использование световой энергии

В11. Перечислите признаки, характерные для наземно-воздушной среды обитания.

1) низкая плотность живых существ

2) высокая плотность живых существ

3) относительно постоянная температура

4) резкие колебания температур

5) относительная однородность условий обитания

6) значительное разнообразие условий обитания

УСТАНОВИТЕ соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В12. Установите соответствие между учёными и взглядами на историческое развитие живой природы.

А) движущей силой эволюции является внутреннее стрем­ление к совершенству

Б) изменения условий среды вызывают у организмов поло­жительные, негативные и нейтральные наследственные из­менения

В) благоприобретённые признаки наследуются

Г) движущей силой эволюции является естественный отбор

Д) элементарной эволюционной единицей является отдель­ная особь

Е) элементарной эволюционной единицей является популя­ция

Источник

Интересные факты и лайфхаки