1 растения животные и человек дышат кислородом

Типы дыхания у организмов

Вопрос 1.
Дыхание одна из важнейших жизненных функций организма, включающая в себя поступление в организм кислорода, использование кислорода для получения энергии и выведение из организма конечных продуктов дыхания, в основном углекислого газа.

Вопрос 2.
У высших растений устьица обеспечивают поглощение растениями углекислого газа, необходимого для фотосинтеза, и выделение кислорода, а также поглощение кислорода и выделение СО2 при дыхании. Устья периодически то, открываясь, то закрываясь, регулируют поступление воздуха в листья. Стебель растения дышит через специальные отверстия среди клеток толстой и плотной пробки – чечевички. Встречаются у растений и дополнительные приспособления: дыхательные корни (болотный кипарис, растёт на переувлажнённой почве).
Одноклеточные растения поглощают растворённый в воде кислород всей поверхностью своего тела. Это клеточный тип дыхания. Образующийся в процессе дыхания углекислый газ выделяется сквозь оболочки непосредственно в воду. Так дышат все водоросли.

Вопрос 3.
Устьица обычно располагаются с нижней стороны листовой пластинки, а у водных растений (кувшинка, кубышка) — только на верхней. У ряда растений (злаки, капуста) устьица есть на обеих сторонах листа. Устьица – щель, которая расположена между двумя бобовидными (замыкающими) клетками. Замыкающие клетки находятся над большим межклетником в рыхлой ткани листа. Они смыкаются между собой противоположными концами. В отличие от других клеток кожицы в них имеются хлорофилл. Для замыкающих клеток устьиц характерно неравномерное утолщение их оболочек. Оболочка, обращенная к щели, толстая, а задняя стенка клетки — более тонкая и эластичная. При увеличении тургорного давления в замыкающих клетках тонкая стенка выпячивается, а передняя стенка становится вогнутой, и вся клетка изгибается в направлении от щели. Устьице при этом открывается. При снижении тургорного давления клетки принимают нормальную форму, и устьичная щель закрывается.
Чечевички — отверстия, которые обеспечивают газообмен. Они располагаются на стебле среди клеток толстой и плотной пробки.

Вопрос 4.
Суть клеточного дыхания заключается в том, что клетка поглощает растворённый в воде кислород всей поверхностью и выделяет углекислый газ, образовавшийся при дыхании, через оболочку. Такое дыхание свойственно одноклеточным растительным и животным организмам, например амёбы и хламидомонады имеют клеточное дыхание.

Вопрос 5.
Кожное дыхание – это процесс поглощения кислорода и выделение углекислого газа организмом через кожу. Многоклеточные животные и человек имеют кожное дыхание. Встречаются среди наземных позвоночных животных организмы, у которых лёгкие отсутствуют, например безлёгочные саламандры – они дышат кожей.
У лягушки кожное дыхание преобладает над лёгочным, при его нарушении лягушка с неповреждёнными лёгкими погибает. У человека на долю кожного дыхания приходится 1–2%.

Вопрос 6.
У насекомых дыхание только трахейное. В каждом сегменте их тела имеется пара дыхалец – отверстий, от которых внутрь отходят ветвящиеся трубочки – трахеи. Внутри тела насекомого трахеи ветвятся и оплетают внутренние органы. Они буквально пронизывают всё тело. По этим трахеям в клетки тела насекомого поступает воздух, богатый кислородом.

Вопрос 7.
Органом водного дыхания рыб служат жабры. Жабры имеют скелет в виде жаберных дуг. На дугах сидят жаберные лепестки, пронизанные кровеносными сосудами. Попаданию крупных пищевых частиц в жаберные щели препятствуют жаберные тычинки, также расположенные на дугах. Вода, поступающая в глотку через рот, омывает жаберные лепестки. В них происходит газообмен между водой и кровью.

Вопрос 8.
Легкие – парные органы, имеют вид ячеистых мешков, пронизанных бесчисленным множеством кровеносных сосудов. Ячеистое строение позволяет увеличивать поверхность лёгких во много раз.

Вопрос 9.
Одноклеточные животные дышат кислородом, растворённым в воде, поглощая его всей поверхностью тела (клетки). Образовавшийся в процессе дыхания углекислый газ выделяется наружу через оболочку клетки.

Вопрос 10.
Сходство дыхания растений и животных заключается в том, при дыхании, как растения, так и животные поглощают кислород, а выделяют – углекислый газ.

Источник

1 растения животные и человек дышат кислородом

1. Дыхание растений, животных и человека, его значение. Строение органов дыхания человека и их функции

Дыхание – это одна из важнейших жизненных функций большинства организмов, включающая в себя поступление в организм кислорода, использование кислорода для получения энергии и выведение из организма конечных продуктов дыхания, в основном углекислого газа.

Подавляющее число живых организмов на Земле относятся к аэробам, то есть они могут жить только при наличии в окружающей среде кислорода, который они используют для окисления веществ и получения, таким образом, энергии. К аэробам относятся: растения, большинство грибов, подавляющее большинство простейших и многоклеточных животных, некоторые бактерии. Заметно меньше на нашей планете анаэробов – организмов, способных жить в бескислородной среде. К анаэробам относятся многие бактерии (например, возбудители столбняка и газовой гангрены), а также кишечные паразиты (дизентерийная амеба, аскарида, ленточные черви).

Дышат все органы и ткани растений. Семя поглощает кислород даже при хранении, но особенно интенсивно дышит развивающийся зародыш. Корень поглощает кислород из почвы, листья получают кислород через устьица, а молодые стебли – через чечевички.

Простейшие, кишечнополостные, губки, многие черви дышат всей поверхностью тела. Некоторые многощетинковые черви, большинство моллюсков, ракообразные и рыбы поглощают кислород из воды через жабры. Тело наземных членистоногих (паукообразных и насекомых) пронизано сетью трахей – трубочек, доставляющих воздух от специальных дыхалец к тканям.

У земноводных появляются относительно небольшие легкие, и дыхание частично происходит через кожу. У рептилий дыхание происходит только через легкие. У птиц также легочное дыхание, причем в полете они используют специальные воздушные мешки. Поэтому в полете у них наблюдается так называемое двойное дыхание.

Все млекопитающие дышат при помощи легких. Строение органов дыхания млекопитающих можно рассмотреть на примере дыхательной системы человека.

Органы дыхания человека.

Воздух вдыхается через нос. Носовая полость состоит из извилистых носовых ходов, имеющих большую площадь и выстланных ресничным эпителием для выноса инородных частичек, попавших в нос с воздухом. Из носовой полости через носоглотку воздух попадает в гортань. Основа гортани – щитовидный хрящ, прикрывающий ее спереди. Так как рядом с гортанью начинается и пищевод, ведущий в желудок, то при глотании гортань рефлекторно прикрывается специальным надгортанным хрящом, чтобы в нее не попадала пища. Гортань также выстлана ресничным эпителием. Между хрящами гортани расположены особые складки – голосовые связки, просвет между которыми может изменяться в широких пределах. При выдыхании воздуха связки могут колебаться с различной частотой, генерируя звук. Тембр голоса зависит не только от толщины, длины и формы голосовых связок, но и от формы и объема глотки, носоглотки, ротовой полости, расположения языка и т.д.

Читайте также:  Жертвоприношение в индии животных

Из гортани воздух проходит в трахею – трубку, передняя стенка которой образована хрящевыми полукольцами, а задняя примыкает к пищеводу. Трахея разветвляется на два бронха, а те в свою очередь, многократно делясь, образуют многочисленные ветви – бронхиолы. Бронхиолы также многократно делятся, образуя грозди мельчайших легочных пузырьков – альвеол, заполненных воздухом, которые и образуют легкие. Общая поверхность всех альвеол достигает 100 м2, и все они оплетены капиллярами малого круга кровообращения. Стенки альвеол образованы одним слоем клеток. Каждое легкое покрыто соединительнотканной оболочкой – легочной плеврой, а стенки грудной клетки, в которой расположены легкие, покрыты изнутри пристенной плеврой.

Между двумя плеврами находится небольшое, герметически замкнутое пространство, в котором нет воздуха, – плевральная полость. Давление в плевральной полости – «отрицательное», то есть несколько ниже атмосферного.

У человека, находящегося в спокойном состоянии приблизительно один раз в четыре секунды в нейронах дыхательного центра продолговатого мозга возникают залпы импульсов, идущие по нервным волокнам к межреберным мышцам и диафрагме, которая ограничивает грудную полость снизу. В результате этого мышцы сокращаются и ребра приподнимаются, а диафрагма, уплощаясь, опускается. Все это приводит к тому, что объем грудной полости увеличивается. Легкие, находясь в герметически замкнутом пространстве, следуют за движениями грудной клетки и тоже расширяются, всасывая воздух, – происходит вдох. При вдохе кровь насыщается кислородом, который практически мгновенно доходит до клеток дыхательного центра – те перестают генерировать дыхательные импульсы, и вдох прекращается: ребра опускаются, диафрагма приподнимается, объем грудной полости уменьшается, происходит выдох.

Во вдыхаемом воздухе содержится примерно 21% О2, 79% N2, 0,03% СО2. В легких около 5% О2 проходит через тончайшие стенки альвеол и капилляров малого круга и связывается с гемоглобином в эритроцитах. Около 4% СО2, наоборот, выходит из кровяного русла в альвеолы и выдыхается. Таким образом, в состав выдыхаемого воздуха входят примерно 16% О2, 79% N2, 4% СО2, водяные пары.

Активность дыхательного центра регулируется как различными химическими веществами, приносимыми в дыхательный центр кровью, так и нервными импульсами, приходящими из различных отделов центральной нервной системы. Специфическим возбудителем нейронов, вызывающим вдох, является углекислый газ; при снижении уровня СО2 в крови дыхание становится более редким.

Если человек случайно вдохнет пары веществ, раздражающих рецепторы слизистой оболочки носа, глотки, гортани (аммиак, хлор и т.п.), происходит рефлекторный спазм голосовой щели, бронхов и задержка дыхания. При раздражении дыхательных путей мелкими инородными частицами – пылью, соринками, избытком слизи – возникает чихание или кашель. Таким образом, кашель и чихание в норме являются защитными рефлексами, представляющими собой резкие выдохи. При этом из дыхательных путей выносятся раздражающие частицы.

При физической или нервной нагрузке резко увеличивается частота дыхания, что обусловлено увеличением затрат кислорода в связи с увеличенными затратами энергии.

Грибы – это царство организмов, имеющих ряд признаков и растений, и животных. К настоящему времени известно около 100 тыс. видов грибов.

Грибы (как и растения) растут в течение всей жизни.

Тело гриба образовано тонкими белыми нитями, состоящими из одного ряда клеток. Эти нити называются гифами. Все вместе гифы образуют тело гриба, которое называют грибницей, или мицелием. У некоторых грибов нет перегородок между клетками, и тогда вся грибница представляет собой одну гигантскую клетку.

Грибы – очень древняя группа живых существ, известная с силурийского периода палеозойской эры. Возможными предками грибов считаются древнейшие водоросли, утратившие хлорофилл.

Размножение у грибов может быть бесполым и половым. Бесполое размножение может быть либо вегетативным (например, частями грибницы или отпочковыванием клеток, как у дрожжей) либо при помощи специализированных клеток – спор (у шляпочных грибов, мукора, спорыньи).

Половое размножение происходит при слиянии половых клеток – гамет. В результате образуется зигота, из которой развивается грибница.

Спорынья – паразит хлебных злаков, она не только разрушает колос, но и содержит ядовитые для человека вещества, которые, однако, используются и в лечебных целях.

Трутовик – паразит деревьев, разрушающий кору и древесину.

Источник

видео к уроук на тему: Дыхание растений, животных, человека”
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Дыхание растений, животных, человека»

Образовательные- сформировать у учащихся понимание вопроса о дыхании, как о сложном процессе, состоящем из двух этапов: газообмене и окисления питательных веществ с освобождением энергии, необходимой для жизни;

Воспитывающие- создание эмоционального настроя, помогающего активно включиться в решение сложных теоретических задач; продолжить воспитывать у учащихся основы экологической культуры поведения.

1) формирование понятия о газообмене, типе дыхания (клеточное, жаберное, легочное);

2) развитие умения работать с текстом;

3) совершенствование умения делать обобщения, выводы, аргументировать свои ответы.

I. Организационный момент.

– Вдохните глубоко и свободно и вы почувствуете бодрость и прекрасное самочувствие.

2. Сообщение темы, целей урока. СЛАЙД№1

2.Работа над пройденным материалом

Сегодня на уроке мы с вами затронем тему, которую изучали, признаки живых организмов. Мы называли жизненно важные процессы, которые утверждают, что организм является живым. Давайте вспомним их.(дыхание, питание, рост и развитие, размножение, обмен веществ, раздражимость).

Молодцы! Сегодня мы обсудим один из этих процессов- а именно- дыхание.

Человек не питаясь может прожить несколько недель, так как в клетках есть запас питательных веществ. Можно прожить несколько дней без воды- ее запаса в организме хватит почти на неделю. Почему же дышать мы должны постоянно, даже когда спим? На доске-«Можно ли жить и не дышать», на этот вопрос ответим в конце урока.

III. Изучение нового материала.

– Как вы думаете, а сколько времени может человек прожить без воздуха, не дышать? (высказывания детей)

– Все люди разные, у каждого свои возможности.

– ныряльщики за жемчугом могут пробыть под водой до 4 минут;

– спортивный рекорд нахождения под водой равен 5 минутам 24 секундам;

– а вот бобры могут задерживать дыхание на 15-30 минут под водой;

Состав воздуха: (на доске)

– Какой компонент состава воздуха необходим живым организмам для дыхания? (кислород) Слайд № 2(сообщение о кислороде).

Вероятно, организм очень быстро расходует необходимый для жизни воздух, и запас его должен постоянно пополняться.

В процессе дыхания ВДОХ сменяется ВЫДОХОМ, при котором часть воздуха возвращается из организма в окружающую среду.

Читайте также:  Где синтезируется атф в животной клетке

В организме расходуется КИСЛОРОД и образуется УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ.

Кислород постоянно поступает в живой организм, а углекислый газ удаляется из него. Этот процесс обмена газами называется ГАЗООБМЕНОМ. Он происходит в каждом живом организме.( рис.102)СЛАЙД№4

Различные животные по-разному приспосабливаются к получению необходимого для жизни кислорода. Это связано с тем, что одни животные получают кислород, растворенный в воде, другие- из атмосферного воздуха.( рис.104)СЛАЙД№8

Рыба забирает кислород из воды с помощью жабр. Через них же в окружающую среду удаляется углекислый газ. СЛАЙД№9

Жук-плавунец живет в воде, но дышит атмосферным воздухом. Для дыхания он выставляет из воды конец брюшка и через дыхательные отверстия получает кислород и выдыхает углекислый газ. СЛАЙД№10,11

У лягушки газообмен происходит через влажную кожу и легкие.

СЛАЙД№12. Тюлень (рис.105) может оставаться под водой до 15 минут.(рассказ). СЛАЙД№13

А как дышат РАСТЕНИЯ?( рис.106 ), слайд №14

Дышит каждая живая клетка корня, листа, стебля, получая из окружающей среды кислород и выделяя углекислый газ. Клетки корня получают кислород из почвы. У листьев большинства растений газообмен происходит через устьица ( щели между особыми клетками), а у стебля- через чечевички (маленькие бугорки с отверстиями в коре).

Итак, все живые организмы тем или иным способом получают кислород для жизни. Зачем же он так необходим?

В повседневной жизни мы можем наблюдать лишь внешнее поведение живого организма: как он питается, как дышит. Клетки видны только под микроскопом. Но организм, состоящий из множества клеток, работает как одно целое. СЛАЙД№16

Итак подведем итог нашего урока. Давайте ответим на вопрос, который мы задали в начале урока. «Можно ли жить и не дышать» СЛАЙД№17

-Каков состав воздуха, которым мы дышим

-Объясните понятие – газообмен

-Типы дыханий у животных ( клеточное, жаберное, легочное)

-как дышат растения

6.Д/З &30, стр.136-146 пересказ, стр.146 зад.№2 устно.

Источник

Дыхание растений и животных.

Выбранный для просмотра документ Обобщение. Дыхание растений животных.docx

Тема: Обобщение. Дыхание растений и животных.

Контроль знаний по обобщаемой теме.

Формирование диалектико – материалистического мировоззрения на основе применения философских категорий: причина – следствие, общее – частное, единство – многообразие.

Оборудование: моноблок, экран, презентационное сопровождение к уроку.

1. Актуализация знаний

2. Обобщение в виде КВН

Класс разбивается на три команды по рядам

За правильные ответы ученикам даются бумажные фигурки

Команде на доску приклеивается смайлик

1) Повторение основных понятий темы. Дать определение следующих понятий:

Устьица – специальные щелевидные клеточные образования, через которые в листья поступает воздух

Клеточное или тканевое дыхание – поглощение кислорода всей поверхностью тела

Назвать органы дыхания животных

Трахеи — органы дыхания насекомых и паукообразных, по-видимому, независимо возникшие у этих групп при переходе к наземному образу жизни.

Жабры – органы водного дыхания

Лёгкие – органы воздушного дыхания у человека, всех млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, большинства земноводных, а также у некоторых рыб

Назовите органы дыхания, представленные на картинке.

Слайды № 8 – устьице

Слайды № 10 – чечевички

Слайды № 11 – трахеи

Слайды № 12 – лёгкие

Слайды № 13 – устьица

Сравните между собой процессы дыхания и фотосинтеза у растений

1. Энергия освобождается или используется

2. Органические вещества

3. Место протекания

В хлоропластах листьев

Во всех живых клетках

4. Время протекания

В светлое время суток

В течение суток, т.е. постоянно

Назовите тип дыхания представленных организмов

Слайд № 21 – клеточный

Слайд № 25 – поверхностью тела

Слайд № 27 – кожа и лёгочные мешки

Слайд № 29 – поверхность тела

Слайд № 31 – клеточный

Слайд № 35 – клеточный

Наш КВН закончен, подведём итоги.

Ответьте на вопросы

1. Если головастика вытащить из воды, он погибнет. Лягушка неплохо чувствует себя и на суше. Чем это можно объяснить? (потому, что головастик дышит растворённым в воде кислородом с помощью жабр)

2. Под холодным или под горячим душем человек потребляет больше кислорода? Ответ поясните. (под холодным, т.к. нужна дополнительная энергия чтобы согреться)

3. Почему после дождя дождевые черви выползают на поверхность почвы? (потому, что дождевые черви дышат всей поверхностью тела, а во время дождя им нечем дышать Долгое время считалось, что дождевые черви выползают после дождя на поверхность земли, чтобы не утонуть в заполненных водой норах. Но это не так. Ведь эти животные дышат через кожу, и для этого процесса требуется влажная почва. Черви могут даже прожить несколько дней, будучи полностью погруженными в воду ).

А в завершение нашего урока, чтобы каждый остался с наградой в виде оценки выполним небольшой тест. Ребята, у которых есть фигурки, прикрепят их к своим ответам, и я учту их при выставлении оценки.

1. Животным свойственны следующие типы дыхания

А. клеточное и кожное; Б. жаберное, лёгочное и с помощью трахей;

В. Поверхностью тела; Г. Всё перечисленное верно.

2. Многоклеточные водоросли дышат

А. Поверхностью тела; Б. лёгкими;

В. Через устьица и чечевички; Г. жабрами.

3. Трахейное дыхание осуществляется у:

4. Устьица у большинства растений располагаются на:

А. верхней стороне листа; Б. коре стебля;

В. Нижней стороне листа; Г. корне.

5. Дыхание у насекомых:

А. лёгочное; Б. трахейное;

В. клеточное; Г. кожное.

6. На стебе растений располагаются органы дыхания:

А. чечевички; Б. жабры;

В. устьица; Г. трахеи.

А. Поверхностью тела; Б. лёгкими;

В. трахеями; Г. жабрами.

8. При дыхании выделяется:

А. кислород; Б. углекислый газ;

9. При дыхании поглощается:

А. кислород; Б. углекислый газ;

10. Кожное дыхание преобладает над легочным у:

А. бабочки; Б. ящерицы;

Ключ: 1 – Г; 2 – А; 3 – В; 4 – В; 5 – Б; 6 – А; 7 – А; 8 – Б; 9 – А; 10 – Г.

4. Подведение итогов

5. Д/з выполнить все задания по дыханию в рабочей тетради

Источник

Урок природоведения на тему “Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Горение. Дыхание”

Разделы: Биология

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Проверка знаний (5-7 мин.)

1. Выполнить проверочную работу. Предоставить возможность выбора (1 из 3)

Выполни одно из трех заданий.

А. Тест.

Выбери правильные ответы.

1. Выберите верные утверждения, характеризующие свойства воздуха:

а. сжимаем и упруг
б. им нельзя дышать
в. плохо проводит тепло

2. Устройство для выполнения подводных работ называется:

3. Газ, поддерживающий горение и дыхание называется:

Читайте также:  Где похоронить животное в волгограде

4. Газ, составляющий наибольшую часть воздуха:

5. Воздушная оболочка Земли называется:

6. Газ, защищающий все живое от солнечной радиации:

Ответы: 1 – а, в; 2 – а; 3 – б; 4 – а; 5 – в; 6 – б.

2. Заполни схему и диаграмму «Состав воздуха»

Ответы. Схема: азот/ кислород/ углекислый газ/ инертные газы/ пары воды, пыль, сажа.

3. Взаимопроверка (Ответы записаны на доске). Ответы озвучить.

Физкультминутка

Встаньте, пожалуйста, возле своих парт.
Тот, кто написал на «5» поднимет руки вверх.
Тот, кто написал на «4» поднимет руки к плечам.
Тот, кто написал на «3» стоит с опущенными руками.

III. Изучение нового материала. 20-25 мин.

1. Проблема: Можно ли жить и не дышать?
………………..

– Проделаем простой опыт. Задержите дыхание, отметьте время начала эксперимента, а затем время, когда вы снова сделали вдох. Посчитайте, сколько секунд вы смогли не дышать?

1) работать самостоятельно, по часам;
2) работать под руководством учителя.

2. Тема урока: «Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Горение. Дыхание».

– Ребята, что вы об этом уже знаете? А что бы вы хотели узнать?(Субъектный опыт)

3. Цель сегодняшнего урока узнать какое значение воздух имеет для живых организмов, как изменяется состав воздуха при дыхании, как связаны процессы, протекающие в живых организмах и окружающей их среде обитания.

4. Мотивация

– Ребята, а зачем нам надо изучать эти вопросы?
– Знание этих вопросов поможет при изучении физики, химии, биологии, экологии; поможет сохранить свое здоровье, здоровье окружающих; правильно относиться к окружающей нас природе.

5. Изучение нового материала с помощью раздаточного материала

А. Изменение состава воздуха

Отличается ли вдыхаемый воздух от выдыхаемого?
Чтобы проверить это, можно провести опыт. В две пробирки наливают известковую воду, которая будет изменяться в присутствии углекислого газа. В воздухе, которым мы дышим, он тоже есть, но его немного. Прибор устроен так, что вдыхаемый воздух поступает в пробирку № 1, а выдыхаемый — в пробирку № 2. Чем больше в воздухе углекислого газа, тем сильнее изменяется цвет известковой воды. Человек дышит в трубочку: вдох — выдох, вдох — выдох.
Жидкость в пробирке № 2 станет белой, в пробирке № 1 — слегка мутной.

Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Б. Значение воздуха для живых организмов

1) В организме расходуется кислород и образуется углекислый газ. Кислород постоянно поступает в живой организм, а углекислый газ удаляется из него. Этот процесс обмена газами называется газообменом. Он происходит в каждом живом организме.

2) Если организм состоит из одной клетки, то клетка поглощает кислород прямо из окружающей среды. Амёба, например, получает его из воды, а в воду выделяет из организма углекислый газ.

У живых организмов, состоящих из одной клетки, газообмен с окружающей средой происходит через поверхность клетки.

3) Куда сложнее обеспечить кислородом каждую клетку организма, состоящего из множества разных клеток, большая часть которых находится не на поверхности, а внутри тела. Нужны “помощники”, которые будут обеспечивать каждую клетку кислородом и выносить из неё углекислый газ. Такими помощниками у животных и человека являются органы дыхания и кровь.
Через органы дыхания кислород поступает из окружающей среды в организм, а кровь разносит его по всему телу, каждой живой клетке. Этим же путём, но в обратном направлении из каждой клетки, а потом и из всего организма удаляется накопившийся углекислый газ.

4) Различные животные по-разному приспосабливаются к получению необходимого для жизни кислорода. Это связано с тем, что одни животные получают кислород, растворённый в воде, другие — из атмосферного воздуха.

Рыба забирает кислород из воды с помощью жабр. Через них же в окружающую среду удаляется углекислый газ.
Жук-плавунец живет в воде, но дышит атмосферным воздухом. Для дыхания он выставляет из воды конец брюшка и через дыхательные отверстия получает кислород и выделяет углекислый газ.
У лягушки газообмен происходит через влажную кожу и легкие.
Тюлень может оставаться под водой до 15 мин. При нырянии в дыхательной и кровеносной системах животного происходят значительные изменения: сосуды сужаются, а некоторые сжимаются полностью. Кровью снабжаются только самые важные для жизни органы: сердце и мозг. Кислород расходуется экономно, что позволяет животному долго пробыть под водой.

5) А как дышат растения?

Дышит каждая живая клетка корня, листа, стебля, получая из окружающей среды кислород и выделяя углекислый газ. Клетки корня получают кислород из почвы. В листьях большинства растений газообмен происходит через устьица (щели
между особыми клетками), а у стебля – через чечевички (маленькие бугорки с отверстиями в коре). Воздух находится в пространстве между клетками — в межклетниках.

Итак, все живые организмы тем или иным способом получают кислород для жизни. Зачем же он так необходим? (Для дыхания каждой клетки.)
Но мы не выяснили один очень важный вопрос: куда кислород исчезает? Ведь он поступает в организм постоянно. Вероятно, с ним происходят какие-то изменения и вместо кислорода внутри каждой клетки появляется углекислый газ.
Что же происходит? Случайно ли мы и едим несколько раз в день, и дышим постоянно? Не существует ли какой-то связи между постоянным расходованием питательных веществ и расходованием кислорода?

а, б, АБ – вещества, необходимые для жизнедеятельности клетки (питательные вещества);
в, г – вещества, вредные для клетки (продукты распада);
О – энергия, содержащаяся в различных веществах.

Миллиарды лет всё живое поглощает кислород, а выделяет в окружающую среду углекислый газ. Растение само нуждается в кислороде для дыхания. Что же получается? Одно и то же растение и поглощает кислород, и выделяет его.
Как же пополняется запас кислорода на Земле?
Что происходит в листьях растений на свету?

Запишите: в растениях образуется органическое вещество. При этом в окружающую среду выделяется кислород.
И днем и ночью растение дышит. Кислорода образуется больше, чем его тратится на дыхание.

В. Выполни задание письменно

Г. Дополнительно: Объясни рисунок. Соотнеси цифры и буквы, определи время суток.


1 2 3

Ответ: 1а днем; 2б днем поглощает углекислый газ, выделяет кислород; 3в ночью выделяет углекислый газ.

IV. Закрепление (5 мин.)

1. Обсудите с соседями по парте, что необходимо предпринять для того, чтобы вы могли комфортно чувствовать в кабинете.

2. Составьте памятку «Действия, улучшающие экологическую ситуацию в классе».

V. Домашне задание (3 мин.)

2. Объясните фразу «Это надо нам как воздух»

Источник

Интересные факты и лайфхаки