12 летний животный цикл чувашского календаря его отличительные особенности

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы происхождения двенадцатилетнего и шестидесятилетнего животного циклического календаря, который используется тувинцами. Также исследуется этимология термина «шага» — тувинского праздника Нового года.

Ключевые слова: тувинцы, древние тюрки, двенадцатилетний животный календарь, двенадцатилетний животный цикл, шестидесятилетний животный календарь, Шагаа, Новый год.

Origins of 12 year animal calendar and it’s connection with Shagaa festival

Abstract: Article reviews the origins of 12 year and 60 year cyclic animal calendar which is utilized by the Tuvans. It also investigates into the derivation of term “shaga” – the Tuvan New Year festival.

Keywords: Ttuvans, ancient Turks, twelve-year animal calendar, twelve-year animal cycle, sixty-year animal calendar, Shagaa, New Year.

Использовавшийся тувинцами и их предками 60-летний звериный циклический календарь представляет собой хронологическую систему, основанную на астрономических циклах движения Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна. По мнению некоторых исследователей, данный календарь возник именно среди кочевников Центральной Азии, и большое влияние на это оказал их образ жизни. Так, например, по мнению В. В. Цыбульского, «есть основание предполагать, что идея создания юпитерного календаря с небесной символикой 12-летнего животного цикла была воспринята Восточной Азией от кочевников Центральной Азии» (Цыбульский, 1982: 79). Он пишет, что семья кочевника имела свою юрту, купол которой в теплую часть года оставался открытым, а жерди купола служили ориентиром для наблюдения звезд и планет, что делало юрту была своеобразным семейным «планетарием», благодаря чему накапливались астрономические знания и передавались из поколения в поколение. Указанную точку зрения разделяет и синолог В. М. Яковлев, который говорит, что: «Двенадцатилетний животный цикл был, однако, известен и тюркам, и тибетцам до введения китайского календаря. Очевидно, он был в употреблении и в ставке кагана Шаболу… в 584 г.» (Яковлев, Электр. ресурс). Он заключает, что «…этот животный цикл был воспринят в Китае от народов Центральной Азии, скорей всего и постепенно, вместе с буддизмом» (там же).

Как неоднократно отмечали ученые, кочевники обладали отличным врожденным зрением (Цыбульский, 1982: 78) и поэтому установили, что Юпитер делает полный оборот вокруг Солнца примерно за 12 лет. Разделив путь Юпитера на 12 равных частей по 30º и дав каждой части наименование определенного животного, кочевники Центральной Азии создали солнечно-юпитерный 12 летний календарный цикл (там же: 79). В этом лунно-солнечно-юпитерном календаре год делился на 12 месяцев, в которых попеременно было по 29 и 30 дней. Столько суток в календарном месяце связано на знании того факта, что лунный месяц равен 29,5 суткам. И чтобы календарь был простым, все месяцы были поровну поделены на 29 и 30 суток. Сложение всех суток на 12 месяцев составляло 354 сутки, что было меньше реальных земных суток в году. Еще тогда было известно, что солнечный год равен 365,25 суткам. Для согласования его с продолжительностью солнечного года, семь раз в течение 19-летнего периода вставлялся добавочный, 13-й месяц (Это соотношение названо Метоновым циклом. Так назвали его потому, что эту закономерность была установлена в 433 г. до н. э. знаменитым афинским астрономом и математиком Метоно. См.: Цыбульский, 1982: 80). Тогда получалось соотношение: 12 лет х 12 мес. + 7 лет х 13 мес. = 235 месяцев. Так как год считался равным 12 7 /19 месяца, то, как только различие становилось близким к единице добавлялся вставочный 13-й месяц. Таким образом, добавочные месяцы вставлялись после зимнего солнцестояния на 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 16-й и 19-й годы цикла (Селешников, 1970: 121–122).

Этот календарь назывался мучел или мурчел (тув. мөчүл; хак. мӱчел; казах. мүшел; монг. мөчлөг). По тюркской народной этимологии слово мучел происходит от муче (тув. мөчү) — часть тела, туши. 12-летняя структура этого цикла соотносится с традиционными представлениями о строении животного, в соответствии с которыми туши животных до сих пор обязательно разделываются на 12 частей (Мухамбетова, 2012: Электр. ресурс). Вместе с этой этимологией, по нашему мнению, существует и другая, по которой слово мурчел произошло от арабского названия знаков зодиака бурдждревнетюрк. bürč (Древнетюркский словарь, 1969: 48, 132).

В 12-летнем животном календаре каждый год носит имя животного. В следующей таблице даны тувинские и древнеуйгурские названия 12-летнем животного календаря:

Месяцы собственно тувинского календаря не имели собственных названий, а назывались по порядку и начинались с новолуния:

1.Февраль — кыштыӊ адак айы (последний месяц зимы);

2.Март — частыӊ башкы айы (первый месяц весны);

3.Апрель — частыӊ ортаа айы (средний месяц весны);

4.Май — частыӊ адак айы (последний месяц весны);

5.Июнь — чайныӊ башкы айы (первый месяц лета);

6.Июль — чайныӊ ортаа айы (средний месяц лета);

7.Август — чайныӊ адак айы (последний месяц лета);

8.Сентябрь — күстүӊ башкы айы (первый месяц осени);

9.Октябрь — күстүӊ ортаа айы (средний месяц осени);

10.Ноябрь — күстүӊ адак айы (последний месяц осени);

11.Декабрь — кыштыӊ башкы айы (первый месяц зимы);

12.Январь — кыштыӊ ортаа айы (средний месяц зимы).

У тувинцев-тоджинцев существовал хозяйственный или фенологический календарь (Потапов, 1969: 280):

1.Февраль — ак ай (белый месяц);

2.Март — час ай (весенний месяц) или өл харлыг ай (месяц мокрого снега);

3.Апрель — ыдалаар ай (месяц охоты с собакой);

4.Май — чайныӊ башкы айы (первый месяц лета)

5.Июнь — бестээр ай (месяц копания кандыка);

6.Июль — тостаар ай (месяц сдирания бересты);

7.Август — айлаар ай (месяц копания сараны) илихүлбүс ай (месяц охоты на козулю);

8.Сентябрь — күстүӊ эге айы (первый месяц осени);

9.Октябрь — дииӊнээр (месяц охоты на белку) илиалдылаар ай (месяц охоты на соболя);

10.Ноябрь — соок ай (холодный месяц);

11.Декабрь — кышкы ай (зимний месяц);

12.Январь — соок ай (холодный месяц).

12-летний животный циклический календарь в исторических письменных источниках кёк-тюрок впервые появился в основном в трех больших рунических надписях, которые были поставлены в середине VIII в. н. э. в честь принца Кюль-тегина, его брата — Бильге-кагана и Онгинская надпись, которая была поставлена в честь Ильтерес-кагана. Кроме этих надписей есть датировка по 12-летнему календарю в более ранней согдоязычной надписи из Бугута[1], которая создана в конце VI в. н. э. в честь тюркских каганов Первого Тюркского каганата. Таким образом, данный календарь появился у кёк-тюрок вместе с государственностью и он использовался в основном правителями кёк-тюрок — каганами. При этом государственные деятели ниже их ранга (Тоньюкук и Кули-чор) не использовали этот календарь в своих эпитафийных надписях. Через сто лет, уже после того, как древние уйгуры уничтожили кёк-тюркскую государственность, ими была создана своя собственная государственность на развалинах кёк-тюркского государства, которая стала пользоваться более модифицированной, развитой и удобной разновидностью 12-летнего животного циклического календаря, где уже точно определялись дни месяца. После разрушения их государства и изгнания части уйгур в Турфанский оазис, восстановленное там государство уйгуров пользовалось уже близким к известному нам 60-летнему календарному циклу календарем (Базен, 1986: 375). В. М. Яковлев об этом пишет, что 60-летний цикл встречается уже в турфанских документах, в частности, в опубликованном Г. Р. Рахмати под № 4 уйгурском тексте T.II Y. 29 — календаре на 1202 г. (Яковлев, Электр. ресурс). Этот же календарь был известен и древним енисейским кыргызам. О существовании у них такого календаря сообщается вТан-шу («Истории [династии] Тан»), гл. 217б: «Первый месяц в году называютМаоши ай.Айзначит месяц. Три месяца составляют четверть года. Годы считаются двенадцатью знаками; напр[имер], год в знаке Инь называют годом тигра» (Бичурин, 1950: 351). ВТан-шуэти и другие сведения о кыргызах, попали из более ранних источников (Яковлев, Электр. ресурс).

Читайте также:  В эритроцитах крови какого животного имеется ядро

В. М. Яковлев нашел свидетельства о более раннем появлении 12-летнего животного календаря у кочевников. По этому поводу он пишет: «Наличие этого цикла прослеживается до раннеханьского времени. Обнаружить его следы удалось историку и литератору периода династии Цин Чжао И (1727–1814). Он убедился, что двенадцать животных очень рано появились у кочевых народностей на севере Китая…. О вероятности попадания 12-летнего животного цикла из Центральной Азии в Китай свидетельствуют переводы буддийской сутры с санскритским названием Mahasamnipata sutra» (там же).

Дальнейшее развитие 12-летнего календаря связано с китайцами. Они развили указанный календарь до 60-летнего циклического животного календаря.

Началом нового года в 60-летнем животном циклическом календаре считалось новолуние, предшествовавшее вступлению Солнца в созвездие Водолея. Эта дата начала нового года по 60-летнему животному календарному циклу в разных языках народов Центральной Азии и некоторых близких к ним народов называлась по-разному. У тувинцев он называется Шагаа, у монголов — Цагаан сар (монг. белый месяц), у бурятов — Сагаалгана, у южных алтайцев — Чага-байрам, у тибетцев — Лосар (тиб. Новый год). Традиционно у вышеуказанных народов эта дата, и, в целом, весь календарь связаны с буддизмом.

Из исследования французского тюрколога Л. Базена, мы узнаем что у древних тюрков начало нового года называлось йыл башы, т.е ‘начало года’ и определялось оно по весеннему обновлению зелени (Базен, 1986: 364). У многих современных тюркских народов временем его наступления считается 21 марта — день весеннего равноденствия, как и у иранских народов. Среди тюрок-мусульман не сохранилось исконного названия начала нового года. Они называют его иранским названием навруз (варианты: наурыз, новруз). Исконное название сохранилось только у южно-сибирских тюрков: у тувинцев — чыл бажы, у хакасов — чыл пазы, у шорцев — чыл пажы. Для обозначения начала нового года по 60-летнему животному циклическому календарю тувинцы в основном пользуются словом шагаа, происхождение которого до конца до сих пор не изучено. А название чыл бажы используется редко, в основном в новогодних обрядовых текстах.

Существуют разные мнения по происхождению термина шагаа в тувинском языке. Однако среди них есть две основные версии этимологии данного слова. Первая версия: термин произошел от монгольского названия цагаан сар традиционного начала нового года. Вторая версия: слово шагаа исконно тувинского происхождения и по другому оно читается как шаг аазы (дословный перевод на тувинский: молозиво времени). Не вдаваясь в дискуссионные споры вокруг них, хочу изложить свою собственную версию этимологии указанного термина. По нашему мнению, оба вышеуказанные этимологии, отчасти, имеют под собой некоторые основания. Возможно, что термин нужно читать как шаг агы (дословный перевод: белый цвет времени), и на древнетюркском он звучит как чак агы, которое переводится как ‘белая пора; белый цвет времени или поры’ (Древнетюркский словарь, 1969: 48, 139).

С писок литературы:

Базен, Л. (1986) Человек и понятие истории у тюрков Центральной Азии в VIII в. // Зарубежная тюркология. Вып. 1. Древние тюркские языки и литература. М. : Наука.

Бичурин, Н. Я. (1950) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. I. М.–Л. : Изд. АН СССР.

Древнетюркский словарь (1969) Л. : Наука.

Кляшторный, С. Г., Лившиц, В. А. (1971) Согдийская надпись из Бугута //Страны и народы Востока. Т. X. М. С. 121–146.

Мухамбетова, А. (2012) Тенгрианский календарь (мушель) как основа кочевой цивилизации казахов [Электронный ресурс] // Международный фонд исследования Тэнгри. URL: http://tengrifund.ru/tengrianskij-kalendar-mushel-kak-osnova-kochevoj-civilizacii-kazaxov.html (дата обращения: 09.02.2015).

Потапов, Л. П. (1969) Очерки народного быта тувинцев. М. : Наука.

Селешников, С. И. (1970) История календаря и хронология. М. : Наука.

Цыбульский, В. В. (1982) Календари и хронология стран мира. М. : Просвещение.

Яковлев, В. М. Двенадцатилетний животный цикл в Китае и у древних тюрков [Электронный ресурс] // Синология.Ру. URL: http://www.synologia.ru/ a/Двенадцатилетний_животный_цикл_в_Китае_и_у_древних_тюрков(дата обращения: 09.02.2015).

Источник

44. Чувашский народный календарь

Годы. С глубокой древности, как и многие народы Востока, чуваши пользовались 12-летним календарным циклом.

У каждого года было свое животное-символ. Цикл начинался с года мыши, затем шел год коровы, барса, зайца, льва, змеи, коня, овцы, обезьяны, курицы, собаки, свиньи.

Месяцы. В каждом году лунно-солнечного чувашского календаря было 12 месяцев, но через каждые 2 года вставлялся 13-й месяц.

Новый год у древних чувашей, как и у многих народов, начинался весной. В древности предки чувашей жили около Черного моря, в этих местах весна приходит в феврале. Поэтому чувашское название февраля нарăс уйăхĕ произошло от древнеиранского слова «ноуруз» — «новый день», как бы первый день нового года.

Март — пуш уйăхĕ, слово пуш означает «пустой», то есть март — месяц, свободный от сельскохозяйственных работ.

Апрель — ака уйăхĕ, ака — «сев, пахота», в этом месяце начинались земледельческие работы.

«Лето» по-чувашски — çу, и это же слово означает «май».

Читайте также:  Бизон животное краткое описание

Июнь — çĕртме уйăхĕ, çĕртме — «паровая пашня», в этом месяце пахали паровые, то есть отдыхающие земли.

В июле косят сено, этот месяц так и называется — утă уйăхĕ, в следующем месяце серпом жнут хлеба. Серп — çурла, август — çурла уйăхĕ.

Сентябрь — авăн уйăхĕ, словом авăн обозначали постройку для сушки снопов.

Октябрь по-чувашски юпа уйăхĕ, юпа — памятный столб, который в этом месяце устанавливали на могилах.

В ноябре проводили чÿк — праздник с молением в честь нового урожая, ноябрь — чÿк уйăхĕ.

Название раштав уйăхĕ — декабрь, произошло от русского слова «рождество».

Январь по-чувашски кăрлач, ученые считают, что это слово в других тюркских языках означает «мороз». В тех годах, когда вставлялся 13-й месяц, было два месяца кăрлач — мăн кăрлач (большой кăрлач) и кĕçĕн кăрлач (младший кăрлач).

Понедельник — тунти кун. Вторник — ытлари кун. Седа — юн кун.

Четверг — кĕçнерни кун. Пятница — эрне кун. Суббота — шăмат кун.

Воскресенье — вырсарни кун.

В древности у чувашей выходным и первым днем недели была пятница, поэтому она называется эрне кун, где эрне — неделя, кун — день, то есть — «день недели».

Перед пятницей идет четверг — кĕçнерни кун, то есть кĕçĕн эрни кунĕ — младший день недели.

Юн кун — в дословном переводе «день крови». В древности именно в этот день резали скот.

Слова «суббота» и шăмат кун произошли от еврейского слова «шаббат», которое означает «отдых».

Современный выходной — воскресенье (вырсарни кун) чуваши приняли от русских, поэтому в дословном переводе он звучит как «день русской недели» — вырăс эрни кунĕ.

Сутки. Современные сутки начинаются ночью, в полночь. У чувашей, как у некоторых других народов, новые сутки начинались с заходом солнца, то есть вечером. Если мы сейчас говорим «в понедельник вечером», то в древности это было начало вторник

Вся земледельческая культура у чувашей, строительное мастерство, навыки изготовления орудий труда, средств передвижения, одежды, обуви, украшений, добывания, приготовления и хранения пищи, использования природных ресурсов — основывались на народных знаниях, передаваемых из поколения в поколение.

Исключительного мастерства достигли чуваши в предсказании погоды по приметам и использовании своих метеорологических познаний в сельском хозяйстве, чем вызывали изумление и восхищение русского и татарского населения края. Чуваши использовали барометр, основанный на разной гигроскопичности кусков дерева твердой и мягкой пород равного веса.

Древний чувашский календарь был сходен с тюрко-монгольским лунно-солнечным летоисчислением. В 19-летнем цикле чередовались по 12 месяцев (в году 254 дня) и 7 лет по 13 месяцев (в году 384 или 285 дней).

Hа обнаруженных археологами металлических зеркалах волжских болгар встречаются изображения циклических животных — барса, зайца, собаки, мыши. Именнике болгарских (дунайских) болгар содержится 9 названий годов животного цикла и расшифрованы они именно с помощью чувашского языка.

Месяцы (уйах) чувашского календаря отражают связи предков чувашей с племенами и народами Центральной Азии, Казахстана и Северного Кавказа.

Источник

12 летний животный цикл чувашского календаря его отличительные особенности

Время года и сезоны. Тюркско-монгольский календарь 12 летнего животного цикла, основывается на трех естественных показателях: месячным обращении Луны вокруг Земли, годичном обращении Земли вокруг Солнца и период вращения Юпитера вокруг солнца. Тюркские камы (жрецы) установили, что Юпитер делает полный оборот примерно за 12 лет. Разделив круг Юпитера на 12 равных частей:

курица (петух) 8 – ый

получили календарь 12- летнего животного цикла. Каждый год согласно народным представлениям имел свои признаки и особенности.

Мышиный год благоприятный, с обильными дождями, а осенний сбор урожая очень хороший и цены на них низкие. Однако мыши могут нанести большой вред урожайности зерна, так как вероятность их рождаемости велик. А рожденные в год мыши люди умные и прозорливые.

В год быка (коровы), зима суровая и холодная, животные часто болеют, урожайность резко падает, а рожденные в этот год люди очень талантливые, веселые, разговорчивые и консервативные, к людям относятся с уважением и доброжелательностью.

В год барса (тигра) зима ранняя и холодная, среди слабых людей и священослужителей наступает большая смертность, однако урожайность высокая, а люди рожденные – красивые.

В год зайца зима непредсказуемая, лето урожайное, год не спокойный, люди враждуют, много рожденных становятся известными.

Год дракона дождливый, урожайный, рожденные в этот год люди крепкие, здоровые, любят себя и блестать в обществе.

В год лошади погода холодная, не урожайная, войны, смертность среди пожилых людей, а люди рожденные – обладают веселым характером, умны, проницательны, талантливы и независимы.

В год овцы зима холодная, но год благополучный, урожайный, а рожденные люди – наделены стремлением к религиозным учениям.

Год обезьяны дождливый и засушливый, а рожденные в этот год, ненадежные, противоречивые, но умны, ловки и изобретательны.

В год петуха зима суровая и продолжительная, люди рожденные – одаренные, эгоистичны и смелы.

В год собаки зима суровая, конфликты между людми, рожденные в этот год честны, верны, остры на язык, борятся за справедливость.

Отсюда видно, что каждый год имел свои признаки. Характер человека тюрки связывали с годом рождения.

День определялся по солнцу и назывался “кон” – солнце. Часами у тюрков и монголов служили юрта, двери которых были строго ориентированы на восток, а внутреннее убранство располагалось в определенном порядке. “Когда солнце поднималось на длину повода коня”, его первый луч освещал внутренний круг дымохода. В это время скот выгоняли на пастбища. Далее солнечный луч, медленно передвигаясь к обеду, достигал женскую (северную) сторону. К четырем часам луч уходил из женской стороны. В это время надо было пригонять домой телят. Наконец луч скользил по верхней части дымохода и исчезал из юрты. Это означало, что солнце опустилось на длину повода коня, “ и наступила пора загонять скот в хлева и доить коров”.

Так в древние и средние века тюрки вставали, жили и ложились по солнечным часам. Люди жили естественно, в соответствии с окружающей их природой. Внутренний ритм времени человека совпадал с космическими часами.

Источник

Чувашский народный календарь

Годы. С глубокой древности, как и многие народы Востока, чуваши пользовались 12-летним календарным циклом.

У каждого года было свое животное-символ. Цикл начинался с года мыши, затем шел год коровы, барса, зайца, льва, змеи, коня, овцы, обезьяны, курицы, собаки, свиньи.

Читайте также:  Есть животные которые не могут услышать

Месяцы. В каждом году лунно-солнечного чувашского календаря было 12 месяцев, но через каждые 2 года вставлялся 13-й месяц.

Новый год у древних чувашей, как и у многих народов, начинался весной. В древности предки чувашей жили около Черного моря, в этих местах весна приходит в феврале. Поэтому чувашское название февраля нарăс уйăхĕ произошло от древнеиранского слова «ноуруз» — «новый день», как бы первый день нового года.

Март — пуш уйăхĕ, слово пуш означает «пустой», то есть март — месяц, свободный от сельскохозяйственных работ.

Апрель — ака уйăхĕ, ака — «сев, пахота», в этом месяце начинались земледельческие работы.

«Лето» по-чувашски — çу, и это же слово означает «май».

Июнь — çĕртме уйăхĕ, çĕртме — «паровая пашня», в этом месяце пахали паровые, то есть отдыхающие земли.

В июле косят сено, этот месяц так и называется — утă уйăхĕ, в следующем месяце серпом жнут хлеба. Серп — çурла, август — çурла уйăхĕ.

Сентябрь — авăн уйăхĕ, словом авăн обозначали постройку для сушки снопов.

Октябрь по-чувашски юпа уйăхĕ, юпа — памятный столб, который в этом месяце устанавливали на могилах.

В ноябре проводили чÿк — праздник с молением в честь нового урожая, ноябрь — чÿк уйăхĕ.

Название раштав уйăхĕ — декабрь, произошло от русского слова «рождество».

Январь по-чувашски кăрлач, ученые считают, что это слово в других тюркских языках означает «мороз». В тех годах, когда вставлялся 13-й месяц, было два месяца кăрлач — мăн кăрлач (большой кăрлач) и кĕçĕн кăрлач (младший кăрлач).

Понедельник — тунти кун. Вторник — ытлари кун. Седа — юн кун.

Четверг — кĕçнерни кун. Пятница — эрне кун. Суббота — шăмат кун.

Воскресенье — вырсарни кун.

В древности у чувашей выходным и первым днем недели была пятница, поэтому она называется эрне кун, где эрне — неделя, кун — день, то есть — «день недели».

Перед пятницей идет четверг — кĕçнерни кун, то есть кĕçĕн эрни кунĕ — младший день недели.

Юн кун — в дословном переводе «день крови». В древности именно в этот день резали скот.

Слова «суббота» и шăмат кун произошли от еврейского слова «шаббат», которое означает «отдых».

Современный выходной — воскресенье (вырсарни кун) чуваши приняли от русских, поэтому в дословном переводе он звучит как «день русской недели» — вырăс эрни кунĕ.

Сутки. Современные сутки начинаются ночью, в полночь. У чувашей, как у некоторых других народов, новые сутки начинались с заходом солнца, то есть вечером. Если мы сейчас говорим «в понедельник вечером», то в древности это было начало вторник

Вся земледельческая культура у чувашей, строительное мастерство, навыки изготовления орудий труда, средств передвижения, одежды, обуви, украшений, добывания, приготовления и хранения пищи, использования природных ресурсов — основывались на народных знаниях, передаваемых из поколения в поколение.

Исключительного мастерства достигли чуваши в предсказании погоды по приметам и использовании своих метеорологических познаний в сельском хозяйстве, чем вызывали изумление и восхищение русского и татарского населения края. Чуваши использовали барометр, основанный на разной гигроскопичности кусков дерева твердой и мягкой пород равного веса.

Древний чувашский календарь был сходен с тюрко-монгольским лунно-солнечным летоисчислением. В 19-летнем цикле чередовались по 12 месяцев (в году 254 дня) и 7 лет по 13 месяцев (в году 384 или 285 дней).

Hа обнаруженных археологами металлических зеркалах волжских болгар встречаются изображения циклических животных — барса, зайца, собаки, мыши. Именнике болгарских (дунайских) болгар содержится 9 названий годов животного цикла и расшифрованы они именно с помощью чувашского языка.

Месяцы (уйах) чувашского календаря отражают связи предков чувашей с племенами и народами Центральной Азии, Казахстана и Северного Кавказа.

Чувашские народные приемы счета и измерения

Hаиболее распространенными счетными документами являлись земельные брусы и бирки — знаки сборщиков денежных и хлебных податей, заемные бирки, пастушьи бирки, домашние записные

Самым большим числом у чувашей считалась тысяча (пин), и выход на большее практически не требовался. Для обозначения бесчисленного множества применяли удвоение слов: пин-пин (тысячи-тысячи), или темен чўхле (тьма).

Hемало своеобразного было в чувашской системе мер длины. Меры длины включали следующие единицы: пўрне “палец” (толщина пальца, 2 см), 5 пўрне составляли ал лаппи “ладонь” (10,25 см,), 2 ал лаппи — шит “пядь” (20,5 см), 2 шит — чике “локоть” (41 см).

В земельных мерах и измерении расстояний применялись: утам “шаг”, равный длине шага мужчины среднего роста (88 см); халас “обхват” — размах рук от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой (176 см); чалаш “косая сажень” — от конца пальцев вытянутой правой руки до пальцев левой ноги (248 см); верен “веревка”, равная 10 чалаш; сухрам — предел слышимости крика. С ХVI в. у русских был позаимствован аршен “аршин”, равный 4 чувашским шитам, вершук “вершок” — 2 пўрне. Халас стал соответствовать сажени (213 см), сурхрам — версте (1,07 км).

Довольно широко были распространены такие меры площади, как ана (загон) или пилек (беляк), размеры которых в разных районах и общинах колебались от 800 до 2400 квадратных сажен. С ХVIII в. площадь стали измерять десятиной (тесеттин), соответствовавшей 2900 кв. саженей (1,197 га, с 1835 г.—1,0925 га).

Универсальными мерами сыпучих и жидких тел являлись сосуды черес “чиря”, изготовленные из выдолбленного куска липы. В измерении сыпучих тел чуваши изменяли патавкка “пудовка” (1 пуд, т. е. 16,4 кг), пачах “бучуг” (2 пуда), патман “батман” (4 пуда), михе “мешок” (4-5 пудов), чепта “куль” (9 пудов).

С ХVI в. в быт чувашей вошли русские меры веса: пат (пуд), керепенке (фунт), =ур керепенке (1/2 фунта), черек керепенке (1/4 фунта), усмухха (1/8 фунта), маскал (золотник).

Hазвания денежных единиц у чувашей отражали этапы их этнической истории. Слова сум, сом, укса сохранились с болгарских времен. Мелкая монета во многих тюркских языках именуется акча (чув. укса), она употреблялась в Золотой Орде. Единицей следующего порядка для тюрков был сум, означавший слиток серебра в виде лепешки. До втор. пол. ХIХ в. чуваши рубль называли “сум”. Затем рубль начали называть тенк (тюрк. таньга), первоначально выступавшей как монета. Копейку чуваши называли пус (букв. “давить”, чеканить), полкопейки — укса.

Важное место в быту занимала народная медицина. Чуваши хорошо знали лечебные свойств множества растений, меда, молока, жиров, кислот, щелочей и различных минералов.

Источник

Интересные факты и лайфхаки