- Точные цены на машины в СССР в 70-е годы
- Стоимость автомобиля
- Цены в 1970-1974 гг.
- Цены 1975–1979 гг.
- Цены в 1980 г.
- Способы покупки нового авто в 70-е: кто мог себе позволить
- Затраты на обслуживание авто
- Стоимость советских авто в других странах
- Стоимость авто в СССР по современному курсу
- Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР
- Автомобили из СССР
- 57 лет на конвейере
- 13 лет эволюции
- Этикетки спичечных коробков
- Рождение автомобиля
Точные цены на машины в СССР в 70-е годы
Автор: Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 11 августа 2019. Обновление статьи: 04.08.2019. Время чтения 11 мин.
Розничная стоимость машин для населения в СССР был в 2-4 раза выше оптовой для организаций. «Волгу» продавали за 8 500 руб. в 1970 г., «Жигули» – за 5 620 руб. При средней зарплате 121,2 руб. автомобиль обходился в 24–70 окладов. К 1980 г. машины подорожали: «Волги» стоили 9 513 руб., «Жигули» от 5 690 до 8 671 руб. С рук авто перепродавали с накруткой 50–100%. В сравнении с современными ценами на «Лады» личный транспорт обходился гражданам в СССР в 4–5 раз дороже.
В триаду, характеризующую потребительский идеал советского человека, кроме квартиры и дачи, входил автомобиль. Он был престижным символом благосостояния и высокого социального статуса. Несмотря на то, что власти признавали легковые машины личной собственностью, курс был взят на развитие общественного, а не индивидуального транспорта. Даже после массового запуска в производство «Жигулей» в начале 1970 гг. сохранился дефицит. Несмотря на искусственно завышенную стоимость на машины в СССР, желающих приобрести собственный «символ роскоши» меньше не становилось, особенно в 70–80 гг. – в период застоя.
Стоимость автомобиля
Проблему насыщения автомобильного рынка в СССР должен был решить ввод в эксплуатацию Волжского автомобильного завода.
Цены в 1970-1974 гг.
В апреле 1970 г. с конвейера сошли первые «жигули», а к концу года уже продавалось по 150–200 авто. Стоила «мечта автолюбителя» на тот момент 5 620 руб.
Рис. 1. Легендарная «копейка»
При средней заработной плате, по данным Росстата, в 1970 г. 121,2 руб. на такую роскошь нужно было копить как минимум 46,4 месяцев, или почти 4 года, при условии, что на покупку откладывалась вся зарплата. Для сравнения, посмотрим, сколько стоили в СССР на тот момент некоторые продукты, одежда и техника:
Однако «Жигули» не сразу стали «народной мечтой». По данным соцопроса, проведенным ВНИИ изучения конъюнктуры спроса и торговли, в 1972 г. из 7 000 опрощенных, проживающих в 25 городах СССР, респонденты ответили, что «желанным автомобилем» для них является:
Из-за высоких цен на машины в СССР в начале 70-х большим спросом пользовались «Запорожцы» и мотоциклы.
Таблица 1. Стоимость автомобилей и мотоциклов в 1970–1975 гг.
Марка транспорта | Цена, сов. руб. | В зарплатах 1970 г. | В зарплатах 1975 г. | |
Автомобили | ||||
«Волга» ГАЗ-21 | 8 500 | 70,13 | 57,16 | |
«Жигули» ВАЗ-2101 | 5 620 | 46,37 | 37,79 | |
«Москвич» 412 | 4 936 | 40,73 | 33,19 | |
«Запорожец» ЗАЗ- 966 (ушастый) | 3 000 | 24,75 | 20,17 | |
Мотоциклы | ||||
«Урал» | 1 250 | 10,31 | 8,41 | |
«Иж-Юпитер» с коляской | 911 | 7,52 | 6,13 | |
«Иж-Планета» | 624 | 5,15 | 4,20 | |
«Восход» | 465 | 3,84 | 3,13 |
Источник: ЦСУ СССР, Росстат, расчетно
Цены на машины для населения были явно завышены. Негласно считалось, что «Волгу» приобрести могут только граждане с нетрудовыми доходами. Чтобы цеховиков и спекулянтов, которые в основном и становились обладателями таких авто, заставить «поделиться с народом», был введен косвенный налог «на роскошь».
Рис. 2. «Запорожец» ЗАЗ 966
Если сравнивать цены, по которым продавались машины по безналу организациям, и стоимость авто в рознице, то можно увидеть, что «Волги» реализовались с накруткой в 320%, «Москвичи» – 250%. Самая низкая розничная накрутка была у «Запорожца» – всего лишь 200%.
Таблица 2. Сравнение оптовых и розничных цен* на легковые автомобили в 1973 г.
Марка авто | Оптовая стоимость для промышленности, сов. руб. | Розничная стоимость, сов. руб. | Торговая накрутка, % |
«Запорожец» ЗАЗ 966ВБ (с ручным управлением) | 1 670 | 3 340 | 200% |
«Запорожец» ЗАЗ 966ВР (управление одной рукой, одной ногой) | |||
«Запорожец» ЗАЗ 966 ВБ2 | 1 500 | 3 000 | 200% |
«Запорожец» ЗАЗ 966 В | |||
«Запорожец» ЗАЗ 966 | 1 750 | 3 500 | 200% |
«Запорожец» ЗАЗ 968 | |||
«Жигули» ВАЗ-2101 | 2 300 | 5 750 | 250% |
«Жигули» ВАЗ-2102 | 2 360 | 5 900 | 250% |
«Москвич» 408 ИЭ | 1 608 | 4 020 | 250% |
«Москвич» 408 ИБЭ (с ручным управлением) | |||
«Москвич» 426 ИЭ (пятидверный) | 1 706 | 4 265 | 250% |
«Москвич» 412 ИЭ | 1 845 | 4 612 | 250% |
«Москвич» 412 ИЭ (в улучшенной комплектации) | 1 982 | 4955 | 250% |
«Москвич» 427 ИЭ (пятидверный, в улучшенной комплектации) | 2 045 | 5 112,5 | 250% |
«Волга» ГАЗ-24 | 2 650 | 8 480 | 320% |
«Чайка» ГАЗ-12 | 9 150 | В рознице не продавались | |
«Чайка» ГАЗ-13А (с переговорным пультом на панели приборов, дублирующей системой зажигания) | 9 920 |
*Розничная стоимость взята из Прейскуранта №21-01 «Оптовые цены на автомобили, автобусы, троллейбусы, тракторы, прицепы», утвержденный Государственным комитетом цен Совета Министров СССР от 13 апреля 1972 г., введенные в действие с 1973 г.
Рис. 3. Отрывок из прейскуранта цен на 1973 год
Цены 1975–1979 гг.
Постепенно расширялся модельный ряд «Жигулей», параллельно росла и популярность авто в народе.
«В 75 моему другу посчастливилось стать обладателем автомобиля «Жигули» 3 модели. Ему предложили обменять его на генеральскую дачу в Красково с большим участком, но он отказался, так как «дачи есть у всех, а “трешка” – это редкость». Воспоминания журналиста Андрея Воскресенского.
Цены в сторону увеличения были пересмотрены в 1976 году.
Таблица 3. Стоимость авто по прейскуранту 1978 г.
Марка авто | Розничная цена, 1978 г. сов. руб. | Розничная цена, 1979 г. сов. руб. |
«Запорожец» ЗАЗ 966 | 3 500 | |
«Запорожец» ЗАЗ 968 | 3 500 | 4 050 |
«Запорожец» ЗАЗ 969 | 4 000 | |
«Жигули» ВАЗ-2101 | 5 500 | 5 690 |
«Жигули» ВАЗ-21011 | 6 000 | 6 190 |
«Жигули» ВАЗ-21013 | 5 960 | |
«Жигули» ВАЗ-21016 | 5 540 | |
«Жигули» ВАЗ-2102 | 5 930 | 6 120 |
«Жигули» ВАЗ-2103 | 7 743 | |
«Жигули» ВАЗ-2106 | 7 900 | 8 143 |
«Жигули» ВАЗ-2121 | 8 500 | 8 671 |
«Москвич» 412 ИЭ | 6 376 | 7 100 |
«Москвич» 2136 | 6 400 | |
«Москвич» 2137 | 7 200 | 7 335 |
«Москвич» 2138 | 6 000 | 6 065 |
«Москвич» 2140 | 6 800 | 6 865 |
ИЖ 2125 | 6 500 | |
«Волга» ГАЗ 24 | 9 043 | 9 513 |
ГАЗ 24-02 | 12 000 | |
УАЗ 469Б | 7 000 |
Источник: журнал «За рулем», 1978, 1979 гг.
Цены в 1980 г.
Картинки и цены на авто 1980 г. для покупателей через сеть магазинов «Березка» взяты из рекламного буклета «Внешпосылторга».
Рис. 4. ВАЗ-2101, цена 5 690 руб., ВАЗ–21011, цена 6 190 руб.
Рис. 5. ВАЗ–2102, цена 6 035 руб., ВАЗ-2103, цена 7 743 руб.
Рис. 6. ВАЗ-2106, цена 8 143 руб., ВАЗ-2121, цена 8 671 руб.
Рис. 7. «Волга» ГАЗ-24, цена 9 513 руб., «Москвич» 2137, цена 7 335 руб.
Рис. 8. «Москвич» 2138, цена 6065 руб., «Москвич» 2140, цена 6 865 руб.,
Способы покупки нового авто в 70-е: кто мог себе позволить
Но даже собрав за несколько лет 5 000–10 000 руб., в СССР невозможно было просто прийти в автосалон и приобрести понравившуюся модель.
До 1973 г. авто распределялись по регионам Советами министров республик, после чего рай- или горисполкомами между учреждениями и предприятиями. Для поступления в продажу необходимо было решение специальной комиссии. По состоянию на 1972 г., по всей стране работало не больше 180 автомагазинов, в основном в больших городах.
После распределение упорядочили. Рыночные фонды централизовано распределялись по направлениям.
Таблица 4. Распределение авто по назначению в 1975 г.
Направление | Распределение | Кол-во, шт. |
Передовики производства | предприятия; организации министерств | 175 000 +30 000 резерв |
Труженики села | система потребкооперации | 300 000 |
Работники леспрома | ОРС (отделы народного снабжения) | |
Централизованные получатели | Министерство среднего машиностроения; и др. | 100 000 |
Гражданам в порядке очереди (по открыткам) | Республиканские министерства | 100 0000 |
Гражданам, которые получали зарплату в валюте | Через «Березки» | 20 0000 |
Из общего числа купленных авто, по сведениям Управления ГАИ МВД СССР, 9,6% были реализованы через комиссионки. Именно так оформлялась продажа на вторичном рынке. Однако стоили б/у машины в СССР на порядок выше новых.
«Владельцы, потерявшие совесть и движимые жаждой наживы, требуют за «Москвич-412» 9-10 тыс. при стоимости 5 200 руб., а за «Волгу» – 18–20 тыс. руб. при цене 9 тыс. руб.», – из письма гражданина, проживающего в Ростове, Косыгину – председателю Совета министров СССР, 1972 г.
Было развито коммерческое дело с перепродажей машин в союзных республиках. Из РСФСР и Украины барышники везли авто в Прибалтику, Грузию, Узбекистан, Армению.
«Покупает спекулянт машину в Ленинграде и Москве и везет в свою республику, где продает втридорога. Тысячи рублей оседают в их кошельках. Такие комиссионные магазины организованы для миллионеров, а не для трудящихся. Честные люди не могут купить автомобиль». Из письма рабочих завода «Электросила», г. Ленинград.
Несмотря на трудности с приобретением, в 1970-х гг. покупка машины стала массовым явлением. По отчету, опубликованному в сборнике «Народное хозяйство СССР», в 1970 г. было продано 123 тыс. авто, а в 1980 г. – 1 163 тыс. машин.
Затраты на обслуживание авто
«День приобретения машины должен оставлять в памяти покупателя ничем не омраченное ощущение праздника», – директор автомагазина И. Киселев.
Но это чувство исчезало, когда дело доходило до обслуживания и ремонта авто. На всю страну в 1972 г. было только 694 СТО, а обеспечение запасными частями не превышало 37%.
Рис. 9. СТО в Москве, 1980 г.
По подсчетам журнала «За рулем», содержание ВАЗ-2101 в 1976 г. обходилось в 6 руб. 26,4 коп. на 100 км пробега:
Стоимость советских авто в других странах
Союз продавал легковушки в 50 стран мира. В 1970 г. было отгружено 85 тыс. авто.
Рис. 10. Повышенным спросом за границей пользовались «Лады»
В ФРГ в 1971 г. «копейка» продавалась за 6 500 марок. FIAT аналогичной модели стоил 6 830 марок.
В 1976 г. цена ВАЗ-2101 поднялась до 7 200 марок, тогда как FIAT уже стоил 9 500 марок. «Лады» продавались лучше, чем Nissan или Volvo.
Благодаря заниженным ценам, Советский Союз пытался занять свою нишу на западном автомобильном рынке.
Стоимость авто в СССР по современному курсу
Для пересчета стоимости машин в СССР в современную валюту воспользуемся информацией о курсах, публикуемых ЦБ РФ:
Таблица 5. Стоимость советских авто по современному курсу, расчетно
Если оценивать стоимость в покупательской способности, то видно, что ситуация практически не изменилась.
В 1970 г. на покупку «копейки» гражданин тратил 46,37 зарплат. В 2019 г. при средней заработной плате 47 926 руб. (данные Росстата по итогам мая 2019 г.) с учетом современного курса пришлось бы на приобретение той же машины откладывать в течение 44,18 месяцев.
Рис. 11. Vesta седан, 2019 г.
Для полноты картины посмотрим, сколько стоят современные «Лады». По данным портала lada.ru, новую машину можно купить:
То есть, в средних зарплатах это от 7,88 до 10,89 месяцев. Поэтому можно сделать вывод, что машины во времена СССР стоили в 4–5 раз дороже, чем в современной России.
Источник
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР
Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и советские легковушки с восьмицилиндровыми моторами существовали и продолжают существовать – вспоминаем славных носителей славных V-образных агрегатов.
К онечно, подавляющее большинство таких машин – это большие черные седаны для партийной элиты. Однако в разработке в Союзе были и такие «народные» экземпляры, на которые любо-дорого посмотреть и сегодня. Но начнем мы все же с «БЧС».
Этот красивый черный седан пришел на смену устаревшему ЗИС-110, который не попал в нашу подборку лишь потому, что его 8 цилиндров под капотом располагались в ряд, а не под углом. Зато ЗИЛ-111 получил новый мотор с аналогичной маркировкой, который располагал 6 литрами рабочего объема, двумя сотнями лошадиных сил и крутящим моментом в 442 Нм. В паре с ним работал двухдиапазонный гидротрансформаторный «автомат».
На фото: ЗиЛ-111 ‘1958–62
На базе этого седана чуть позже был разработан и фаэтон ЗИЛ-111В – наследник представительского кабриолета ЗИС-110В.
Это, в свою очередь, наследник ЗИЛ-111 – уже в то время нужно было следить за автомобильной модой, чтобы не «проспать» актуальные веяния дизайна. Новый седан получил и новый мотор – разумеется, с той же маркировкой, что и сам седан. Этот карбюраторный агрегат выдавал уже 300 сил при выросшем до 7 литров объеме, а крутящий момент увеличился до 559 Нм. Дополнительную ступень получила и автоматическая трансмиссия, с которой работал новый мотор.
На фото: ЗиЛ-114 ‘1967–71
Конечно, на базе ЗИЛ-114 тоже было выпущено несколько специальных модификаций. Одна из таких – универсал ЗИЛ-114А, получивший медицинскую специальность. В СССР такие машины называли «Черными докторами».
Это укороченная версия лимузина ЗИЛ-117, получившая ту же техническую основу, что и оригинал. Семилитровый мотор ЗИЛ-114 при снизившейся массе машины обеспечивал более уверенную динамику, а уменьшение базы положительно сказалось на управляемости.
На фото: ЗиЛ-117 ‘1971–77
ЗИЛ-117 тоже не избежал популярности в качестве основы для специальных машин. Помимо экземпляров для спецслужб был выпущен и двухдверный фаэтон с матерчатым тентом – такие машины участвовали в парадах на Красной площади.
Лимузин, который должен был получить имя ЗИЛ-115 как законный преемник предыдущего автомобиля подборки, из-за смены системы индексов стал носить название ЗИЛ-4104. Такое же название получил и его мотор – V 8 объемом 7,7 литра. Этот агрегат получил небольшую прибавку в мощности относительно предшественника – она выросла до 315 л.с., зато крутящий момент увеличился заметнее, до 608 Нм. Мотор сохранил и основные особенности: алюминиевый блок с чугунными гильзами, два клапана на цилиндр, гидротолкатели клапанов и карбюраторную систему питания.
На фото: ЗиЛ-4104 ‘1978–83
Правительственный лимузин традиционно отправился служить в различные ведомства, получая различные модификации. Помимо фаэтона ЗИЛ-41044 существовал и «короткий» седан ЗИЛ-41041, и «Черный доктор» ЗИЛ-41042, и спецверсия ЗИЛ-41072 «Скорпион», и многие другие спецмашины.
Источник
Автомобили из СССР
57 лет на конвейере
Многие ругают советский автопром за его отсталость и инертность, и ругают его в общем-то по делу. Но были ли более дикие примеры долгого производства одной и той же модели в мировой истории, чем это случалось в СССР и на постсоветском пространстве? Да!
Индийский автомобиль Hindustan Ambassador представлял собой клон Morris Oxford. Выпускался он с 1957 по 2014-й (. ) год. Представьте себе, что последние вариации «Москвич-402» сняли с производства лишь 7 лет назад, в 2014-м – это было бы то же самое.
Одна из последних серийных машин 2014 года:
Опытный образец рестайлинга 2011 года:
Мелкосерийный рестайлинговый вариант Avigo из 2000-х:
13 лет эволюции
Иж-2126 образца 1977 года (слева) и образца 1990 года (справа).
Этикетки спичечных коробков
Бог весть зачем маленький человечек маниакально отдирал эти этикетки лет 25 назад, но вот..
Вот сканы (1200 dpi) сего архива. Для разглядывания и эстетической радости.
Ссылка на склееный файл (45 Мб):
Рождение автомобиля
Москва, завод АЗЛК, середина 1970-х. Группа инженеров понимает, что перспективная модель завода уже должна быть переднеприводной – таков общемировой тренд, таково будущее автомобилестроения. Принимается решение: взять ненужный кузов от заднеприводной экспериментальной машины 2141-С1 и построить на его базе макетный образец с передним приводом. Благо, где-то на складе должна была храниться коробка передач от перспективного переднеприводного «Москвича» с роторным двигателем, над которым на заводе работали в конце 1960-х. Машину тогда так и не доделали, а вот отдельные узлы, такие как КПП, изготовили – и эта коробка вполне подошла бы для новой конструкции.
^ Так мог бы выглядеть первый переднеприводный «Москвич»
Однако руководство завода проект не поддержало и до постройки опытного образца так и не дошло. Зато всё изменилось уже через год: новым главным конструктором АЗЛК стал инженер ЗИЛ Юрий Ткаченко. Вернувшись из очередной командировки в США, где он знакомился с американским автомобилестроением, он тоже осознавал необходимость перехода на передний привод – этот процесс тогда шёл не только в Европе, но и за океаном. Услышав, что инициативная группа пыталась заниматься этой темой, он дал им «зелёный свет» и в 1977 году провёл техсовет, на котором АЗЛК окончательно принял решение переходить на передний привод. Была выбрана компоновка машины по образцу Audi. А вот со внешностью всё оказалось сложнее: заводские дизайнеры до этого провалили несколько проектов и отношение к их деятельности было спорным.
Именно поэтому когда Ткаченко показал министру автомобильной промышленности Виктору Полякову проект новой машины, тот согласился со всеми его доводами по технической части, но внешне указал на Chrysler-Simca 1307, как образец для подражания.
^ Главный конструктор Юрий Ткаченко (открывает пассажирскую дверь) и министр Виктор Поляков (садится на водительское место) знакомятся с иномаркой, срочно выписанной из Франции.
Удостоверившись, что «Симка» действительно подходит в качестве прототипа «Москвича», Поляков внепланово выделил заводу деньги на покупку целой партии таких б/ушных машин из Европы. Чтобы ускорить работу, первые прототипы «Москвич-2141» строились прямо на базе иномарок – им переделывали передок и устанавливали отечественные агрегаты. Дизайнеры завода в это время прорабатывали собственный кузов, который появился «в металле» в 1979 году. Дизайн интерьера первоначально грубо копировался с «Симки», но затем был разработан свой вариант.
^ Будущее и прошлое АЗЛК. Слева – «Симка» с переделанным передком, двигателем «Москвич-412» и коробкой передач от VW Passat. Эта машина стала отправной точкой для проектирования семейства 2141. Справа – автомобиль «Москвич-2140», год как поставленный на конвейер
Несмотря на закупленные «ускоряющие» иномарки, спроектировать и запустить в выпуск машину в адекватные сроки завод не смог. Первые условно-товарные М-2141 были выпущены только в 1986 году, а масштабный конвейерный выпуск модели начался в 1988-м – через 11 лет после начала работ.
Источник