Отличия психики животных и человека
• Вся активность животных определяется биологическими мотивами. Это
хорошо выражено в часто цитируемых словах немецкого психолога
А.Гельба: «Животное не может делать ничего бессмысленного. На это
способен только человек».
• Вся деятельность животных ограничена рамками наглядных конкретных
ситуаций. Они не способны планировать свои действия,
руководствоваться «идеально» представляемой целью. Это проявляется,
например, в отсутствии у них изготовления орудий впрок.
• Основу поведения животных во всех сферах жизни, включая язык и
общение, составляют наследственные видовые программы. Научение у
них ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря
которому видовые программы приспосабливаются к конкретным условиям
существования индивида.
• У животных отсутствуют закрепление, накопление и передача опыта
поколений в материальной форме, т. е. в форме предметов материальной
культуры.
Человек в своих психологических качествах и формах
поведения представляется социально-природным существом, частично
похожим, частично отличным от животных. Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности.
В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические функции» – специфические и человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.
Отличительные особенности психики человека еще в большей степени проявляются в онтогенезе. Онтогенез (от греч. «онтос» – сущее; «генезис» – происхождение) – развитие психики индивида, начиная с внутриутробной стадии до смерти от старости. Индивидуальное развитие, так же как и развитие человечества, имеет свои закономерности, свои периоды, стадии и кризисы.
Временной характеристикой индивидуального развития является возраст. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие «психологического возраста» означает определенную качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение. Возрастные ступени развития можно было бы сравнивать с историческими ступенями в развитии органической жизни и геологическими эпохами в истории развития Земли.
Возрастному развитию присущи два свойства – метрическое и топологическое.
Метрическое свойство означает длительность протекания тех или иных психологических процессов и состояний в психике, которые происходят на протяжении жизни человека. Метрические свойства измеряются временными интервалами (дни, месяцы, годы). В процессе изучения временного аспекта возрастного развития были выявлены такие закономерности, как неравномерность и гетерохронность. Неравномерность возрастного развития выражается в том, что развитие отдельных психических функций осуществляется разными темпами. Гетерохронность же связана с тем, что отдельные стороны психической функции развиваются разновременно.
Не менее важным, чем метрическое, является топологическое свойство возрастного развития. Оно означает определенность того или иного состояния, фазу или период становления индивида. Поскольку возрастное развитие как целостное образование представляет собой сложную динамическую систему, ее качественные топологические особенности могут быть определены путем изучения структурных особенностей, взаимосвязей ее различных сторон, выделения ведущих, системообразующих факторов, с которыми связана специфика данного периода жизни.
Каждый период онтогенетического развития характеризуется определенными возрастными особенностями. Возрастные особенности – это специфические свойства психики индивида, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий. Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая перцептивные, познавательные, мотивационные, эмоциональные и другие характеристики индивида.
В психологии существует множество возрастных классификаций онтогенетического развития человека (например, классификации, охватывающие весь жизненных цикл человека от младенчества до старости).
Наряду с общими классификациями существуют и частные классификации, которые посвящены отдельным отрезкам жизни.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Разница между психикой человека и психикой животного
В психике человека и животного можно заметить некоторые сходные черты. К примеру, общей является способность испытывать различные эмоции. Тем не менее человеку свойственно то, что остается недосягаемым даже для высших, наиболее развитых животных. В чем состоит преимущество людей, и чем отличается психика человека от психики животного? Попытаемся найти ответ на эти вопросы.
Общее понятие психики
Термином «психика» обозначается особый аспект, присутствующий в жизнедеятельности таких высокоорганизованных существ, как животные и человек. Данный аспект заключается в способности взаимодействовать с окружающей реальностью и отражать ее своими состояниями.
Среди процессов и явлений, связанных с психикой, называют: восприятие, ощущения, намерения, эмоции, сны и прочее. Психика приобретает свою высшую форму в виде сознания. Только человек из всех живых существ обладает сознанием.
Сравнение
Познавательные способности
И люди, и животные воспринимают происходящее и запоминают информацию. Но у человека восприятие особое – предметное и осмысленное. По поводу образности восприятия у высших животных ведутся споры. Память только у человека может быть произвольной и опосредованной.
Животным познание действительности лишь обеспечивает приспособление к окружающим условиям. И выживают те из них, которые приспособились лучше. Человек умеет видеть существующие закономерности и сравнивать факты. Благодаря этому он может прогнозировать события и даже влиять на их течение. Кроме того, люди имеют способность к самопознанию, что позволяет им контролировать себя и заниматься самовоспитанием и самосовершенствованием.
Особенности мышления
Хотя бы элементарным практическим мышлением обладают существа обоих видов. Но отличие психики человека от психики животного состоит в том, что только люди обдумывают и планируют предстоящие дела, намечают цели и рисуют у себя в голове предполагаемый результат. Животное же может создать что-то, поражающее своей правильностью (например, пчелиные соты), но о представлении результата здесь речи не идет.
Животное, выполняя какие-либо действия, не способно выйти за рамки существующей ситуации. Оно мыслит конкретно, опираясь на то, что видит и ощущает в данный момент. Человек же, находясь в определенной ситуации, может в уме оторваться от нее, просчитать шаги и последствия. Иначе говоря, он наделен способностью мыслить абстрактно. Вдобавок к этому мышление человека способно принимать словесно-логическую форму, в то время как животным не доступны ни логические операции, ни понимание слов.
Эмоции и чувства
И человеку, и животному присуще испытывать эмоции. И проявляться они могут похожим образом. Но человек – единственное существо, обладающее еще и чувствами. Это выражается в способности людей сопереживать, сожалеть о чем-то, радоваться за другого, наслаждаться закатом и т. д. Если эмоции даны от природы, то нравственные чувства воспитываются именно в социальных условиях.
Люди общаются с помощью речи. Этот инструмент способствует передаче общественного опыта, который имеет очень длительную историю. Благодаря речи у человека есть возможность получать сведения о явлениях, с которыми он никогда не сталкивался лично. Животные издают голосовые сигналы. Подобные сигналы могут быть связаны лишь с явлениями, ограниченными настоящей ситуацией, или эмоциями, испытываемыми в данный момент.
Условия развития
Увидеть, в чем разница между психикой человека и психикой животного, можно, и проанализировав, что требуется для ее формирования в каждом случае. Так, механизмы развития психики животных не выходят за биологические рамки, и в человеческом обществе любая особь будет проявлять себя только как животное. Человек же становится личностью и его психика развивается только среди других людей, при общении с ними, усвоении опыта всего человечества. В этом случае определяющим является общественно-исторический фактор.
Источник
3.3. Общая характеристика психики животных и ее отличие от психики человека
Несмотря на то, что формы психического отражения и поведения животных, находящихся на разных стадиях развития, кардинально различаются, существуют общие для всех животных закономерности, управляющие их психическим развитием.
Развитие психики животных происходит в процессе их биологической эволюции и подчиняется общим законам этого процесса. Каждая новая ступень психического развития была обусловлена переходом к более сложным внешним условиям существования животных и обеспечивалась усложнением их физической организации. Движущей силой психического развития животных выступала необходимость приспособления к среде, в процессе чего формировались новые анатомические структуры, усложнялись их функции, возникали более совершенные формы отражения и двигательной активности. Поведение животных, безотносительно к тому, на какой стадии развития психики они находятся, всегда является биологически значимым, т.е. может осуществляться лишь по отношению к предмету жизненной биологической потребности или по отношению к раздражителям, сигнализирующим о возможности ее удовлетворения. Развитие психики шло только по линии усложнения связи между сигнальными и биологически значимыми воздействиями. У животных не существует устойчивого объективно предметного отражения действительности.
Групповое поведение и общение у них также подчиняются биологическим закономерностям. В колониях и стаях животных не формируются общественные отношения и совместная деятельность. Наблюдаемые формы поведения, похожие на совместную деятельность, при более детальном их рассмотрении и изучении оказываются поведением, имеющим более простую организацию. Так, в приведенном выше примере совместного выполнения сложных действий муравьями общий путь не является результатом согласованных целенаправленных действий. Он представляет собой результат механического сложения усилий отдельных муравьев, каждый из которых действует так, как если бы он нес предмет самостоятельно. Такое поведение характерно и для животных, стоящих на более высоких ступенях развития. Если задача достать банан с помощью ящиков предлагается не одной, а нескольким обезьянам, между ними разворачивается борьба, и задача останется нерешенной.
Язык и общение у животных имеют с языком и речью человека только внешнее сходство. Для животного каждый сигнал имеет определенный биологический смысл и не несет объективного значения. Следующий пример наглядно это иллюстрирует. Цыпленка привязывают за лапку к маленькому колышку. На его звуковые сигналы подбегает курица и также начинает квохтать. Внешне это воспринимается почти как речевое общение. Однако если цыпленка накрыть прозрачным звуконепроницаемым колпаком, курица не реагирует на его напрасные попытки освободиться, хотя видит их. Следовательно, курица реагирует не на объективное значение крика цыпленка (в данном случае опасности для него). Она реагирует на крик только как на жестко закрепленный для определенных условий биологически значимый сигнал. При усложнении условий жизни такой уровень организации психического отражения не может обеспечить адекватного поведения.
Некоторым видам животных (попугаи, скворцы и др.) анатомическое строение позволяет на основе подражания воспроизводить звуки, сходные со словами человеческой речи. На самом деле они не имеют с речью ничего общего, так как не несут в себе значений. В настоящее время интенсивно изучаются возможности общения у человекоподобных обезьян с помощью языка жестов. Есть предположения о существовании языка и сложных форм общения у дельфинов, но аналогов человеческой психики и человеческого общения у них пока не выявлено.
В процессе эволюции совершенствовались формы психического отражения и ориентировки в среде, но сохранялся общий тип взаимоотношений между индивидом и средой — приспособление к ней. В основе перехода от психики животных к психике человека лежал другой принцип — не иметь к среде фиксированного приспособления и не передавать приспособительные механизмы в порядке биологического наследования или приобретения индивидуального опыта. Такой переход стал возможен только при смене образа жизни далеких предков человека, возникновения коллективных форм трудовой деятельности и речи.
Коллективный труд и речь явились главными условиями для появления качественно новой формы психического отражения, свойственной только человеку, — сознания. Сознание формировалось постепенно, когда первые люди стали выполнять сначала примитивные, а затем более сложные трудовые действия. Затем они стали использовать специально изготовленные орудия труда. Совместный труд и разделение трудовых действий породили первые общественные отношения и членораздельную речь, что сделало возможным фиксацию и передачу индивидуального опыта другим индивидам.
Переход от психики животных к сознанию человека А.Н. Леонтьев назвал вторым великим переломом в истории развития психического отражения. Первый перелом был связан с переходом живой материи, не обладающей психикой, к материи, имеющей это свойство. Второй означал развитие сознания как особой, высшей формы психического отражения, которая принципиально изменила взаимоотношения человека со средой. Сознание человека в отличие от психики животных — это отражение, выделяющее объективные устойчивые свойства предметной действительности, формирование общих для всех людей знаний о мире.
Движущими силами психического развития становится не фактор приспособления к среде, а жизнь индивида в обществе, процесс социализации как усвоения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. В эволюции психики началась новая социокультурная эра развития человека и человеческого сознания.
Каковы основные научные взгляды на проблему возникновения психики?
В чем заключается гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении психики в филогенезе?
По каким критериям выделены стадии развития психики в филогенезе?
В чем проявляются отличия между инстинктом и навыком у животных?
Каковы особенности практического мышления животных?
Каковы основные отличия психики животных от психики человека?
l. Способность организмов реагировать на абиотические раздражители называется.
2. Психическое отражение на стадии элементарной сенсорной психики имеет форму.
Б. Элементарных ощущений.
3. Основной формой индивидуального приспособления животных к среде обитания является.
B. Безусловный рефлекс.
4. Какая наука изучает общее и различное в психике животных и человека?
Источник
ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ
Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявления психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия). В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует ни одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам.
Цель реферативного исследования – изучить особенности психики человека и животных. В задачи работы входило дать общую характеристику познавательным процессам, определить интеллектуальные способности человека и животных, осветить вопросы эмоциональной сферы.
Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудие труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща. Только человек создает орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим [3].
Отличие психики животных и человека состоит так же в эмоциональной сфере. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.
Условия развития психики животных и человека являются четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подчинено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями. И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек. С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных.
Биологические исследования человеческого организма и животных многократно продемонстрировали, что человеческая физиология почти полностью подобна таковой у некоторых видов животных (например, приматов). Вместе с тем с точки зрения развития природы человек является принципиально новым по сравнению с животным миром видом. Уникальность человека как природного вида определяется его психическим устройством, значительно отличающимся от психики животных. Человеческое сознание и обусловленный им феномен человеческой личности не имеют аналогов ни у одного из животных видов даже с наиболее развитым интеллектом. По меткому выражению М. Шелера, человек «не знает, что он такое и знает, что он этого не знает».
Личность отдельного человека складывается из собственно самого индивида и его положения в обществе других людей. Индивид представляет собой биологическое тело, возникающее и развивающееся по законам развития природы. Развитие его психики и определяющийся им социальный статус человека зависят от законов развития общества. В свою очередь, общественные законы обычно складываются как традиции в отношениях между людьми и имеют тесную связь с глубинами человеческой психики. Очевидно, что, познав ее устройство, присущие ей причинно-следственные взаимосвязи и обусловленные ими мотивы поведения людей, можно научиться успешно решать многие психологические и социальные задачи в повседневной жизни.
Но почему мы, люди, бываем так беспричинно жестоки и агрессивны? Почему иногда людей, которые не любили работать руками, да и не умели, тянет на дачу, поближе к свежему воздуху и тишине. И меняются люди. А инстинкт собственности – один из самых мучительных для детей человека. Ребенок может быть добрым, не жадным, но если у него силен этот инстинкт, он не может не отнимать у других и не отстаивать то, что считает своим. Может быть, человек еще не совсем отделился от природы, и ответы нужно искать у предков людей и у животных, наших братьев, так как вышли мы все из природы.
Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, речь).
Как человек, так и животные обладают общими врожденными элементарными способностями познавательного характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений (у высокоразвитых животных – и в виде образов), запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. – с рождения присутствуют у человека и животных. Их функционирование обеспечивается наличием соответствующих анализаторов.
Но восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных функций у животных и новорожденных младенцев. Эти отличия проходят сразу по нескольким линиям.
Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятие — предметностью, константностью, осмысленностью, а память — произвольностью и опосредственностью (применение человеком специальных, культурно выработанных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации). Именно эти качества приобретаются человеком при жизни и развиваются далее благодаря обучению.
Во-вторых, память животных по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они передают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений. Иначе обстоит дело у человека. Его память практически безгранична. Он может запоминать, хранить и воспроизводить теоретически бесконечное количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости всю эту информацию постоянно помнить и держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации. Они могут не только записывать и хранить ее, но также передавать из поколения в поколение через предметы материальной и духовной культуры, обучение пользованию соответствующими знаковыми системами и средствами.
Любая группа, для того чтобы выжить, должна обладать средством, которое позволяло бы ее членам общаться между собой, направлять и координировать действия каждого из них.
Почти у всех видов животных имеются способы передачи информации, с помощью которых каждая особь может сообщать другим представителям своего вида об опасности, привлекать внимание потенциального брачного партнера или запрещать проникновение на свою территорию. Эти сигналы, однако, всегда связаны с той или иной сиюминутной ситуацией. По-видимому, ни одно животное, кроме человека, не способно передавать информацию, не относящуюся к данному моменту. Только человеческие существа могут при помощи слов возвращаться в прошлое, делая доступным познание давних событий, а также сообщать заранее о некоторых событиях или действиях, предстоящих в будущем, или необходимых шагах для их осуществления [2].
Исследователи еще не пришли к единому мнению о том, в какой именно момент возник язык. Некоторые авторы считают, что это произошло очень давно, возможно 2 млн. лет назад, в эпоху, когда Нотo habilis изготовлял свои первые орудия. Разнообразие этих орудий и передача соответствующих навыков были бы невозможны без языка.
Особенности взаимоотношений животных друг с другом определяют и особенности их «речи». Как известно, общение животных выражается нередко в том, что одно животное воздействует на других с помощью звуков. Имеем ли мы в этом случае процесс, похожий на речевое общение человека? Некоторое внешнее сходство между ними несомненно существует. Внутренне же эти процессы в корне различны. Человек выражает в своей речи некоторое объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь не просто как на звук, а как на отраженную в речи реальность. Голосовое общение животных в корне отличается от нее. Легко доказать, что животное отвечает на голос сородича вне зависимости от того, что отражает данный ключевой сигнал: он имеет для него лишь определенный биологический смысл. Или, например, у птиц, живущих стаями, существуют специфические крики, предупреждающие стаю об опасности. Эти крики воспроизводятся птицей всякий раз, когда она чем-нибудь напугана. При этом совершенно безразлично, что действует в данном случае на птицу: один и тот же крик сигнализирует и о появлении человека, и о появлении хищного животного и просто о каком-нибудь необычном шуме. Следовательно, эти крики связаны с теми или иными явлениями действительности, сходством объективного отношениях ним животного. Иначе говоря, упомянутые крики животных лишены устойчивого объективного предметного значения. То есть общение животных и по своему содержанию и по характеру осуществляющих его конкретных процессов также полностью остается в пределах их инстинктивной деятельности.
Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность его решения состоит в том, что первичные эмоции, имеющиеся у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоции генных ситуациях. У высших животных – антропоидов – и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.
Таким образом, человек, в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет в то и другое.
До сих пор в своих политических, экономических, психологических и педагогических представлениях о человеке мы по преимуществу учитывали социальное начало, а человек, как показала жизненная практика, даже в относительно спокойные времена истории не переставал быть отчасти животным, т.е. биологическим существом не только в смысле органических потребностей, но и в своем поведении. Основная научная ошибка марксистско-ленинского учения в понимании природы человека состояла, вероятно, в том, что в социальных планах переустройства общества в расчет принималось только высшее, духовное начало в человеке и игнорировалось его животное происхождение.
1. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. – М., 2002. – С. 106-107.
2. Климов Е.А. введение в психологию труда. – М., 1998. – С. 43-45.
3. Филиппова Г.Г.Зоопсихология и сравнительная психология. – М., 2009. – С. 20-23.
Источник