2108 как первая машина

Мой первый автомобиль: ВАЗ-2108

Первый автомобиль всегда накрепко отпечатывается в подсознание. Для меня это была «восьмерка». Черт, с момента ее покупки прошло уже тринадцать лет, а я до сих пор отлично помню свою радость, когда забрал машину у прежнего хозяина (точнее, хозяйки) и поехал на ней домой. Чувство, когда ты впервые едешь на своей собственной машине, непередаваемо! ВАЗ-2108 вообще для меня всегда был в любимчиках, еще с 2000 года, когда отец сменил наши первые Жигули. До сих пор помню контраст в поведении между «пятеркой» и «восьмеркой». Между ними была пропасть. Впоследствии семейными автомобилями были BMW разных серий и поколений, с которыми мой автомобильный патриотизм растворился в мгновение ока, но «восьмерка» все равно мне нравилась.

Когда я получил права, будучи студентом, больших средств, разумеется, у меня не было. И когда знакомые предложили купить их ВАЗ-21083 за тысячу долларов, я долго не раздумывал. И вот в 2005 году я стал обладателем вишневой «восьмерки» 1996 года выпуска с пробегом в 90 тысяч километров. С полуторалитровым мотором и «низкой» панелью. До сих пор помню, как тяжело было привыкать к тормозам. Ведь первое время, получив водительские права, я ездил на отцовской BMW E34. И на ее контрасте замедлялась Лада целую вечность! Тем не менее привык я быстро.

А с рулевым управлением и динамикой у Самары всегда был полный порядок. Само собой, вложения машине требовались. Первым делом пришлось заменить водительское сиденье. Спинка родного совсем не хотела удерживать свое положение, а обивка давно протерлась. Вместе с ним поменял и родной тонкий руль, обод которого с годами уже потрескался.

Удивительно, но помимо этих проблем десятилетний ВАЗ-21083 почти ничем не «отметился». За год, что я владел автомобилем, случилось только две поломки: прохудился радиатор да лопнула возвратная пружина на дроссельной заслонке. В остальном машина работала как часы. Даже не понадобилось регулировки клапанов или карбюратора. Коробка, которая славилась быстрым износом муфты включения первых двух передач, также исправно функционировала. К тому же, в качестве бонуса, мне досталась главная пара 4,3. Да, максимальная скорость с ней была ниже, зато стартовала моя «восьмерка» очень бодро. На этом какие-либо доработки силовой установки заканчивались. Но по остальным узлам все же я прошелся. Вообще, на протяжении всей эксплуатации моей Ладе везло на доработки, причем за смешные деньги.

Первым делом я покрасил машину. Старая краска давно потеряла былой лоск, а передние крылья подверглись сильной коррозии. В итоге за покраску кузова, замену передних крыльев и кое-какой мелочи я отдал меньше 20 тысяч рублей. Даже по тогдашним ценам это почти даром. Буквально через пару месяцев за 5000 рублей мне досталась коробка с «сокровищами», которая у знакомого в сервисе лежала за ненадобностью. Там было четыре амортизатора Belstein B4, передние тормозные диски Brembo и усилитель тормозов Lucas. В итоге «восьмерка» стала куда лучше тормозить и управляться, попутно выправив «осанку».

Разумеется, я разорился на хорошие колеса — как же первокурснику МАДИ да без красивых «катков»! Поставил 14-дюймовые диски Прома черного цвета и раскошелился на шины Michelin размера 185/65 R14. Последние были дороже самих дисков, но на шины я никогда не скупился. А весь комплект колес мне обошелся почти во столько же, сколько и покраска. Но оно того стоило. В порыве я немного переделал салон, облачив сиденья в черно-красные чехлы из кожзама и покрасив центральную консоль в красный цвет. Сегодня я бы на такие «украшательства» интерьера не пошел!

Источник

Тридцать два года «зубилу»: ностальгический тест-драйв ВАЗ-2108

Тридцать два года – зрелый возраст. А для автомобиля – так и вовсе солидный: в Германии машины, перешагнувшие рубеж трёх десятилетий, официально считаются олдтаймерами. Тем удивительнее воспринимать в этом амплуа «девочку восьмидесятых» – вечно молодую и задорную вазовскую «восьмерку». Однако именно ровно 32 года назад, 19 декабря 1984 года, с главного конвейера Волжского автозавода в пуско-наладочном режиме сошел первый ВАЗ-2108.

М ы неоднократно вспоминали факты, связанные с историей первого тольяттинского переднеприводника: раскрывали роль немецкой компании Porsche в разработке Спутника, сравнивали «восьмерку» с немецким Volkswagen Scirocco MKII, изучали участие в судьбе проекта «Гамма» ряда западных компаний, рассматривали дилерские модификации и евро-Самару под названием Baltic, малолитражную версию ВАЗ-21081 с двигателем объемом 1,1 литра, спортивные варианты, исполнения с открытым верхом и даже Самары с дизельным мотором! Но лучший способ сблизиться с именинницей – это «погрузиться в историю» буквально, в прямом смысле. То есть, прокатившись на прекрасно сохранившемся экземпляре с полным набором «зубильных регалий и артефактов».

Читайте также:  Trade in как подготовить машину

Ценность подобных «нетронутых» машин в том, что именно такой вариант и позволяет в полной мере прочувствовать хотя бы часть эмоций, которая переполняла советских автомобилистов тридцать с лишним лет назад. Конечно, с поправкой на то, что после современных автомобилей нам уже все равно не испытать в полной мере того, что ощущали водители в СССР, севшие за руль «зубила» после обычных Жигулей.

Во-вторых, до наших дней в подобном «сохране» добрались считанные экземпляры – в отличие от «классики», Спутник обычно приобретали молодые и активные автомобилисты, которые нередко умудрялись «укатать» свой автомобиль еще до распада СССР. Вдобавок многие детали и компоненты (особенно пластик!) ВАЗ-2108 оказались куда менее долговечными и прочными, чем на заднеприводных моделях. А если добавить непреодолимое стремление к «тюнингу» и доработке Самар, вылившееся в целую индустрию субкультуры по их беспощадному «заколхоживанию», то становится ясно, почему из почти миллиона выпущенных «восьмерок» в околозаводском состоянии пребывают единичные автомобили.

Первый ВАЗ-2108 на ВДНХ в 1984 году…

Немного истории

Массовый выпуск ВАЗ-2108 начался в 1985 году, когда было изготовлено несколько десятков тысяч автомобилей. Экземпляры до 1987 года считаются «ранними», поскольку они отличаются от более новых Самар некоторыми деталями – в частности, двухцветным интерьером с коричневой панелью приборов, «длинными» ручками на дверной обивке, «шестидырчатым» передним бампером и другими мелочами.

ВАЗ-2108 на заводском конвейере

Ранний салон с длинными ручками – предмет особого вожделения ценителей аутентичных Спутников

Предсерийный прототип ВАЗ-2108. Обратите внимание на форму обивки и внутренние ручки, заходящие на верхнюю часть дверной карты

Коричневый салон продержался на конвейере до 1989 года, причем интерьер такого цвета первые лет десять-пятнадцать считался очень непрестижным, в связи с чем владельцы ранних «восьмерок» всеми способами пытались перейти на «серый салон» – как путем замены деталей, так и методом банальной перекраски элементов интерьера. Еще один признак «олдскульных» Самар – так называемое короткое крыло, то есть специфическое решение передней части с пластиковой облицовкой-«лыжей» вокруг фар, вследствие чего крылья не доходили до решетки и оптики. «Короткокрылки» выпускались до 1995 года, после чего все Самары начали сходить с конвейера с передней частью ВАЗ-21093.

Советская пресса активно освещала выход на рынок принципиально новой модели ВАЗ с приводом на передние колеса

Прохожие рассматривают новенький ВАЗ-2108 на улицах Ленинграда (1985 год)

Постановочное фото, снятое в Куйбышевской области в канун 1985 года: Дед Мороз, сотрудник ГАИ и новая модель ВАЗ. Обратите внимание на редкий «шестидырчатый» бампер, характерный для автомобилей первых двух лет выпуска

Советский покупатель принял «восьмерку» настороженно. Смущало как отсутствие задних дверей, затруднявшее посадку-высадку пассажиров, так и не лучшая практичность переднеприводного первенца. Ведь по сравнению с Жигулями Спутник оказался довольно тесной машиной (особенно на заднем сиденье), да и объем багажника подкачал. Однако первое впечатление оказалось обманчивым: «восьмерка», невзирая на скромный литраж 1 300-кубового моторчика, сразу покорила многих автомобилистов незаурядными динамическими качествами и отменной управляемостью. В том, как новая модель «стояла на дороге» и «облизывала повороты», по признанию современников, было что-то мотоциклетное. Именно поэтому молодое поколение уже в конце восьмидесятых годов относилось к «восьмерке» с благосклонностью и уважением, включая крепко слаженную аудиторию «повышенной четкости».

Интересно, что одним из первых ВАЗ-2108 на закрытом показе увидел кубинский лидер Фидель Кастро, а в числе покупателей «восьмерки» ранних выпусков была жена первого и последнего советского президента Раиса Максимовна Горбачёва.

Фидель Кастро за рулём ВАЗ-2108 на закрытом показе (декабрь 1984 года)

«Незримая тень Porsche», о которой мы детально рассказывали, способствовала успеху модели и на внешних рынках. Германия, Франция, Югославия, Бельгия, Голландия – во всех этих странах «восьмерка» нашла своего покупателя. Более того, в конце восьмидесятых годов Самары можно было встретить (и купить) даже в Англии, Австралии и… Канаде! А 9 октября 1986 года на ВАЗе был собран 10-миллионный автомобиль. Им стал, разумеется, ВАЗ-2108.

Снаружи: я задыхаюсь от нежности, от твоей-моей свежести

Снаружи «советский Делореан» смотрится стремительно даже на исходе 2016 года. Характерный силуэт мог бы выглядеть еще спортивнее – как у немецкого аналога с «ветреным» названием Scirocco. Однако из-за высокой посадки кузова между колесами и арками образовался немалый зазор, который не лучшим образом влияет на общее впечатление. Ситуацию немного исправляет «заводское занижение» – то есть, установка пружин от версии, предназначенной для европейского рынка.

Читайте также:  Долг налог на новую машину

При внимательном осмотре безупречного экземпляра 1990 года выпуска замечаешь некую «небрежность» общей стилистики, упрощенность архитектуры, что ли. Отдельные элементы вроде пресловутого «клюва» или голых болтов крепления колеса на ступице выглядят вполне достойно лишь потому, что сам автомобиль восьмого семейства в оригинале уже на уровне подсознания воспринимаешь как привет из прошлого – того самого, где горы были выше, а мороженое вкуснее.

Но ведь неслучайно на «дилерских» модификациях для западного рынка диски прятали за аккуратными колпаками, а «носатую» решетку меняли на деталь более скромного вида.

Да и советские владельцы первым делом стремились заменить «попугайский нос» любой доступной альтернативой, включая распиленную «решетку» от ВАЗ-2107… Именно поэтому до наших дней с родным «выражением лица» дожили считанные экземпляры. Тем более, что многие из «короткокрылок» в процессе эксплуатации претерпевали вынужденный (или не совсем) рестайлинг – установку так называемых длинных крыльев и капота в сочетании с соответствующей решеткой. Наша «восьмерка» щеголяет не только родным передком, но и щеточными очистителями фар – была у Спутника и такая «опция»! Правда, даже в советские времена встретить её можно было разве что на реэкспортных автомобилях, да и то далеко не на всех.

Внутри: я помню все твои трещинки

Пристальный осмотр советской «восьмерки» даёт представление о том, почему в конце восьмидесятых в СССР так уважали подержанные иномарки, поток которых хлынул в огромную страну со всех сторон – и с запада, и с востока. На фоне того же «Гольфа» или «Кадетта» ВАЗ-2108 в аутентичном состоянии немного грубоват в мелочах, да и зазоры великоваты. Впрочем, не будем ханжами и попробуем представить эмоции новоиспеченного владельца, который после нескольких лет ожидания в очереди получил наконец заветную «открытку» и приобрел за восемь с половиной тысяч рублей вожделенную машину, да еще новой модели.

Так за что же её любили? Взявшись за дверную ручку с характерным «фольксвагеновским» язычком, открываем массивную «калитку». Для этого сначала потребовалось вставить в замок пусть и отдельный, но уже вполне современный по конструкции симметричный ключ, который заведует замками дверей и багажника, в то время как заводится Спутник отдельным «ключиком» с характерной пластиковой головкой.

Воспоминания о будущем: вплоть до конца 2013 года точно такие ключи прилагались к каждой новой Самаре-2

Центрального замка, разумеется, нет. Как и электроприводов зеркал, стёкол, подушек безопасности, кондиционера и прочих излишеств. Впрочем, что вы хотели от доступной машины середины восьмидесятых годов прошлого века? Справедливости ради отметим, что в одноклассниках вроде VW Golf MK II и Opel Kadett E базовое оснащение столь же скудное, как и у Спутника. Правда, закрывались двери немецких машин с куда более благородным звуком, в то время как длинные «ворота» Самары захлопываются с характерным металлическим щелчком.

В первые годы «восьмерку» нередко называли «аквариумом» из-за большой площади остекления. Действительно, интерьер вызывает ощущение «воздушности» и простора, хотя чрезмерным запасом пространства машина длиной 4 006 мм и шириной 1 650 мм похвастать не может.

Чтобы самостоятельно выбраться наружу, заднему пассажиру нужно было откинуть спинку переднего сиденья и дотянуться до дверной ручки

По современным меркам у ВАЗ-2108 просто превосходная обзорность – стойки тонкие, мертвых зон нет вообще, а если хорошо повертеть головой, то в поле зрения попадает чуть ли не задний номер. Правда, на большинстве Спутников первых лет производства отсутствовали правое наружное зеркало и задний «дворник», поэтому перестроения в оживленном потоке вызывали у жителей больших городов определённые затруднения. Именно поэтому со временем большинство пожилых «восьмерок» обзавелось вторым зеркалом заднего вида – опять-таки, в ущерб аутентичности.

До 1987 года салон «восьмерки» выглядел именно так

Оказавшись за рулём, вспоминаешь характерную «лежачую» посадку водителя. Удобно будет далеко не всем «пилотам», поскольку рулевая колонка довольно глубоко задвинута внутрь салона, а педаль газа словно попала в ловушку между педалью тормоза и пластиковой накладкой центрального тоннеля. Впрочем, серьезных претензий к эргономике нет, разве что привлекательные с виду сиденья на деле довольно плохо держат спину, а со временем еще и начинают впиваться в позвоночник какой-то неведомой деталью каркаса. В нашем случае, правда, интерьер пребывает практически в первозданном состоянии, разве что обод руля блестит так, словно эта «восьмерка» цвета «сафари» проехала не 50, а 150 тысяч. Но всему есть своё объяснение.

Читайте также:  Вес бытовой стиральной машины

Аутентичный интерьер коричневого цвета с мягкой капровелюровой обивкой сидений словно переносит обитателя на тридцать лет назад – в ту самую середину восьмидесятых, когда Михаил Сергеевич еще только запускал свою разрушительную перестройку, а в салоне новенького Спутника звучало что-то из «Весёлых ребят» или первых трёх альбомов Modern Talking, вышедших как раз в период с 1984 по 1986 годы.

Радиоприёмник «Блюз» – в числе рекомендованных для ВАЗ-2108

Внимательный и хорошо разбирающийся зритель заметит особенности раннего «восьмерочного» интерьера – так называемые длинные ручки на оригинальной дверной обивке. Да, салоны первых Самар отличались в мелочах – стрелки комбинации приборов были оранжевыми, а не белыми, спинка заднего дивана иногда не имела вертикальных прострочек, а дверные «карманы» и «мыльницы» по виду отличались от деталей интерьера более поздних лет выпуска.

Относительно тонкое рулевое колесо имеет мягкий обод с удобным профилем, а его единственная спица и скромная по размеру «сигнальная» накладка на ступице обеспечивают превосходный доступ к другим органам управления, среди которых есть и гидрокорректор фар. В глаза бросается «четырехступенчатая» схема переключения передач – действительно, вплоть до начала девяностых годов пятая повышающая передача на ВАЗ-2108 с «родным» двигателем объемом 1,3 литра была скорее исключением, чем правилом.

Большинство «восьмерок» первых лет выпуска оснащались «четырехступкой»

Справа под рулевой колонкой притаился «подсос» – привод управления воздушной заслонкой, причем с соответствующей световой индикацией в комбинации приборов. Помнится, из-за особенностей конструкции оранжевый индикатор на многих Спутниках светился даже при полностью закрытой заслонке…

Комбинация приборов была очень информативной и отличалась наличием вольтметра и эконометра, в то время как тахометр отсутствовал. Блок контрольных индикаторов сгруппирован слева от спидометра.

Центральная консоль – мечта минималиста. Горизонтальные дефлекторы системы вентиляции, трехпозиционная клавиша управления наружным светом, кнопки включения «аварийки» и обогрева заднего стекла и… всё! Из «удобств» – лишь пепельница с прикуривателем да скромный радиоприёмник.

Радиоприёмник «Былина» нередко встречался в салонах советских «восьмерок»

Двигатель оживает очень быстро и работает «на подсосе» весьма устойчиво с первых минут после запуска. Правда, салон наполняется ощутимыми вибрациями, которые на месте не проходят практически никогда. Путём кропотливой регулировки карбюратора и поиском оптимальных холостых оборотов можно было добиться уменьшения неприятного эффекта, но из-за наличия демпфера в «длинной» рулевой колонке и отсутствия задней правой опоры силового агрегата в той или иной мере вибрация на холостом ходу проявлялась практически на любой «восьмерке».

1 300-кубовый двигатель славился своим «боевым» характером. Черный непрозрачный бачок омывателя на серийных ВАЗ-2108 практически не встречался.

На ходу: пою твои-мои песенки

Пересев с «классики» на ВАЗ-2108, многие водители недоумевали по поводу того, что «печка» функционирует только при включенном электродвигателе вентилятора. Действительно, воздух в салон самотёком практически не поступает, поэтому первая скорость «климата» во время езды должна быть включена как летом, так и зимой. Сам отопитель, к слову, на «низкой панели» весьма эффективен, но на многих машинах работает по принципу «триггера» – либо жарит на полную, либо ничего.

Конечно, даже идеальная «восьмерка» не отличается высоким уровнем комфорта. И дело отнюдь не в конкретном экземпляре, который «вылизан» практически до уровня «забугорных» модификаций. Салон не только тесноват, но и «музыкален» – на неровностях формованные пластиковые детали живут своей жизнью, потрескивая и поскрипывая в такт работе подвесок. С «разговорчивостью» интерьера владельцы боролись как могли – подклеивали поролон и «антискрип», крепили обивку «напрямую» мощными саморезами, безвозвратно её при этом уродуя… Справедливости ради заметим, что недеформированные панели дверей и боковин ВАЗ-2108 вполне надёжно фиксируются на металле с помощью стандартных пластиковых клипс – тех самых «ёжиков», ставших настоящей притчей во языцех. Просто клипсы нужно менять постоянно и вставлять их в сопрягающиеся детали точно отработанным движением. Ловкость рук и точность ударов – вот какими качествами должен обладать сборщик «зубильного» интерьера.

Зато как она едет! Под нагрузкой прогретый двигатель просто поёт, наполняя салон хорошо знакомым тембром. Отсутствие тахометра совершенно не мешает, ведь мотор не только слышен, но и прекрасно ощущается водителем через органы управления – в частности, «моментальную» педаль акселератора.

Поверьте, звук хорошо отрегулированного и «плотно» собранного двигателя восьмого семейства ласкает слух не хуже рядной баварской «шестёрки». Просто обертона у него другие.

С первых же метров понимаешь, за что «восьмерку» когда-то называли «Порше для нищих». Казалось бы, всего 64 «лошадки» и какая-то сотня ньютон-метров крутящего момента, обеспечивающие отнюдь не «суперкаровские» 16 секунд до сотни и 148 км/ч «максималки».

Источник

Интересные факты и лайфхаки
Adblock
detector