27 сентября праздник змей

Содержание
  1. Теперь я знаю, почему опасно в эти 2 дня ходить в лес! Мистическая история
  2. 27 сентября Змейник (Вздвиженье). Какие обряды в честь осеннего Змейника?
  3. (Приглашаю на сайт без рекламы, но с такой же тематикой: “Велемудр” по адресу: http://welemudr.ru)
  4. Третья встреча осени – «Капустник»
  5. Обряды, связанные с именем Бога Велеса
  6. Обряды связанные с Предками
  7. Какие обряды были посвящены праведным змеям?
  8. Какие обряды связывались с «царём змей»?
  9. Почему змеи на праздник Воздвижение Креста Господня сплетаются в клубок
  10. Как змеи связаны с праздником Воздвижение
  11. Обычаи и традиции на праздник Воздвижение Креста Господня
  12. Праздник когда змеи спать ложатся. Змеиные тайны российских лесов
  13. Народные приметы 27 сентября.
  14. Сегодня 27 сентября (14 сентября по старому стилю). Народные приметы, пословицы и поговорки, сегодня: Воздвиженье. Сдвиженье. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
  15. Русские народные приметы и суеверия.

Теперь я знаю, почему опасно в эти 2 дня ходить в лес! Мистическая история

Если вы думаете, что обычные пригородные леса уже все хорошо изучены и исхожены, то вы глубоко ошибаетесь. И здесь случайно можно наткнуться на такое место, куда лучше не попадать. История эта произошла в прошлом году, когда мы с мужем решили сходить за грибами. Любим мы это дело, даже если грибов не наберем, то хоть по лесу походим, хвойной тишиной подышим.

Обычно мы ходим в места, которые хорошо знаем, а в тот раз мы выбрались в лес, где раньше никогда не бывали. Просто ехали по дороге на машине, и одно местечко привлекло наше внимание.

Вдоль дороги там росли обычные смешанные деревья, дальше начинались березы, а если зайти чуть подальше, то с левой стороны виднелся довольно плотный ельник. Припарковались и пошли на разведку.

Муж впереди через кусты пробирается, а я чуть поодаль за ним. Вот этот ельник и привлек мое внимание. Уж больно он был красив – все елочки как на подбор: стройные, высокие, пушистые.

Я свернула в сторону и пошла напрямик – сама не знаю зачем – просто до ужаса захотелось постоять под их смыкающимися кронами.

Зашла в эту красоту – и не пожалела. Здесь действительно было как-то необычно – темнее, чем в остальном лесу и значительно тише. А воздух – даже передать вам не могу насколько опьяняюще пах он смолой и еще чем-то, как бывает только в хвойном лесу.

Я прошла пару десятков метров вперед, остановилась, замерла, насладилась окружающим меня пейзажем, и мне до одури захотелось поделиться им с мужем. Но я решила не кричать, чтобы не нарушать эту тишину, а просто ему позвонить и пригласить тоже полюбоваться.

На мне была куртка с накинутым капюшоном, и когда полезла в карман за телефоном, то почувствовала, что за капюшон меня тянет что-то. И даже как будто дергает: раз, другой, третий. Ну, думаю, зацепилась за ветку, наверное.

Помотала головой, это не помогло, начала шарить рукой – и ничего не почувствовала – отцеплять было нечего. Обернулась и посмотрела – сзади действительно не было никаких ветвей, они начинались на высоте не менее метра от моей макушки. Даже рукой до них я не могла бы дотянуться.

Так и не поняв, что же это такое меня цепляло, я достала телефон и в этот момент увидела, что указательный палец моей правой руки начинает наливаться краснотой и распухает прямо на глазах. Даже капилляры проявились и жар пошел. Особенно сильным покраснение и опухоль были в районе первого сустава.

Обычно так бывает при укусе осы или другого подобного насекомого, но меня точно никто не кусал, никаких ос вокруг меня не летало, да и руки у меня все время были в карманах. Что такое?

Палец между тем жаром налился и болеть начал. В общем, забыла я о звонке. Быстро выбралась из ельника и пошла разыскивать мужа. Покричала, он мне навстречу вышел откуда-то справа из березняка.

Показывает мне с десяток лисичек. Оказывается, пока я по ельнику бродила, любовалась, он времени зря не терял. А я ему палец показываю. Он тоже поудивлялся, а потом мы быстро к машине пошли – решили, что лучше домой вернуться срочно и палец врачу показать, мало ли что. Тут уж не до грибов.

Подошли к машине, и тут мне одна мысль в голову пришла. Достала я бутылку воды, отошли мы в березнячок солнцем освещенный, муж мне на руки полил, и я их вымыла с молитвой.

А потом поклонилась березкам и попросила избавить меня от этой хвори неведомой. Оставшейся водой умыла лицо, а остальное вылила под ближайшую березку.

Вернулись к машине, сели, поехали… И вы не поверите, буквально через 5 минут покраснение прошло, а опухоль на глазах начала спадать, вскоре и вовсе исчезла, словно ее и не было. Вышли мы около знакомого леса, грибов набрали, и домой вернулись.

Муж потом мне уже вечером сказал, что это, видно, мне предупреждение такое было, чтобы я дальше в тот лес не совалась. Мягкое такое предупреждение, а могло и что-то похуже быть, если бы я не послушалась.

Источник

27 сентября Змейник (Вздвиженье). Какие обряды в честь осеннего Змейника?

(Приглашаю на сайт без рекламы, но с такой же тематикой: “Велемудр” по адресу: http://welemudr.ru)

27 сентября будет особый день для тех, кто почитает Велеса как Бога Мудрости и Магии. Это Змейник — день, когда Бог Велес, по преданиям, собирает своих потворников-змей и проявляет свою магическую силу в нашем Мире. Вы занимаетесь магической практикой? Самое время обратить к Нему свой взор — сделать обряд на защиту от недоброжелателей и магического нападения.

По христианскому календарю 27 сентября совпадало с праздником Воздвижения Креста, но народ, сохранивший старую веру, трактовал название дня по-своему, памятуя о том, что и на Змеевик приходилась эта дата. «Воздвигать» звучит почти как «двигаться». Вот и объясняли это тем, что змеи «сдвигаются» в одно место, уходят под землю. Наши предки подмечали, что на этот праздник пресмыкающиеся животные уходят в какие-то неизвестные теплые края, а с ними улетают и ласточки. По этой причине люди на весь день тщательно запирали ворота, калитки и двери, чтобы ползущие в Вырий гады, по ошибке не заползли во двор, да и в лес на Воздвижение старались не ходить.

Существовало поверье, что на праздник Змейник нельзя начинать никаких важных и значительных дел, потому что все начатое в этот день или будет бесполезно и безуспешно, или завершится полным провалом.

Этот день был опасным для походов в лес не только из-за змей, но и из-за оборотней, леших и другой лесных духов. По легенде, лешие собирали в одном месте подвластных им зверей для осмотра перед наступающей зимой. Встретившемуся им человеку они могли причинить вред.

Кроме леших, этот день был важен и для овинника – духа, который живет в овине и принимает облик хозяина дома. 27 сентября отмечались «овинные именины». Овин в этот день топить не разрешалось. Молотильщики тоже не работали. Если в овин уже были наложены снопы, то хозяин делал вид, что разгружает его, вынимая два верхних снопа. Хозяйки расстилали на овинном окне вышитое полотенце, и на ночь оставляла угощение овинному хозяину.

Третья встреча осени – «Капустник»

С этой даты начинался черед веселых осенних вечеринок – «капустниц», «капустников», которые длились две недели. Справляли их не только жители сел и деревень, но и горожане. Девушки, одевшись в цветные нарядные одежды, ходили по домам капусту рубить. Холостые мужчины высматривали себе невест.

Вечером, когда была порублена капуста, начиналось настоящее веселье, приводившее довольно часто к свадьбам, игравшимся на Покров. Чтобы покорить сердце понравившегося парня девушки читали специальный заговор.

На такие вечеринки приглашали соседок и знакомых. Женщина, входя в дом, поздравляла с урожаем капусты хозяев. Для гостей варили пиво и пекли пироги. Вечер заканчивался песнями и плясками.

Какие обряды были в день Змеевика? Прежде всего, принимали предосторожности – запирали ворота, двери и окна, чтобы змеи, массово перебирающиеся в места зимовки, ненароком не вползли во двор или в дом. Также считалось, что с осеннего Змеевика змеи теряют способность кусаться, перестают быть опасными для человека, ведь если нарушит какая гадина этот запрет, то и не пустят ее на зимовку, предстоит ей ползать по земле вплоть до морозов.

А где же это загадочное место, где скрываются змеи и куда может попасть нарушивший запрет ходить в лес в день Осеннего Змеевика? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно понять, как же воспринимали этих существ славяне, почему они относились к ним со страхом, смешанным с уважением.

Читайте также:  Змея укусила во сне к чему это снится женщине в палец

Обряды, связанные с именем Бога Велеса

В соответствии с мифами славян, змея – «пособник» одного из самых могущественных, мудрых и загадочных богов нашего пантеона – Велеса. Он способен странствовать между тремя мирами Нави, Яви и Прави, прозревать грядущее, прошлое и настоящее, управлять событиями во всех этих сферах.

Велес также связывается со стихией воды. А змеи – это не только его верные спутники и помощники, но и одно из его излюбленных обличий. До сих пор сохранились сказки, песни, в которых говорится о многоголовых летучих змеях, летающих на перепончатых крыльях по небу, испепеляющих своим огненным дыханием всю округу, похищающих людей.

Такие змеи также могли стеречь сокровища и богатства, поэтому бог Велес также связывался с земным благополучием и изобилием. Многие исследователи-этнографы, например, Е. Левкиевская, И. Сахаров, приводят немало быличек о том, какие обряды были посвящены «огненным змеям» или «маньякам», навещавших вдов или надолго разлученных со своими супругами женщин. Прежде всего, это приманивание этих существ блюдечком молока, оставленного перед дверью.

Обряды связанные с Предками

Отсюда и другая ипостась змей – не только летучих, но и ползучих – для наших предков они были олицетворением людей умерших, да не всяких, а тех, кто ушел «до срока». Славяне крайне большое значение придавали и тому, как умер тот или иной человек.

Летучий огненный змей, соблазняющий женщин, нарушивших запрет чересчур кручиниться и тосковать по умершему или уехавшему мужу, а также девиц, не сохранивших невинность до брака, и, в конце концов, убивающий их, тоже был разновидностью «навьи». Подтверждение этому находится. Сахаров отмечает, что люди связывали с огненными змеями падающие звезды, называя их «маньяками». «Со страхом уверяли, что это блуждают проклятые люди, что они слоняются с места на место до тех пор, пока не будут прощены. » – пишет он в «Сказаниях русского народа».

Какие обряды были посвящены праведным змеям?

Но были и иные змеи, «чистые» и «праведные», помогающие Богу Мудрости и Тайного Знания в его делах. Про них ходили совершенно иные приметы, им посвящали обряды и ритуалы.

Вообще же, образ змея – один из самых сложных и неоднозначных в нашей мифологии. А. Гура в своем труде «Символика животных в славянской народной традиции» отмечает мотивы оборотничества, возможности превращения людей в змей и наоборот, упомянутых в народных поверьях.

Так, у южных славян повсеместно ходили легенды о способности гадюк превращаться в девушек. Тот же автор указывает и на известный факт, что змеи, подобно своему покровителю Велесу, могли перемещаться между тремя мирами, а также влиять на события Яви, например, на смену погоды. Кстати говоря, такое же свойство имели и души предков.

Много где был распространен обычай держать «домовую змею», которую подкармливали молоком. Она связывалась с умершими предками – если не напрямую считалась воплощением души кого-то из них, то была посредником для связи с ними. У болгар даже считалось, что увиденная близ чей-то могилы змея является душой похороненного в ней человека.

Какие обряды связывались с «царём змей»?

Были приметы и сказки о «царе змей». Считалось кое-где, что 27 сентября, в Змеевик, происходит коронование нового царя или царицы. В представлении славян, такой повелитель змей увенчан золотым венцом с драгоценностями. Ему подчиняются все остальные змеи, он наделен особой силой, живет в скалах или на болоте, а то и под особым камнем. Часто этот повелитель сближался с самим Велесом.

Считалось, что в особые дни, как, например, осенний Змеевик, царь змей собирает своих «подданных», раздает им приказания, спрашивает их, как они лето провели. Ходили и легенды об «особых» змеях, многоголовых, крылатых, необычайно больших. Считалось, что происходят они от обычных змей или от других похожих животных.

Чаще всего верили, что какой-то срок змея должна провести совсем в глуши, где не слышно ни голоса человечьего, ни звона колокольного, прежде чем стать чудовищем. Срок мог быть и семь, и все сорок лет. Змеям также свойственна особая живучесть – по легендам, даже разрубленная напополам гадюка может срастись, либо ей на помощь придут другие змеи.

Какие обряды поддерживались суевериями?

На покровительские, охранные функции змеи указывают и суеверия: «Змея со двора – быть беде, а во двор – к радости». В Архангельской губернии верили, что змея в селе или в крестьянском дворе – это «дворовой», воплощение духа-хранителя дома. Такую змею нельзя убивать, иначе начнется череда несчастий. С. Зечевич, исследователь поверий южных славян, связывал культ домовых змей с культом умерших предков. Он также отмечает, что домовые змеи часто белого цвета, в славянской символике считающегося цветом Нави, иного мира. Многие считали ее вообще невидимой, открывающей свой истинный облик лишь тем, кому суждено умереть.

В целом, змеи также считаются хранителями кладов, сокровищ подземных, что отражено и у П. Бажова, в его сказах, которые он написал на основе устных «быличек» уральских рабочих. Даже богатства могут принимать образы змей, а ловкий и знающий этот секрет человек, убив такую змею, мог увидеть, как она превращается в россыпи золота и драгоценных камней. Летучие, крылатые змеи также могут указывать на клады.

Змея, однако, может и по другому помочь человеку. Так, змея может указать на место произрастания «живой воды», или чудесной «разрыв-травы», способной открывать все замки и запоры. Поморы верили, что змея держит такую траву во рту. Если змею съесть, то, согласно собранным А. Афанасьевым сказкам, можно научиться понимать язык трав и зверей, стать знахарем и Ведающим, ведь сила Велеса, повелителя Магов, передается таким образом человеку.

Сила змеиная передается и рожденному от связи человека и змея; опять же, летающие, огненные змеи здесь имеют двоякое толкование. Если это «маньяки», порождения Хаоса, души нечестивцев, то потомство от такой связи или недолговечно, или вовсе не рождается. Но если огнедышащий змей – сам Велес, то тогда на свет может появиться и настоящий богатырь, как Волх Всеславович, рожденный от змея и княжны Марфы Всеславьевны, зачавшей сына, наступив на змею. Сам он и побеждает змея.

Итак, день Змеевик – это не только «проводы» змей до будущего лета, но и тот день, когда почитали посланцев Велеса, проводников между миром Яви и Нави, наделенных особой силой. Недаром в славянских мифах о Велесе есть и змеи, поддерживающие Навь, мир Предков, и битва со Змеем Горынычем.

Вот какие обряды проводили в этот день — костры, чтобы отогнать злых духов, сжигание листьев, выставление молока для привлечения добрых змей, потворниц Великого Велеса! Недаром так много украшений с образом змеи, не только у древних славян, но и в настоящее время. Мы интуитивно чувствуем связь этого странного существа с другими мирами!

А какие обряды будете проводить вы?

Другие обряды и обереги, обращенные к Богу Велесу, можете посмотреть в нашей подборке.

Добра и счастья, Иванова Ирина, главный редактор издательства «Северная Cказка»

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Почему змеи на праздник Воздвижение Креста Господня сплетаются в клубок

Православный праздник Воздвижение Креста Господня ежегодно отмечается 27 сентября. С этим днем связано множество традиций и обычаев, а также имеются необычные поверья. Например, почему змеи сплетаются в клубок в данный праздник. Священнослужители считают, что этот день оживляется различная нечисть, поскольку праздник непреклонно связывается с борьбой добра и зла.

Как змеи связаны с праздником Воздвижение

Издавна было замечено, что в праздник Воздвижение Креста Господня в лесу находится много змей. Именно в этот день они сползаются туда, а также сплетаются в клубок, чтобы залечь глубоко под землю на зимовку. В связи с этим, 27 сентября ни при каких обстоятельствах не стоит ходить в лес. Собственно, лучше всего не делать этого до самой весны.

Люди, которые живут в деревнях, стараются закрыть все двери, чтобы гадюка не смогла пролезть в дом. Однако, если змея на Воздвижение укусит человека, то она обречена на погибель, поскольку не сможет попасть в клубок остальных и отправиться на место зимовки.

Кроме всего прочего, славяне считали, что в лесу можно встретить не только змей, но и другую нечисть. Все дело в том, что лешие, водяные и оборотни очень злились, что наступает зима и им необходимо ложиться в спячку. Именно поэтому верили, что на Воздвижение они все выползают на последний сход, чтобы попрощаться друг с другом. Людям в это время небезопасно находиться в лесу, поскольку нарушив их покой, на них может быть наслано проклятье или порча.

Читайте также:  Однажды император фу си наполовину человек наполовину змей

Несмотря на всевозможные запреты оказаться под землей вместе со змеями, любопытных всегда оказывалось предостаточно. После этого, люди начали рассказывать легенды, что как раз на Воздвижение можно достать рога Короля змеев, а также посмотреть, как перед гадюками раздвигается и смыкается земля. Кроме того, можно увидеть настоящую змеиную обитель, которая устелена золотом и серебром.

Обычаи и традиции на праздник Воздвижение Креста Господня

Начиная со Дня Воздвижения, хозяйки начинали заготавливать капусту на зиму. К тому же, в этот день начинали собираться целой гурьбой на «капустник», а после устраивали веселые посиделки. Для молодых девушек это было прекрасным поводом для того, чтобы погадать. Также, было принято устраивать вечеринки с угощения, куда приглашались парни, чтобы выбрать себе невесту.

Девушки наряжались в красивые одеяния и готовили подарки для женихов. Если девушка преподнесла парню вышитый пояс, а тот его принял, то считалось, что между ними была совершена помолвка. Девичьи посиделки могли продолжаться на протяжении 2 недель. В этот период даже церковь не давала никаких запретов по поводу гаданий и приворотов, ведь они помогали девушкам быстрее выйти замуж.

Источник

Праздник когда змеи спать ложатся. Змеиные тайны российских лесов

Очень давно я прочла в каком-то журнале странную историю, связанную именно с этим днем. Стояла очень теплая осень, конец сентября, а еще косили траву. Люди возвращались с сенокоса, по дороге им встретилась змея. Один из мужчин отсёк косой голову у этой змеи и повесил ее на свою косу, продолжая путь домой. В это время змеиная голова сползла с лезвия косы и укусила обидчика в шею. Не дойдя несколько шагов до своего дома, мужчина упал и мгновенно скончался.

Уже при входе в лес ему встретилось несколько змей, и дальше, куда бы он ни заходил, везде были змеи. Охота не заладилась, и он решил возвратиться домой, тем более, что тревога уже поселилась в его душе.

И вдруг на одной из полян Дмитрий Михайлович увидел дикое зрелище: там было бесчисленное множество змей, наверное, сотня или больше. От увиденного он просто окаменел, но быстро сориентировался и выстрелил в это змейство. И тут началось светопредставление! Змеи пронзительно зашипели и поползли на него. Дмитрий Михайлович быстрым шагом начал уходить от этого места, но змеи скрутились в колеса и с невероятной скоростью начали его преследовать. Эти змеиные колеса уже почти стали его настигать, и тогда он начал сбрасывать с себя одежду: сначала куртку, потом свитер, рубашку. Змеи сразу же набрасывались на одежду, дав Дмитрию возможность убежать дальше. Он даже бросил им свои сапоги. Наконец добежал до лесной дороги. И здесь почему-то гадюки перестали его преследовать.

Другой случай произошел с моим супругом в прошлом году. Он себя называет лесным человеком, потому что когда наступает ягодно-грибной сезон, он целыми днями пропадает в лесу. Уезжает на велосипеде, оставляет его в укромном месте и идет в свои заветные места вглубь леса. Поздним вечером возвращается с полными корзинами грибов и ягод. В этот раз он тоже быстро набрал корзину белых грибов, а брусники было только полведра. Поставил корзину с грибами на старый трухлявый пень с большим дуплом и начал собирать бруснику. Ягод было много. Он довольно быстро набрал ведро брусники и вернулся за корзиной с грибами.

Потрясенный увиденным, он несколько дней в лес не ходил. Потом тревога притупилась, и он опять до самых заморозков пропадал в лесу. Вот такие тайны и загадки хранит наша природа и ее обитатели.

Народные приметы 27 сентября.

Сегодня 27 сентября (14 сентября по старому стилю).
Народные приметы, пословицы и поговорки, сегодня: Воздвиженье. Сдвиженье. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Русские народные приметы и суеверия.

В сознании простого народа, незнакомого с историей религии, Воздвиженье, видимо, из-за созвучья однокоренных слов ассоциируется скорее с движением (сдвижением), нежели с воздвижением (возвышением). «Воздвиженье осень навстречу зиме двигает, тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье— хлеб с поля на гумно движется», «на Воздвиженье птица в отлет двинулась, а шуба за кафтаном потянулась».

По общему мнению, Воздвиженье принадлежало к числу тех дней, когда не стоило начинать ни одного более или менее важного дела, так как все начатое в это время добром не кончалось, а прахом шло.

Однако именно на Воздвиженье ставили обетные церкви, часовенки или просто придорожные кресты в благодарность за избавление от напасти или морового поветрия. Вокруг деревень в этот день совершали крестные ходы или с иконами и молитвами обходили окрестные поля. А кроме того, на Воздвиженье во многих областях России начиналась одна из самых важных осенних работ — заготовка капусты на зиму. «Во Воздвиженье у доброго молодца — капуста у крыльца», так что «смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло».

Но желающие могли отложить это хлопотное удовольствие на день-другой: «Капустные вечерки две недели просидели». Так что пожилые, обстоятельные хозяйки с началом капустных заготовок не спешили, находя дела поважнее. А вот девицы на выданье ни за что бы Воздвиженскую вечерку не пропустили. Ведь согласно поверью, если девушка, собираясь на праздник, семь раз прочтет особое заклятье, то понравившийся ей парень влюбится в нее без памяти. Поди попробуй против такого устоять: «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добро молодца (имярек) любовь ко мне, девице красной (имярек), чтобы этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы зима ее студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!»

Между прочим, число семь — величина не простая — магическая. Поэтому в этот день не только любовный заговор полагалось семь раз повторять, но и о душе нужно было позаботиться: «Кто в Воздвиженье постится, тому семь грехов простится, а кто не чтит Воздвиженье, на того семь грехов воздвигнется».

Да и вообще, как во время любых народных праздников, на Воздвиженье, конечно, тоже происходили всякие чудеса. Например, «синицы— придворные птицы летели с песней из лесов», а подвластное Лешим зверье, напротив, к лесу тянулось, собираясь видимо, на этом предзимнем «собрании» итоги года подвести.

А еще говорят, что на Воздвижение мерзнуть остается только та змея, которая человека укусила, а все остальные забираются под землю, чтобы зиму со своей змеиной матерью провести. И в том месте заветном будто бы легендарный Алатырь-камень зарыт. Бьют из-под него источники с живою водою, дающие всему миру пропитание и исцеление. А на камне этом сидит красна-девица Заря, не дающая свету погаснуть, земле уснуть, а нам забыться.

Христианский праздник Воздвиженья честного и животворящего креста Господня, справляемый православной церковью 27 сентября, переосмыслился русской народной культурой в праздник “Сдвиженья” и оказался “посвященным” “гадам”.

Впрочем, далеко не весь простой народ представлял себе, в чем состоит истинный смысл и значение церковного праздника Воздвижения. В крестьянской среде этот праздник воспринимался, в первую очередь, как начало осени и связывался со всеобщим движением земли (ее обитателей, некоторых предметов) и сменой времен года; так, народные присловья, поговорки и т.п. об этом дне говорили: «Воздвиженье кафтан сдвинет, шубу надвинет» (или: «На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся и шапка надвинулась»), «хлеб с поля на гумно сдвинулся» (примерно в это время оканчивалась уборка хлеба и начиналась молотьба), «земля с лета на зиму сдвинулась», и пр. Сам праздник Воздвижения в народе нередко именовался «Сдвижением».

По народным поверьям, на Воздвиженье птицы «сдвигаются» в отлет, направляясь на зимовку в Вырий. Змеи и вообще все «гады» в этот день также отправляются на зимовье: они выходят на открытые места или забираются на деревья, чтобы напоследок погреться на солнце, сплетаются в один большой клубок, а затем прячутся под землю, которая затем замыкается до Благовещения (или Юрьева дня, дня св. Руфа, 8.IV). В некоторых местах рассказывали, что все змеи на Воздвиженье сползаются в одно место, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который «открывает» землю и позволяет всем гадам выползти на белый свет. При этом считалось еще, что, помимо подземных пещер, змеи могут уйти и под воду, поэтому с этого дня купаться запрещалось.

Со всеми этими поверьями о змеях, уходящих на зимовку, связывалось немало народных обычаев. Так, например, на весь праздник Воздвижения хозяева тщательно запирали ворота, двери и калитки, опасаясь, что гады, ползущие к своей «матке» в чрево матери-земли, заползут, по ошибке, на двор и спрячутся там под навозной кучей или в соломе. Впрочем, быть укушенными в этот день крестьяне, как правило, не боялись, так как считалось, что змеи, начиная с Воздвижения, не кусаются, ибо за этот грех они будут строго наказаны: любую змею, ужалившую человека в это время, земля, по народному убеждению, не примет, и она будет обречена всю осень до первого снега и даже по снегу ползать, не находя себе места, пока ее не убьют морозы или не проткнут мужичьи вилы. По народному мнению, на Воздвиженье человека в лесу может подстерегать другая беда: так, во многих местах были известны рассказы о том, как человек, нарушивший запрет ходить в лес в этот праздник, провалился вместе со змеями под землю и остался в подземных вертепах до весны, пока земля вновь не «отворилась».

Читайте также:  Интересный факт о королевской кобре

Запрет этот имел и еще одно основание. Так, согласно поверьям, на Воздвиженье под землю проваливаются не только гады, но и многие «нечистики», в первую очередь, лесные духи. Так, считалось, что в этот день лешие, перед тем, как провалиться сквозь землю, бесятся и сгоняют в одно место все подвластное им зверье, устраивая своеобразный смотр перед наступающей зимой; в некоторых русских областях Воздвиженье почиталось даже «особым днем для лешего» или «игрищем у медведей» (медведь в этот день залегает в берлогу). А так как лешие в этот день особенно злы, то могут, по народному мнению, навредить человеку, оказавшемуся в их владениях: в лучшем случае просто побьют его, а то и вовсе отправят на «тот свет». Все эти причины заставляли крестьян избегать леса в этот праздник; однако некоторые смельчаки все-таки отправлялись в лесные дебри, так как в некоторых местах считалось, что в этот день в лесу можно завладеть рожками змеиного царя, обладающими, по поверью, большой силой.

Воздвиженье во многих местах считалось пограничной датой для начала или окончания различных работ, например, сева озимых, уборки кукурузы, сбора фруктов, посадки деревьев и пр. В некоторых местах на Воздвиженье собирали и освящали в церкви различные растения, почитая их как целебные. С Воздвиженья начинали рубить капусту, причем нередко делали это сообща: так, например, во многих местах, особенно в Сибири, на «капустку», т.е. рубку капусты, женщины приглашали соседок, а те, являясь в дом, поздравляли хозяев с капустником, как с праздником. Капустник нередко служил поводом к вечеринкам: хозяева варили пиво и приготовляли ужин (главным блюдом которого был пирог, ср. поговорку: «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой»), обычно заканчивающийся песнями и плясками.

В начале этой недели православные владимирцы отметили Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня – таково полное название праздника, который обычно коротко называют Воздвижением. Но и люди, от веры далекие, о нем слышали: из года в год в эту пору среди охотников, грибников, рыболовов, туристов и дачников постоянно идут разговоры о неком «сдвижении змей» в среднерусских лесах.

Вся путаница в наших немногочисленных зме­ях, а их всего-то три вида – уж, медянка и гадюка – произошла, думается, от изменчивой окраски последней. Она бывает сероватой, почти бурой или красно-бурой с темной зигзагообразной полосой вдоль спины, нередки сплошь черные экземпляры. А вот голу­боватые и почти зеленые встречаются у нас очень
редко.

Черноватый рисунок на спине немецкий на­туралист К.Линк назвал «каиновой печатью», его конфигурация тоже не постоянна у разных га­дюк – то зигзагообразная или волнистая полоска, то ромбики или ряды точек, поперечные по­лосы и другие сочетания. На голове заметен иксообразный темный ри­сунок, а через глаз, как прицел, проходит темная полоса. Брюхо почти всегда темнее спины или сплошь черное.

Размеры змеи неболь­шие, старые особи могут достигать до 80 см дли­ны. В отличие от других змей центра России ту­ловище гадюки кургузое, хвост короткий, голова треугольная, почти ко­пьевидная, ясно отгра­ничивается пережимом от коротенькой шеи.

Место встречи изменить нельзя

Во Владимирской об­ласти, которая заселена гадюками довольно неравномерно, подходя­щими местами являются леса – ельники и сосняки с моховым покровом, дубравы, ольшаники, пойменные луга, болота, зарастающие гари и вы­рубки.

Гадюку можно обна­ружить на обочинах дорог, на просеках высо­ковольтных линий, у мелиоративных каналов и даже в огородах. Днем легче всего ее встре­тить на прогреваемых солнцем местах, причем выползает греться она в течение дня на это место несколько раз. По­валенное сухое дерево, большой пень с южной экспозицией – прекрас­ные солярии для при­нятия солнечных ванн гадюкой.

Людям важно знать: человека гадюка кусает, будучи внезапно потревоженной или если он не позволяет ей скрыть­ся. Первая она никогда не нападает! В любом случае предупреждает довольно громким ши­пением. При этом ха­рактерно изгибает перед­нюю часть тела. Одним рывком она может вы­бросить немногим более трети длины туловища. Прыгать «как пружина» гадюка не в состоянии, равно как и «катиться колесом, ухватив себя зубами за хвост».

Как часто мы устрем­ляемся к кочке с ку­старничками черники и сизым ягодам, забыв, что кочка, может, не­сколько лет уже служит прибежищем гадюке! В сумерках, собирая ветви для костра, тоже можем случайно прижать змею рукой. Часто гадюки кусают, когда на них наступают ногой в лег­кой обуви. Но за многие десятилетия в нашей стране известно всего несколько случаев ги­бели людей, укушенных гадюкой. При своевре­менном же и правильном лечении укушенные вы­здоравливают через 7-14 дней, хотя слабость чув­ствуется еще в течение 2-3 месяцев.

Если все-таки укусила

Естественно, от змеи надо отойти, чтобы не получить еще «пор­цию». В первые секун­ды капелька яда сидит в тканях как в капсуле, а ранки от зубов еще полностью не закрылись. Достаточно одного нажа­тия, и до 80 % яда можно выдавить, он появится в виде ярко-красной капли, и его можно просто стереть рукой. Продол­жать выдавливать можно в течение не более 20 минут, после чего на ранку можно наложить водочный компресс на 1-2 часа. Никакой водки вовнутрь, как учит «народная мудрость», рекомендуется только обильное питье. На всю укушенную конечность нужно наложить эла­стичный бинт и немед­ленно доставить постра­давшего в больницу.

Осенние собрания гадюк

Гадюки в некоторых местах своего распро­странения образуют так называемые «змеиные очаги», и в подобных «гадючниках» при пешей прогулке их можно на­считать довольно много. Размещение змеиных очагов обычно опреде­ляется подходящими для зимовки условиями. Осе­нью гадюки, стремясь к местам своих зимовок, могут проползать рас­стояния от 2 до 5 км и переплывать озера и реки. Иногда змеи зиму­ют поодиночке, однако в подходящих местах находили скопления до 300 змей.

Зимними квартирами гадюкам служат норы грызунов и кротов, ходы сгнивших корней дере­вьев, пустоты торфя­ников, стога сена. На зимовку змеи оконча­тельно уходят в сентябре-октябре. Зимуют они в почве ниже слоя промерзания, спускаясь на глубину от 40 см до 2 метров. Температура в местах зимовок не падает ниже 2-4 о С, что позво­ляет этой змее безбедно зимовать даже за Поляр­ным кругом. Поэтому мы чаще и встречаем осенью гадюк, находящихся в поиске подобных под­ходящих мест.

Около Владимира та­кой змеиный очаг был известен в окрестностях пос. Мостострой, неред­ки были гадюки в районе Долгой Лужи (экземпляр, хранящийся в музее при­роды, происходит как раз оттуда). Этим жарким летом гадюки встречались в близком пригороде, одна из них укусила собаку в районе озера Семязино, несколько лет назад мужчина получил укус недалеко от моста через Клязьму. Периодически видят гадюк и в районе парка «Дружба».

Трудная жизнь неприятных созданий

Все приспособления и природные хитрости иногда очень условны. Несмотря на ядовитость гадюки, у нее много врагов. Поедают гадю­ку различные млекопи­тающие, например, еж, который к яду ее мало восприимчив. Причем защищающаяся гадюка наталкивается лишь на иглистый панцирь зверь­ка, и, улучив момент, еж просто перегрызает змее позвоночник, а потом съедает ее.

Не брезгуют гадюкой лисицы, барсуки, горно­стаи, енотовидные соба­ки. Но шутки с ней все же опасны. В Камешковском районе мне при­шлось увидеть мертвую молодую енотовидную собаку, около которой лежала перекушенная пополам гадюка: видимо, змея изловчилась и все-же успела ужалить зверя в нос. Поедают гадюку и птицы: серая ворона, журавли, луни, сойки и очень редкий у нас змееяд, получивший свое название за склонность питаться змеями (хотя и ест он не только их).

Денис ДУДЕНКОВ, научный сотрудник отдела природы ВСМЗ.

Источник

Интересные факты и лайфхаки