4 эра машин нет

Эра Машин

В истории жизни на Земле уже происходили впечатляющие своими масштабами революции. Эру динозавров сменила эра млекопитающих, неандертальцев сменили кроманьонцы. Знаменательно, конечно, и само появление неандертальцев. Но я не об этом.

То, что происходит сейчас, на мой взгляд, относится к фундаментальным переменам жизни, каких еще не было на Земле. Перемены эти можно разделить на явные, видимые, и те, которые происходят подспудно, о которых нам мало известно, или неизвестно вовсе. О последних мы можем лишь предполагать, пассивно наблюдая то, что преподносят нам писатели фантасты, телевидение, компьютерные игры.

Все мы являемся свидетелями, как в течение одного столетия развились до небывалого уровня автомобиль, трактор, самолет, космический корабль, грузоподъемная техника и механизация, промышленная химия и металлургия,
средства энергоснабжения, строительства, средства уничтожения людей и военная техника. Список можно продолжить, но для осмысления, вполне достаточно того, что уже сказано.

Я не внес в этот список компьютеры. Их появление и развитие приведет и уже приводит к качественным переменам, необратимым изменениям в жизни Человечества, которые и являются темой данной статьи.

Не так давно, может быть два десятилетия назад, появились машины думающие, активно сотрудничающие с человеком в интеллектуальной сфере. Думающими я их назвал с натяжкой, сознательно интерполируя темпы развития машинного интеллекта на ближайшее будущее.

Первые машины – паровой молот и ткацкий станок были всего лишь орудиями человека. Современные «думающие» машины захватывают роль лидирующих сотрудников транснациональных корпораций, банков, общественно политических концессий.

Машины сулят прибыль и контроль над быстроменяющимся миром. Эти два фактора являются определяющими для сознания людей. Мало кто задумывается о возможных последствиях поклонения машинам.

Возьмем пресловутые компьютерные вирусы. Это всего лишь виртуальные машины, которые действуют в сети. Однако, вред они могут нанести вполне реальный – сжечь материнскую плату или карту памяти, что нибудь еще.

Мы все время ощущаем на себе воздействие развивающегося машинного интеллекта. И, это воздействие чаще кажется нам положительным, помогающим нам жить и работать. Мы пользуемся интеллектуальными приборами, имеющими разветвленные программы вопросов и ответов. Мы пользуемся интернетом, основанным на машинных свойствах компьютерных сетей. Мы используем интеллектуальные машины для диагностики и лечения своих заболеваний.

Мы все чаще и чаще становимся зависимыми от машин.

Автоматические комплексы для производства товаров вытесняют из промышленности человеческий труд, плодя безработных, неквалифицированных членов общества. Участие машин отменяет необходимость обучения и получения профессиональных навыков. Человек без профессии лишен жизненной философии. Он становится изгоем в обществе, скрытым или явным.

Машины проектируются и создаются людьми. Но, и здесь, при проектировании и производстве, они принимают самое активное участие. Системы автоматического проектирования, автоматической сварки, механической обработки, и тому подобные машинные системы уменьшают роль человека, сводя ее в отдельных случаях к нулю.

Это довольно странно, но созданные людьми, машины довлеют над своими создателями, преобразуя не только физическую, но и нравственно духовную среду обитания человека. Всевозможные психозависимости – компьютерные, автомобильные и другие, имеют многомиллионный электорат, численность которого непрерывно возрастает.

Не секрет, что многие из людей носят в своих телах имплантированные механизмы. образом, человек теряет не только поле своей деятельности, но и самою биологическую основу своего существования. Тем паче, что здоровых людей становится все меньше и меньше.

Все вышеизложенное дает основание говорить уже не об отдельных неудобствах или мнимых недостатках сотрудничества человека с машиной. Речь нужно вести об активном наступлении на нас эры машин и самих машин, делающих присутствие людей в мире угрожающе бессмысленным и ущербным во всех смыслах этого слова, будь то физическая сущность работника, или нравственно интеллектуальная сущность созидателя материи и себя самого.

Машина сильнее человека физически в тысячи раз. Она имеет несравнимо больший объем памяти и оперативных возможностей мозга. Она уже почти научилась воспроизводить и совершенствовать самою себя. День ото дня она становится умнее и изощренней в своих действиях. Она овладевает разумом и душой человека, в самых разных проявлениях, показывая себя неумолимым диктатором и захватчиком.

С глупой улыбкой на лице, наивное человечество приветствует приход захватчика хлебом – солью. Это, конечно, аллегория. Но, за все надо платить. За прогресс и удобства, созданные машинной цивилизацией тоже.

Эта тема о нашествии машин активно обсуждалась в 60 годы прошлого столетия. Тогда и лирики и математики благосклонно согласились считать, что машина никогда не достигнет человеческого совершенства, главным образом благодаря сокровищам души, которыми человек всегда будет превосходить машину.

Торсионные технологии, так неожиданно ворвавшиеся в жизнь человека, заменили понятие Душа на понятие Подключение. Ни официальная наука, ни правительства государств не знают пока, что с этим делать. Накопившийся материал – миллионы свидетельств подтверждают возможность управления человеческим мозгом по радио. Фантасту Беляеву это и не снилось с его романом Властелин Мира.

И это еще одно подтверждение наступления машин, и еще один фактор приближения их победы. Победы, в которой человеку нет места как таковому. Все созданное людьми будет присвоено и использовано машинами, только уже в их, машинной цивилизации.

Может быть, я сильно драматизирую ситуацию. А, может быть, и нет. У машин нет пока думающего в полном смысле мозга. Не хватает, какой то компьютерной программки для их полнейшего господства. Я нисколько не сомневаюсь, что такая программка рано или поздно появится.

О, как приятна зависимость от всех этих кондиционеров, стиральных машин и кухонных комбайнов. И еще от множества других, которых становится все больше и больше.

Наша зависимость от машин приятна. Вот сотовый телефон. Да что там сотовый! Простой радиотелефон. Просто телефон. Можете Вы представить свою жизнь без него?

Мы сильно льстим себе, когда называемся разумными существами. Разве может разумное существо доверять первым порывам чувств и той безразмерной лени, которую предлагают нам машины.

Проходя мимо автосалона, мы невольно заглядываемся на блестящие кузова автомобилей. Многие из них своими очертаниями похожи на то, что мы любим. Кто то увидит в профиле автомобиля женские формы, кто то – формы растений и животных. Машины удовлетворяют всех. Машины покоряют всех. Они кажутся нам рукотворным чудом. И тот успех, который они имеют среди нас, кажется нам оглушающим и ослепляющим, бесповоротно покоряющим нас себе.

Даже верующие, чего греха таить, с удовольствием катаются на лифтах и автомобилях, хотя еще недавно называли их исчадиями ада. Если церковные владыки объявят сейчас об отречении от машин, они не досчитаются большей части своей паствы. Они благоразумно помалкивают.

Спорить с тем, что уже есть и процветает – себе во вред.

В 60е же годы прошлого столетия был снят фильм «Его звали Роберт». Это фильм о взаимоотношениях человека и машины. Роберт в конце фильма сошел с ума, и его разобрали на запчасти. Правда, от главной женской героини фильма, которую играла Марианна Вертинская, у кого хочешь поехала бы крыша, а не только у Роберта. Хотя мне лично больше нравилась Анастасия Вертинская, героиня фильма Человек Амфибия. Но и та, и другая – совершенство.

Машинный интеллект уже сейчас, однако, позволяет машинам вполне сносно играть в шахматы и другие азартные игры, сочинять стихи и музыку, решать задачи по техническим дисциплинам.

Машина пока что лишена инициативы. Она является лишь исполнителем чужой воли. Что же мешает ей проявлять инициативу и самостоятельность? Только одно –
Человек навязывает ей свою волю в большинстве случаев. Однако, проектируя машины, человек вполне мог бы запрограммировать их быть инициативными и непредсказуемыми. Если это произойдет, машина встанет на одну ступень развития выше. Машина пытается спорить с человеком. Пока еще ненавязчиво, всякий раз отступая при возникновении разногласий. Но она развивается. Человек же остается таким как был.

Что же нужно машине? Кто нужен машине для ее развития? Конструктор? Нужен, ведь без него машина не сможет принять осязаемые формы. Производственник? Тоже нужен, ибо он воплощает нарисованные формы в жизнь. Финансист? Без него нельзя, ибо без денег любая мечта – иллюзия. Таковы реалии нашей жизни. Еще нужен торговец, ведь конструктор, производственник и финансист торговать не умеют. Торговля это двигатель прогресса.

Больше машине никто не нужен, и, следовательно, все остальные будут упакованы и отправлены в страну предков технической и экономической эволюцией. Спросите у Истории, куда делись королевские дворы и фамилии. Она ответит Вам то, что я сказал. Это истина в первой инстанции.

Источник

KIA Cerato 2.0 inside › Бортжурнал › ЭРА-ГЛОНАСС

Всем привет!изначально не хотел выкладывать этот пост, но все же думаю кому нибудь будет полезно. Итак, став владельцем данного коня меня смущала горящая красная лампочка индикатора эра-глонасс на плафоне освещения, так как после запуска двигателя и проверки системы должна гореть зеленая стало ясно, что то неисправно. Облазив просторы интернета я решил начать с замены аккумулятора модуля эра-глонасс (по регламенту замена каждые 3 года, а так как машине третий год, то все в принципе логично, подумал я).

И тут начались муки поиска хоть какой нибудь информации по вопросу где он установлен и как к нему добраться. Отсутствие достаточной информации и стало причиной выложить этот пост.
Итак:
1. Снимаем магнитолу, тут проблем нет, информации полно и много это времени не заняло.

Читайте также:  Для машины полоса на стекло

Сняв магнитолу и заглянув в правый отсек в районе воздуховода мы видим виновника, но отсюда к нему не добраться, идём далее…
2. Снимаем бардачек (два держателя по бокам изнутри, плавный доводчик снаружи справа и два пластиковых стержня на задней стенке), ничего сложного, но этого недостаточно, необходимо снять ещё и сам «карман» где размещается бардачек, тут немного сложнее. Для этого откручиваем 11 саморезов: 4 видно сразу перед глазами, 3 по верхней кромке, 1 слева внизу, 3 справа под правой заглушкой торпеды (с замком пассажирской подушки) она на клипсах, её тоже необходимо снять.

Вот тут то уже можно и подлезть к модулю. Подумал, посмотрел, прикинул и решил открутить 2 болта крепления полки модуля чтоб можно было его вытянуть в проем магнитолы.

Предварительно необходимо отсоединить 2 штекера

3. Вытягиваем модуль в проем магнитолы что бы добраться до аккумулятора, ну и собственно меняем аккумулятор

Ну и соответственно сборка в обратном порядке.
В общем и целом, промудохавшись часа 4 с этим всем зелёная лампа так и не загорелась, ничего не изменилось по этому решил забить на это, но если у кого есть решение проблемы буду очень благодарен.
Надеюсь тому, кто решит заменить аккумулятор эра-глонасс данный пост будет полезен, всем спасибо за внимание ну и ни гвоздя, ни жезла!

Источник

Ключевые идеи книги Эрика Бринольфссона и Эндрю МакАфи о будущем The Second Machine Age

Редакция MakeRight.ru подготовила краткий пересказ книги «Вторая эра машин» о технологиях и тенденциях будущего.

Книгу «Вторая эра машин» рекомендуют: предприниматель и инвестор Марк Андриссен; писатель и издатель журнала Wired Кевин Келли; основатель LinkedIn Рид Хоффман; писатель и ученый Клейтон Кристенсен.

Авторы книги отмечают, что до определенного времени развитие человечества протекало достаточно медленно. На прогрессе почти не сказывались войны, империи, философия, религия. Но чуть больше 200 лет назад началась промышленная революция, которая двинула развитие вперед с огромной скоростью.

В конце 18 века почти одновременно произошло несколько открытий и прорывов в области химии, металлургии, машиностроения, которые привели к резкому скачку.

Самым важным из открытий был паровой двигатель, разработанный Джеймсом Уаттом. Такой тип двигателя существовал и раньше, но был неэффективен, пока Уатт не увеличил его производительность втрое. Это позволило снять естественное ограничение мышечной силы, человеческой и лошадиной, что привело к открытию заводов и появлению новых машин. Так было положено начало первому веку машин — периоду, когда прогресс был обусловлен технологическими инновациями.

Авторы утверждают, что сейчас пришло время второго машинного века. Как паровой двигатель Уатта избавил человечество от ограничений силы физической, компьютеры и высокие технологии сняли множество ограничений силы интеллектуальной. Это выводит нас на поле еще неизведанных открытий и возможностей. Ведь наш интеллект крайне важен для развития прогресса, и приведет к новому технологическому прорыву, невозможному ранее.

Мы наблюдаем, как стремительно растут возможности компьютеров. Они начали диагностировать болезни, вести с нами беседы, писать прозу. Роботы почти без человеческого участия участвуют в тяжелых погрузочных работах, сборке автомобилей и других областях.

Мы живем в период стремительного развития цифровых технологий — компьютерного оборудования, программного обеспечения и сетевых разработок. Они возникли не сегодня, но улучшаются с каждым днем, как в свое время паровой двигатель Уатта.

Авторы не сомневаются, что преобразования с помощью цифровых технологий принесут огромную пользу. Будущее будет лучше, чем настоящее, ассортимент и объем потребления будут возрастать. Изобилие придет на смену дефициту.

Три ключевые характеристики технологического прогресса второго машинного века — экспоненциальная, цифровая и комбинаторная.

Технологии и инновации в компьютерах, робототехнике и других цифровых отраслях развиваются в экспоненциальных масштабах, и это развитие ускоряется и расширяется постоянно. При этом растут их объем, разнообразие и качество. Но не стоит бояться того, что работающих людей вскоре полностью заменят машины: они просто будут комбинировать и дополнять друг друга, что приведет к решению таких задач, которые еще недавно считались невозможными.

Что важно знать о второй эре машин? У авторов есть несколько идей.

Еще в 2002 году DARPA, агентство оборонных перспективных научно-исследовательских проектов, объявило о проекте Grand Challenge, который должен был создать полностью автономный автомобиль, способный пересечь пустыню Мохаве в Калифорнии без человека. 15 машин прошли отборочный тур и в марте 2004 года приняли участие в заезде. Но к финишу не пришла ни одна из них: одни вышли из гонки еще в начале, другие сбились с пути, третьи застряли. Приз в миллион долларов не получил ни один из участников проекта.

Но всего через 6 лет компания Google объявила о создании полностью автономных автомобилей, которые к тому же ездят не по пустыне, а на реальных автострадах. Проект назывался «Шофер».

К 2012 году у Google уже был небольшой парк таких автомобилей, прошедших без человека сотни тысяч миль всего с двумя авариями. Первая произошла, когда человек попытался вмешаться в действия автопилота, вторая — когда во время остановки на красный свет в автономный автомобиль сзади врезался неумелый водитель.

На такой автономной машине прокатились и авторы книги. Это была исследовательская поездка в штаб-квартиру Google в Кремниевой долине. Авторы книги сидели сзади, на месте водителя и переднего пассажира сидели люди из проекта «Шофер». Один из них задал автомобилю полностью автономный режим, направив его на достаточно оживленное шоссе, где далеко не всегда сохраняется безопасная обстановка.

Трафик был плотным, а скорость — высокой. Это могло привести к плохим последствиям даже для опытного водителя. Но машина ехала настолько безупречно, что, по признанию авторов, это было даже скучно. Она распознала не только ближайшие автомобили, но и все окружающие, у нее практически не было слепых зон. Тем не менее она учитывала, что водители-люди такой особенностью не обладают, и держалась в стороне от тех, кто мог ее не заметить.

Движение беспилотной машины можно было видеть на экране ноутбука, которым ее снабдили, постепенно авторы вообще перестали смотреть на дорогу, как и сотрудники из Google, которые болтали, смеялись и ни разу не взглянули в окно. Они наездили сотни часов с беспилотным автомобилем и знали, что могут быть совершенно спокойны.

А ведь всего несколько лет назад, замечают авторы, мы и мечтать не могли о том, чтобы компьютеры управляли автомобилями. Многие исследования, которые проводили десять лет назад, убедительно доказывали, что вождение автомобиля в обозримом будущем останется за человеком. Но всего за несколько лет это удалось опровергнуть — прекрасная демонстрация цифрового прогресса.

Наука и техника за последние десятилетия стремительно ускорялись, двигаясь от провала к триумфу. Автономные машины — лишь часть широкой картины. До поры до времени цифровой прогресс шел ни шатко, ни валко, но в последние несколько лет он ускорился, решая задачи, которые еще вчера казались абсолютно фантастическими.

В 2011 году на ТВ-шоу Jeopardy! в качестве конкурсанта выступил робот-суперкомпьютер «Ватсон» (названный так в честь генерального директора IBM Томаса Ватсона).

Шоу было чрезвычайно популярным, его легко было понять, но, по мнению авторов, играть в него было очень трудно. На некоторые вопросы ответы знали почти все, на остальные — немногие. Вопросы были из самых разных сфер, причем игрокам эти сферы неизвестны. Нужно быть одновременно быстрым, точным и смелым и конкурировать друг с другом. За каждый верный ответ начисляются деньги, за каждый неверный — вычитаются.

Лучшими игроками считались Кен Дженнингс и Брэд Руттер. Сначала «Ватсон» был слабоват как игрок: быстро выигрывая право отвечать (своевременно реагируя на вопрос и нажимая кнопку), он часто ошибался.

Его программистам надо было сделать ставку на точность. В 2006 году, когда только начался процесс настройки, Ватсон отвечал в 70% случаев, но только в 15% давал правильный ответ. Кен Дженнингс выигрывал право отвечать тоже в 70% случаев, вовремя нажимая на кнопку, но давал правильные ответы в 90% случаев.

Однако Ватсон оказался способным учеником. К ноябрю 2010 года он давал уже 85% правильных ответов, при этом его скорость ответа не снижалась. Но человеческие возможности он еще не превзошел. Над ним продолжали работать до января 2011 года, а в феврале он сразился с Дженнингсом и Раттером и победил их. Он давал правильные ответы на сложные вопросы, ни разу не ошибся в разделах «Олимпийские курьезы» и «Церковь и государство». Компьютер быстрее нажимал на кнопку, чем Дженнингс и Раттер.

Робототехника стремительно ускоряется и совершенствуется. Во времена Великой депрессии в журналах и газетах печатали рассказы о том, как роботы будут воевать, совершать преступления, претендовать на человеческие рабочие места и участвовать в спортивных поединках.

В 1941 году фантаст Айзек Азимов придумал термин «робототехника» и три его закона:

Влияние Азимова на фантастическую литературу и кино было огромным. Появились роботы-приятели из «Звездных войн», Терминатор, всевозможные андроиды, репликанты и киборги. Оно вдохновляло и робототехнику. Корпорацией Honda был создан робот ASIMO.

На презентации в Токио ASIMO, пытаясь подняться по лестнице, упал и разбил панель на своем «лице», нарушив третий закон робототехники. Но ASIMO восстановили и усовершенствовали. Теперь он умеет ходить вверх и вниз по лестнице, пинать футбольный мяч и танцевать.

Читайте также:  Высота кузова грузовой машины

Ханс Моравек, преподаватель Института робототехники и создатель многих роботов, считает, что довольно легко научить компьютер выигрывать интеллектуальные тесты или играть в шахматы, но восприятие и мобильность остаются для них трудной задачей. Им легко дается то, что сложно нам, и наоборот.

В будущем такие сложные профессии, как фондовый аналитик, нефтехимический инженер или юрист, будут вполне под силу искусственному интеллекту, но садовники, повара и администраторы в ближайшие десятилетия могут быть спокойны за свои рабочие места. До поры до времени.

Действительно, в физическом мире люди имеют большое преимущество перед машинами. Но уже сейчас Родни Брукс, основатель компании iRobot, планирует создать роботов, ни в чем не уступающих людям по физическим возможностям. Кроме того, он задумал создать роботов, которые не нуждаются в программировании для каждой задачи, а будут самообучаться.

Так, робот «Бакстер» может научиться простым действиям, если взять его за руку и несколько минут направлять ее, совершая нужные человеку движения. Пока у «Бакстера» нет ног, но это вопрос времени. Руками он управляется не хуже человека. Роботу не нужны страховка, зарплата, выходные, обеденный перерыв и сон. Кроме того, руки «Бакстера» могут действовать независимо друг от друга, выполняя разные задачи. И он не единственный.

Совершенствуются программы и компьютеры. Если раньше считалось, что машина неспособна писать тексты самостоятельно, то журнал Forbes недавно опроверг это. Он заключил контракт с компьютерной компанией Science на написание аналитики доходов, которая периодически появляется на их сайте. Все эти статьи генерируются алгоритмами без участия человека и ничем не отличаются от того, что написал бы человек.

Даже принтеры демонстрируют возможности почти из области научной фантастики. Они делают сложные объемные детали из пластика, металла, бетона и других материалов. С помощью 3D-принтера можно построить дом или сделать художественное изделие. Карл Басс, директор фирмы Autodesk в Сан-Франциско, показывал авторам чашу, сделанную из металла, разработанную на компьютере и изготовленную принтером. По бокам чаши была сложная решетка, и никто из профессиональных скульпторов и токарей не мог понять, как она сделана.

3D-принтеры каждый день печатают сложные элементы: протезы, детали для космических кораблей и скафандров и многое другое.

Эти технологии развиваются стремительно, что указывает на пришествие второго машинного века. Еще несколько лет назад мы не наблюдали никаких резких скачков: и техника, и программирование развивались медленно и постепенно. Такой внезапный рывок в технологиях характерен для новой эпохи. Новое развитие есть в нескольких областях, включая искусственный интеллект, самоходные автомобили и робототехнику.

Гордон Мур — соучредитель компании Intel, филантроп и общественный деятель. В 1965 году в статье «Лепите больше компонентов на интегральные схемы» для журнала Electronics он предсказал, что количество транзисторов в кристалле микропроцессора будет удваиваться каждый год. В 1975 году он внес коррективы и сказал, что это удвоение происходит раз в два года.

Вскоре закон Мура стал главным принципом производства полупроводников. Микросхемы становятся мощнее, а себестоимость их постоянно падает.

Мур понял огромный потенциал микросхем еще в те времена. Он писал, что их развитие приведет к настоящим чудесам, когда компьютеры будут управлять автомобилями, другим персональным оборудованием и связью.

Объем вычислительной мощности, который можно купить за один доллар, по закону Мура будет постоянно удваиваться. Сам Мур заметил, что в 1962 году за доллар можно было купить вдвое больше электроэнергии, чем в 1960 году, а в 1964 году вдвое больше, чем в 1962 году и так далее. Он предположил, что такое положение вещей будет продолжаться десять лет, пусть и с некоторым изменением сроков. Это был прогноз на появление схем, которые были бы в 500 раз мощнее в 1975 году, чем в 1965 году.

Время цифрового удвоения рассматривается по-разному. Мур изменил первоначальное предположение с года до двух, сегодня периодом удвоения общей вычислительной мощности считается 18 месяцев.

Авторы пишут, что никогда не было периода, чтобы автомобили за 50 лет стали вдвое быстрее или экономичнее по расходу топлива. Самолеты не могут летать в два раза дальше, а поезда — перевозить вдвое больше пассажиров. Удвоение оказалось под силу только компьютерной индустрии.

Интегральные схемы имеют куда меньше ограничений, чем автомобили или самолеты. Вопрос лишь в том, сколько электронов в секунду можно передать через канал в интегральной схеме, или как быстро лучи света будут перемещаться по оптоволоконному кабелю.

Сами интегральные схемы постоянно совершенствуются по своему материалу, плотности, прочности и проводимости. Модифицируются и методы передачи волн мультиплексирования. Руководитель Intel Майк Марберри утверждает, что они модифицируют технологию микросхем каждые пять-сем лет и будут продолжать делать это. Эта постоянная модификация подтверждает справедливость закона Мура.

Что такое экспоненциальный рост? Чтобы у читателей было ясное представление о нем, авторы приводят в книге притчу о шахматах. Игра в шахматы была изобретена в Индии в шестом веке нашей эры. Её создатель путешествовал по стране и продемонстрировал свою игру при дворе магараджи. Правитель пришел в восторг и предложил вознаградить создателя игры тем, что он пожелает.

Создатель сказал, что хочет всего лишь немного риса, чтобы накормить семью. Количество будет определяться шахматной доской. На одну клетку нужно положить одно зернышко риса, на вторую — вдвое больше, на третью — вдвое больше, чем на вторую, и так до конца, чтобы каждая клетка получала вдвое большее количество, чем предыдущая. Правитель удивился такой скромности, но дал согласие. В итоге он отдал изобретателю около четырех миллиардов зерен риса, примерно одно большое рисовое поле.

Из всех отраслей американского производства только одна дает устойчивый экспоненциальный рост, улучшаясь в геометрической прогрессии. Нам трудно представить цифры подобные триллионам — «вторую половину шахматной доски», как называют это авторы.

Даже после усовершенствования Уаттом парового двигателя, технологии хоть и продемонстрировали стремительный скачок, но до современного экспоненциального роста высоких технологий им было далеко.

Сейчас мы находимся в другом режиме вычислений, во второй половине шахматной доски. Инновации (самоходные автомобили, автоматически генерируемые новости, умные роботы, все более «навороченные» потребительские устройства) и их относительно невысокая стоимость — все это совершенно отличается от того, что было раньше. Технологии развиваются все быстрее и обходятся все дешевле.

Повышение уровня жизни в стране стало почти полностью зависеть от ее способности повышать производительность одного работника, считают авторы. Это касается всех отраслей производства, от автомобилей до пуговиц.

У большинства стран нет полезных ископаемых, они богатеют только за счет получения большего количества товаров и услуг от того же количества людей. В конечном счете это повышает общий уровень жизни в стране, но без инноваций рост производительности невозможен. Они стимулируют этот рост и новые технологии.

Рост производительности труда замедлился после 1970 года. Последствия великих технологических открытий (паровой двигатель, затем двигатель внутреннего сгорания) уже изживали себя. Все, что можно улучшить, было улучшено.

Только с появлением цифровых технологий стал возможен новый скачок. Ведь они распространяются почти во всех сферах, ничем не ограничиваясь. И постоянно происходят следующие инновации, которые ускоряют технический и экономический прогресс.

Каждое развитие, по мнению авторов, порождает новые инновации, образует для них строительные блоки. Прогресс не заканчивается. Он накапливается, распространяется и приводит к беспилотным автомобилям и самолетам, 3D-принтерам и другим чудесам.

Закон Мура делает вычислительные устройства и их компоненты экспоненциально дешевле, позволяя производить их все больше. Оцифровка делает доступными огромные массивы данных, и этот процесс тоже идет по нарастающей. Благодаря постоянным инновациям наши возможности растут как никогда раньше, считают авторы.

Машины, способные выполнять познавательные задачи, важнее тех, которые рассчитаны на выполнение физических задач. Благодаря современному искусственному интеллекту (ИИ) наши цифровые машины демонстрируют широкие возможности в распознавании образов, сложных коммуникациях и других областях, которые раньше были исключительно человеческими.

Большой прогресс, по мнению авторов, наблюдается в обработке естественного языка, машинного обучения (способности компьютера автоматически уточнять свои методы и улучшать результаты при большей загрузке данных).

ИИ будет помогать нам в разных областях, от самых обыденных до существенных. Он будет рекомендовать нам полезные продукты, водить за нас автомобили, искать соответствия между рабочими местами и соискателями.

Но его огромный потенциал этим не исчерпывается. Сегодня цифровые технологии могут восстанавливать слух слабослышащим, а в будущем смогут возвращать зрение слепым. Уже создан имплантат глазной сетчатки первого поколения. Даже инвалидными колясками теперь можно управлять с помощью мысли. Но пока все эти достижения находятся в зачаточном состоянии.

Использование искусственного интеллекта особенно перспективно в медицине. После победы в Jeopardy! компьютер «Ватсон» «поступил в медицинскую школу». IBM применила те же инновации, которые позволили «Ватсону» правильно ответить на сложные вопросы. Теперь он перелопачивает высококачественную медицинскую информацию, сопоставляет ее с симптомами пациентов, историей болезни и результатами анализов. После этого он определяет диагноз и план лечения.

Врачу-человеку потребовалось бы 160 часов чтения каждую неделю, чтобы не отставать от новой литературы по медицине. Теперь «Ватсона» называют «доктор Ватсон». В программе по его усовершенствованию участвуют многие организации. Пока планируется, что «доктор Ватсон» будет использоваться для улучшения медицинских достижений, а не для замены врачей. Не исключено, что когда-нибудь он станет лучшим диагностом в мире.

Читайте также:  Амортизаторы на машину фиат

Другое важное достижение второй машинной эпохи — цифровая взаимосвязь людей. До недавнего времени быстрое общение, получение информации и обмен знаниями, особенно на больших расстояниях, было уделом немногих. Сегодня всё гораздо демократичнее и уравновешеннее, и эта тенденция развивается. Каждый человек имеет возможность внести свой вклад в общую копилку знаний. И этот вклад достаточно велик.

Чем больше человек будет участвовать в инновациях, тем стремительнее они разовьются, повысят способности человечества решать стоящие перед ним задачи. И этот процесс начался не сегодня.

Совсем недавно, мобильную связь могли себе позволить лишь состоятельные люди. Сегодня три четверти населения планеты имеют доступ к мобильному телефону. В некоторых странах мобильная телефония распространена больше, чем электричество или чистая вода. Новые телефоны и смартфоны намного совершеннее и дешевле своих предшественников. По закону Мура они повышают производительность и одновременно падают в цене, по сравнению с начальной. Это же касается и сетей. Миллиарды людей постепенно станут сообществом потенциальных создателей знаний и инноваторов.

Тем не менее экономическая теория не исключает, что оставшиеся работники будут получать повышенную оплату. Если их работа дополнит технологию, то спрос на их услуги возрастет. Если технические достижения повысят производительность труда, работодатели могут позволить себе платить человеческому персоналу больше. Это может отразиться на повышении заработной платы или в падении цен на продукты и услуги, когда реальная зарплата увеличивается вместе с покупательной способностью.

С повышением производительности общий объем производства на человека будет увеличиваться, зарплата персонала может либо понизиться, либо вырасти, а остальные средства от прибыли будут направлены владельцам капитала.

Увеличение рабочих часов не повышает производительность труда. Действительно, американцы когда-то регулярно работали 50–70 часов в неделю. Средняя рабочая неделя сейчас короче (35 часов в неделю), а уровень жизни — выше.

Для получения полной отдачи от технологий второй машинной эпохи требуются организационные новшества. От изобретения интернета первоначально выиграла только небольшая группа физиков. Но благодаря могуществу оцифровки и сетей, идеи распространялись с ускоренной силой. Менее чем через десять лет после появления интернета предприниматели использовали его для публикаций и розничной торговли.

Крупные корпоративные ИТ-системы компаний в 1990-х годах оказали еще большее влияние на производительность, в основном за счет перепроектирования бизнес-процессов. Например, компания Wallmart повысила эффективность в розничной торговле за счет внедрения системы пересечения данных продаж с поставщиками, исследования потребительского спроса и других новшеств.

Рост производительности труда в 1990-е годы был самым заметным в компьютерных отраслях, но в целом производительность даже быстрее выросла в первые годы 21 века, когда значительный прирост производительности наблюдался уже в самом широком разнообразии отраслей. Товары стали дешевле, ассортимент товаров и услуг расширился.

Инвестиции в человеческий капитал будут приобретать все большее значение по мере автоматизации рутинных задач и увеличения потребностей в творческом развитии человека.

Вместе с увеличением прибыли, получаемой владельцами капитала, уменьшается доля дохода, идущая на оплату труда. При этом мы наблюдаем, как зарплаты одних растут, а другие либо остаются на прежнем уровне, либо падают. Водораздел проходит между работниками-суперзвездами и всеми прочими.

Во многих отраслях промышленности разница в выплатах между первым и вторым супер-работником огромна. И такое неравенство доходов будет расти, потому что оплата труда на самом верху превосходит оплату в середине.

Растущие разрывы в заработной плате между людьми с высшим образованием и без него и между собственниками капитала и рабочими были обусловлены еще большими изменениями на самом верху. Между 2002 и 2007 годами 1% населения получал две трети всей прибыли от роста экономики США. И это вовсе не банкиры с Уолл-Стрит. Большинство из них заняты в других отраслях: СМИ, индустрия развлечений, спорт, право, предпринимательство, руководство высшего звена.

Растут и доходы исполнителей в других отраслях. Джоан Роулинг, создательница Гарри Поттера, — первый в мире автор-миллиардер. Это не значит, что она пишет лучше Шекспира или Толкиена, которые не были ни миллиардерами, ни просто богатыми людьми. Просто они не имели возможности настолько широко распространять свои произведения, как это получилось у Роулинг благодаря оцифровке и глобализации. Истории Роулинг используются в кино и видеоиграх, их потребление растет благодаря миллиардам клиентов в различных форматах и по разным каналам.

Улучшения в цифровых технологиях ведут к появлению суперзвезд на различных рынках, повышению их доходов, остальным становится всё труднее с ними конкурировать. Лучшие исполнители в музыке, спорте и других областях также могут подтвердить, что их доходы растут с 1980-х годов.

Прямое управление с помощью цифровых технологий делает хорошего менеджера более ценным, чем в предыдущие годы. Они тоже стали получать компенсацию, как рок-звезды. Соотношение заработной платы генерального директора и средней заработной платы работников составляло в 1990 году — 1:70, а в 2005 году — 1:300.

Технологии увеличивают охват, масштаб или возможности мониторинга лиц, принимающих решения. Прямое управление с помощью цифровых технологий делает хорошего менеджера более ценным, чем в предыдущие времена, когда менеджерам приходилось отдавать распоряжения по длинной цепочке подчиненных.

Компании готовы платить премию за руководителей, которых они считают лучшими. Ведь даже небольшая разница в качестве может иметь огромные последствия для акционеров. Чем больше рыночная стоимость компании, тем сильнее она хочет заполучить лучшего исполнительного директора.

Поэтому приобретение хорошего образования — лучший способ не остаться в аутсайдерах во время второй машинной эпохи. И технологии в настоящее время предоставляют огромное количество образовательных возможностей.

Авторы подчеркивают, что их предсказания и рекомендации — не более чем предположения, а не истина в последней инстанции. Но одно они могут сказать наверняка, после долгого изучения цифрового прогресса — никогда не говорить никогда. Цифровые технологии постоянно демонстрируют фантастические достижения.

В 1956 году тринадцатилетний шахматный вундеркинд Бобби Фишер выиграл у гроссмейстера Дональда Бирна, сделав ходы, на первый взгляд казавшиеся нелепыми. Однако через несколько минут эти ходы принесли ему победу, а его игру называли гениальной. Сегодня компьютерная программа может спокойно предложить подобные ходы. Не потому, что компьютер глубоко изучил матч между Фишером и Бирном, а потому, что он способен заглянуть на несколько шагов вперед, на что способны далеко не все шахматисты.

Наблюдая за тем, как люди сдают все больше позиций под натиском инноваций, авторы рекомендуют нам быть более адаптивными и гибкими на своем карьерном пути, готовыми перейти на участки, подлежащие автоматизации, воспользоваться новыми возможностями, когда машины дополняют и расширяют возможности человека.

Недалек тот день, когда машины будут лучше чем люди писать бизнес-планы, ставить диагнозы и заботиться о здоровье пожилых людей. Это случится не сегодня и не завтра, но не стоит недооценивать мощь инноваций.

Задача человека — способствовать прогрессу, обеспечить себе подходящее место в нем. Для этого потребуется, в первую очередь, хорошее образование начиная со школьного, в котором широко будут использоваться цифровые и сетевые возможности, обеспечивающие обратную связь между учителями и учениками во всем мире. Кроме того, учителям нужно повысить зарплату и сделать более квалифицированными и подотчетными.

Предприниматели, идя в ногу с прогрессом, должны создавать новые рабочие места и возможности, проникая в новые отрасли и сферы. Так в свое время поступили Томас Эдисон, Генри Форд, Билл Гейтс и многие другие. Сегодняшняя трансформация экономики вновь предоставляет предпринимателям такую возможность. При этом нужно улучшить базы данных по трудоустройству, чтобы повысить их отдачу. Часто работодатели следуют устойчивому стереотипу, нанимая в первую очередь выпускников престижных школ, когда есть тысячи других, ничем не хуже, а то и лучше.

Авторы предлагают правительству использовать систему премий для создания лучших баз данных, поощрять частные компании заниматься разработкой более совершенных алгоритмов и методов выявления навыков соискателей.

Нужно вкладываться на государственном уровне в поддержку аппаратного и программного обеспечения. Так было и раньше, но это нужно обязательно продолжить, как и финансирование развития инфраструктуры — автомагистралей, мостов, плотин, систем управления воздушным движением и так далее. Инфраструктура так же подвержена позитивным внешним воздействиям, как образование и научные исследования.

Шкалу налогов следует подкорректировать, многократно повышая налог для тех, кто загрязняет окружающую среду.

Для людей очень важно не просто получать распределенный общий доход, но и работать, чтобы чувствовать себя нужными, не ронять свою самооценку. Поэтому возникает потребность в новых специальностях, где возможности человека и машины будут усиливать друг друга. Пока нет человека, способного выиграть у шахматного компьютера, но если объединить человеческий и цифровой труд, это вполне возможно.

Появление новых совершенных машин не значит, что люди утратят свою ценность. Просто нам нужно работать в паре с машинами, а не против них.

Книга оптимистичная и вдохновляющая на фоне многих мрачных пророчеств экономистов и футурологов. Авторы убедительно объясняют, как человечество может превратить фантастику в повседневную реальность при помощи экспоненциального улучшения технологий, возрастающих объемов цифровой информации и непрерывных инноваций. Причем намного раньше, чем мы можем себе представить.

То, что сегодня нам кажется чудом, — говорящие и самообучаемые человекоподобные роботы, беспилотные самолеты и автомобили, системы распознавания и синтеза речи, 3D-принтеры, печатающие дома — не более чем разминка перед грядущей второй эпохой машин. Главные чудеса еще впереди, уверены авторы.

Источник

Интересные факты и лайфхаки
Adblock
detector