5 драгоценных животных у бурят сочинение

Республика Бурятия

Новости Бурятии и Улан-Удэ

Пять драгоценностей бурятского народа

Заговоры главным образом направлены на сохранение приплода скота и поются для самки овцы, коровы, козы, лошади или верблюдицы с тем, чтобы «уговорить» ее принять собственного новорожденного детеныша либо чужого, мать которого погибла.

Табан хушуун мал – пять драгоценностей кочевого народа, всегда оставались в центре пристального внимания скотоводов.

Потому не удивительно, что для каждого животного были придуманы свои напевы. Основным средством магического воздействия заговора являются пропеваемые внеязыковые слова-символы, связанные с конкретным видом домашних животных: овцой (тойго / тээгэ / тэга), коровой (оог), козой (шууга / шуу), кобылицей (хури).

Наиболее хорошо сохранились и явно преобладают в традиции заговоры овцы тээгэ. Это связано, по-видимому, с большей хозяйственной значимостью овцеводства в культуре бурят и тем, что овца чаще самок других домашних животных отказывается от детеныша или чаще гибнет во время весеннего окота.

Менее распространены заговоры коровы оогылха. Они поются не только для коровы, отказавшейся от теленка, но также для успокоения ее во время доения. Кроме того, зафиксирован еще один способ проведения направленного на корову обряда с исполнением оогылха: ее надували через специальный мундштук, чтоб она снова пережила процесс рождения теленка и почувствовала сопровождающие его муки.

Что касается заговоров козы шуугылха и лошади хуурилга, они сегодня встречаются крайне редко. Зачастую свое незнание этих заговоров исполнители объясняют тем, что козы и лошади от своих детенышей не отказываются.

Протяженность исполнения заговоров (соответственно, и длина произведений) зависит от того, как скоро животное признает малыша – быстро либо через день-два. Самка должна быть непременно растрогана пением заговора. Д.С. Дугаров пишет: «Наши информаторы говорили, что когда искусная певица пела «тээгэ», то уже после первых же строф песни-заклинания овца заметно настораживалась, блея, обнюхивала ягненка и подпускала его к вымени. Некоторые даже утверждали, что если «тээгэ» исполняла настоящая талантливая певица, то на глазах овцы навертывались слезы».

В этнографической литературе встречаются сведения и о других звуковых средствах воздействия на самок домашних животных, эквивалентных исполнению заговоров. Учитель и краевед Лодон Линховоин в работе «Заметки о дореволюционном быте агинских бурят» так описывает способ приваживания верблюжонка к верблюдице: «Били ножкой от бараньей туши по порожней чугунной чаше или водили палочкой по кругу колокольчика, и он издавал певучий звук. После такого «музыкального» воздействия верблюдица начинала издавать протяжные рыдающие звуки, нюхать верблюжонка, роняя крупные капли слез, и затем подпускала его к соскам». Заговор мог заменяться наигрышем на хууре, который исполнял специально приглашенный мастер. К детенышу могли также подвести собаку, чтоб мать испугалась за новорожденного и бросилась его защищать.

В роли исполнителей заговоров чаще всего выступают женщины, но ими могут быть и мужчины. По своим стилистическим характеристикам бурятские скотоводческие заговоры заметно отличаются от песен и обнаруживают параллели с аналогичными традициями в тюркских и монгольских культурах.

Традиция бурятских скотоводческих заговоров постепенно «размывается», забывается: исполнители среднего и младшего возраста начали использовать в них интонации песенных мелодий, наиболее распространенные заговоры тээгэ в настоящее время исполняют не только для овцы, но и для других животных; заговоры коровы оогылха заменяют вокализированными сигналами, а заговоры козы, кобылы и верблюдицы практически исчезли.

Источник

Презентация «Проект «Пять драгоценностей бурятского народа»

Ирина Хомякова
Презентация «Проект «Пять драгоценностей бурятского народа»

ПРОЕКТ

«Пять драгоценностей»

Цель проекта: кто такие намадные животные, в чем их драгоценность?

Читайте также:  Животные лежат на машине

• Узнать о пяти драгоценностях бурятского народа,

• Использование разных источников для пополнения знаний.

• Исследовать жизнедеятельность этих животных и их связей в природе.

• Прививать любовь к природе, бережное отношение к животным

Участники: дети подготовительной группы, родители.

Длительность проекта: апрель-май 2016г.

Ожидаемый результат изучения темы

• о том, какие животные относятся к намадным животным;

• какую пользу они приносят человеку.

• что всё в живой природе взаимосвязано.

Большое количество сказок, легенд, загадок песен написано про них.

Каждое номадное животное несет свой смысл,иногда и тайный:

Верблюд считается неприкосновенным посланником высшего божества,

на коне завоевывались новые пространства,

корова давала молоко, молоком матери, бабушки «брызгали» устанавливая связь с космосом.

Коза символизировала легкость, крепкое здоровье, укрепляла дружбу,

овца – тепло, гармонию, плодородие.

Прикреплённые файлы:

Конспект НОД с детьми второй младшей группы «Рассматривание бурятского народного костюма» Конспект НОД с детьми 2 младшей группы «Рассматривание бурятского народного костюма» Подготовила воспитатель: Нимаева Дарима Гармаевна.

Проект «Легенды и сказания Верхоянского улуса для приобщения детей к культуре своего народа» Методические разработки: «Легенды и сказания Верхоянского улуса для приобщения детей к культуре своего народа» В проекте «Национальной.

Презентация «Обычаи осетинского народа!» Уважаемые коллеги! для Вас, я подготовила мультимедийную презентацию, которая называется «Обычаи осетинского народа». Разработала я эту.

Проект «Быт и культура славянского народа» Цель проекта: Воспитание устойчивого интереса к познанию истории и культуры славянского народа. Задачи: Познакомить с историей и культурой.

Проект «Формирование толерантности у старших дошкольников через ознакомление с культурой шорского народа» Проект «Формирование толерантности у старших дошкольников через ознакомление с культурой шорского народа» На территории Сибири проживает.

Проект «Домашняя утварь коми народа» МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 17» г. Сыктывкар Проект на тему «Домашняя утварь коми народа» Воспитатели средней группы.

Проект «Культура и традиции русского народа» Актуальность В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует.

Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа «Наши руки не знают скуки» Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа Тема: «Наши руки не знают скуки».В старшей группе № 10. Выполнила:.

Проект «Развитие и формирование интереса детей к изучение бурятского языка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Проект «Развитие и формирование интереса детей.

Проект «Традиции удмуртского народа» Проект «Традиции нашего народа» Актуальность :Живя в Удмуртии, дети мало знают традиции народа, многие пренебрежительно относятся к традициям.

Источник

Почитание животных у бурят

Описание презентации по отдельным слайдам:

Почитание животных у бурят выполнила: Кузьмина Александра ученица 4 класса ГБОУ «ЭШИООО»

Введение Буряты, единая нация, представители разных родов :эхириты, булагаты, хори, хонгодоры и т.д., имеют общие традиции, общие корни, дошедшие до нас из глубины веков. Мы, современное поколение, очень мало знаем о древних мифах, религиозных представлениях. Это обстоятельство и обуславливает актуальность данной темы.

Цель исследования: описать животные-тотемы у определенного бурятского рода и обряды, связанные с почитанием животных. Задачи: 1.найти и изучить литературу по данной теме; 2.изучить мифы и легенды о возникновении бурятских племен и родов.

Налим Буряты эхиритского рода своим предком – тотемом считали священную рыбу – налима, обитавшего в Байкале, в береговой щели. Эхириты призывали своего тотема так: Отец наш – пестрый налим, Мать наша – расщелина берега.

Медведь Культ медведя, характерный для обитателей всей таежно-тундровой полосы и горно-таежной полосы Сибири, был присущ и бурятам. Сходные представления и легенды о медведе, аналогичные ритуальные действия, запреты, обращения, просьбы о прощении встречаются у многих таежных охотников.

Конь Также у бурят наблюдалось почитание некоторых домашних животных, главным образом коня. К нему относились как к другу, называя «эрдэни». Коня лелеяли и холили. Ругать, бить лошадь, особенно по голове, наступать на удила запрещается- «сээртэй».

Читайте также:  Животные расходуют много энергии на 2 вариант ответы

Жертвенные животные- козел и баран Жертвоприношение путем подвешивания козла на шесте называлось жертвоприношением солнцу. Но в основном буряты использовали в качестве жертвенных животных барана или овцу.

Змея У западных бурят существует обряд поклонения тотему змеи, которого называют Могой-ханом. Ему поклоняются при болезнях суставов.

Заключение Таким образом, мы познакомились с бурятскими тотемами животных. Каждое поколение людей, изучая прошлое и опираясь на него сегодня, строит свое настоящее.

Номер материала: ДБ-265899

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект занятия по бурятскому языку в средней группе «Пять священных животных. Табан хушуу мал»

Татьяна Тодорхоева
Конспект занятия по бурятскому языку в средней группе «Пять священных животных. Табан хушуу мал»

Конспект занятия по бурятскому языку в средней группе

Пять священных животных «Табан хушуу мал»

Воспитатель Тодорхоева Т. В. Республика Бурятия г. Кяхта

1. Углубить представление детей о домашних животных (пяти священных животных у бурят, учить называть этих животных на русском и бурятском языках.

2. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ по картине.

3.. Активизировать и обогащать словарный запас детей, связную речь, познавательную активность. Называть животных на бурятском языке (морин, ямаан, хонин, тэмээн, ухэр).

4. Научить согласовывать свои действие с действиями других, развивать любознательность, творческие способности и дружелюбно выполнять работу.

5. Воспитывать интерес и доброе отношение к животным.

Материал к занятию: ноутбук, картины из серии «Домашние животные», учебное пособие «Амар Мэндэ», конструкторы, макеты юрт, пять священных животных (коровы, лошади, верблюды, козы, бараны).

Ход занятия:

1 часть. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Сайн байна ухибуд! У нас сегодня занятие необычное. Хотите отправиться в путешествие? А поедем мы с вами на паровозике в гости к домашним животным.

Ребятишек он повез

Будто с нами говорят

И попали мы в степь, узнать, как жили раньше буряты! Кто скажет, где они жили? В каком доме? А почему они жили в юртах? Потому что они кочевали с места на место. А какие бывают юрты? (летние, зимние). Главнейшее богатство бурят – скотоводство.

А теперь давайте назовем вместе пять драгоценных животных на бурятском языке.

Скажите, кто это? (Воспитатель показывает картинки с изображением домашних животных)

— Энэ юун бэ? Энэ ухэр. Энэ ямаан. Энэ хонин, Энэ морин. Энэ тэмээн.

3часть Физминутка «Табан хурган»

А теперь послушайте бурятскую пословицу:

Друга узнают, подружив с ним,

Коня узнают, поездив на нем.

Нухэрэй hайниие ханилан танидаг,

Мориной hайниие аялан мэдэдэг

VI. Итог занятия. О каких животных мы говорили на занятии? Назовите их на бурятском языке? Что вам больше понравилось на занятии? Вы запомнили названия животных на бурятском языке? А вам понравилось играть с добрыми животными? Скажем им, до свидания! Баяртай!

«В мире домашних животных». Конспект открытого занятия по речевому развитию детей в первой младшей группе ЗАДАЧИ. Образовательные задачи : 1. Знакомить детей с домашними животными и их детенышами. 2. Учить отвечать на вопросы словом и предложениями.

Читайте также:  Видео про животных белых медведей

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы «Easter. Пасха» Приветствие. Фонетическая зарядка. В волшебном лесу. Празднование Пасхи-великое событие,посвященное смерти и воскрешению Иисуса Христа. В.

Конспект НОД по конструированию из бумаги в средней группе «Домик для животных» Цель: Создание домика методом оригами. Задачи: Обучающие: Учить детей отгадывать загадки. Способствовать умению детей сгибать лист бумаги.

Конспект НОД «Раз, два, три, четыре, пять — будем вместе мы играть» во второй младшей группе Интеграция областей: коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие Цель: Создать условия для.

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Раз, два, три, четыре, пять — учимся считать» «Раз, два, три, четыре, пять учимся считать.» Цель открытого занятия: Способствовать формированию умения детей счета до 5. Ход занятия.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир животных» Занятие: «Путешествие в мир животных» Цель: знакомство с живой природой. Задачи: закрепить знания детей о животном мире Брянской области:.

Источник

Большое количество сказок, легенд, загадок песен написано про них. Каждое номадное животное несет свой смысл, иногда и тайный. Верблюд считается неприкосновенным посланником высшего божества, на коне завоевывались новые пространства, корова давала молоко, молоком матери, бабушки «брызгали» устанавливая связь с космосом. Коза символизировала легкость, крепкое здоровье, укрепляла дружбу, а овца – тепло, гармонию, плодородие. Какое бы время не наступило, какие бы технологии человек не придумывал, ничто не сравнится с лечебным молоком пяти номадов, натуральной шерстью и другими дарами, которые дают эти животные людям.

ПОЛОЖЕНИЕ

Конкурс детского рисунка. Принимаются работы, на которых изображены один или несколько номадных животных Бурятии: верблюд, лошадь, бык, овца, коза. Фотоконкурс среди любителей и профессионалов. На фотоработах могут быть изображены сами животные или с человеком. Стихи и рассказы по одноименной тематике в любом жанре, в любом количестве могут рассказать реальную или историю с художественным вымыслом.

Конкурс проводится с целью формирования и развития общечеловеческих и нравственных ценностей в Бурятии; бережного отношения к животным, экологии, озеру Байкал; развития творческого потенциала среди детей и подростков; развитие и сохранение бурятского языка; знакомство подрастающего с духовными и материальными ценностями бурятского народа, осознание их смысла в условиях нового времени.

III. Сроки проведения конкурса
IV. Условия конкурса
В конкурсе могут принять участие ученики 1-11 классов Республики Бурятия. Каждый участник может представить на конкурс неограниченное количество творческих работ. Также могут быть представлены коллективные работы. Лучшие работы по мнению жюри будут выставляться на портал. Один из законных представителей Участника, не достигшего 14 лет, соглашается с условиями конкурса, указанными в данном Положении и подписывает Соглашение на возможное размещение рисунков на портале; на возможную публикацию рисунков в электронных и печатных версиях СМИ; на использование рисунков в печатных и рекламных материалах проекта.

V. Номинации конкурса

VI. Критерии оценки конкурсных работ

Победители в соответствующих номинациях определяются жюри конкурса по следующим критериям:

    интересное, неожиданное творческое решение уникальность материала художественный уровень представленных работ композиционное и цветовое решение оригинальность исполнения придание нового смысла, нового взгляда номадным животным, их роли в жизни современной Бурятии.

VII. Подведение итогов конкурса и награждение победителей

Итоги конкурса подводятся компетентным жюри. Каждому участнику будет вручено Благодарственное письмо от организаторов, финалисты будут награждены ценными призами, грамотами партнеров Конкурса. Победители награждаются на торжественном мероприятии в апреле 2016 года. О времени и месте будет сообщено дополнительно. Организаторы оставляют за собой право менять дату и время проведения награждения победителей.

VIII. Порядок оформления конкурсного материала

Источник

Интересные факты и лайфхаки
Adblock
detector