8 дюймовый сабвуфер в машину

Сообщества › Автозвук › Блог › Малокалиберный бас. Тест 8-дюймовых сабвуферных динамиков Polk Audio DB 842 DVC, MM 842 DVC и MM 842 SVC

Совсем недавно на изучении побывали 10- и 12-дюймовые сабвуферы обновлённой серии MM и, в принципе, ничто не мешало включить в отчёт и 8-дюймовые модели. Однако этот калибр настолько специфичен, что его было решено изучить отдельно и подробнее. К тому же под руку подвернулся 8-дюймовый саб серии DB, так что его тоже было решено добавить в этот тест. Как оказалось сравнение получилось очень даже показательным.

Вообще, многие с пренебрежением относятся к 8-дюймовым моделям, считая, что они “играют недостаточно глубоко”. Но совершенно напрасно. Во-первых, практически весь информативный бас, кто бы что ни говорил, лежит в области от 40 Гц и выше, так что острой нехватки баса точно ощущаться не будет. Во-вторых, скорость и точность баса у них отменные – при прочих равных намного лучше, чем у более крупных калибров. Если же речь заходит о количестве баса, то сабвуфер на паре 8-дюймовых головок (опять же, при прочих равных) может спокойно дать фору даже “двенашке”.

Ну и, в-третьих, такие динамики не слишком требовательны к объёмам, и сабвуферы получаются каких-то совсем смешных размеров. Замечу особо, малые размеры корпусов позволяют активно использовать “восьмёрки” в мототехнике – круизёрах, квадриках, багги и прочих подобных средствах передвижения. Тем более, что все последние Polk Audio имеют сертификацию Marine.

Итак, на изучении оказались три саба. Два из них – совсем новой серии ММ – с одинарной и двойной звуковыми катушками, и один – серии DB (тоже, мягко говоря, не сильно древней) с двойной катушкой.

Для начала – беглое изучение конструкции. Диффузоры в обеих сериях составные. Лицевая часть имеет профиль… хотел было сказать – сферический, но описание утверждает, что это катеноидный профиль. Собственно, он перешёл из предыдущих поколений сабвуферов Polk Audio.

Фишка катеноидного профиля вот в чём. При работе динамика в каждой точке конструкции противодействующие силы напряжения и сжатия находятся в равновесии. Проще говоря, такой формой достигается высокая конструкционная жёсткость диффузора при сохранении относительно приемлемого веса всей подвижной системы.

В серии DB (даром, что она младше, чем ММ – по части подобных фишечек ещё даст фору старшей серии) диффузор имеет ещё более сложный профиль – с загибами на краях. Соответственно, к его конструктивной жёсткости вопросов ещё меньше.

Материал диффузора в обеих сериях – полипропилен. Как всегда, со своими добавками для повышения жёсткости.

С тыльной стороны динамики соблюдают субординацию, серия DB помладше – она и выглядит попроще – штампованная корзина с порошковым антирезонансным покрытием и магнитная система без лишних кожухов или каких-либо украшательств. Всё только по делу.

Серия MM построена на литых пластиковых корзинах, которая своими “лапами” обхватывает магнит. Клеммы-лопаточки уступили место пружинным нажимным терминалам.

Кстати, в 8-дюймовых ММ применена та же фича, что и в более крупных калибрах этой серии – предохранители в цепи звуковой катушки. Что ж, хорошие динамики иногда попадают в руки к рукозадам, так что штука, определённо, полезная.

Как и ожидалось, динамик серии DB отличается от своего “коллеги” из серии ММ сильнее, чем две модели внутри серии MM. Тем не менее, различия между MM 842 DVC и MM 842 SVC не только в катушках, у них даже подвесы разные (это и по измерениям видно, и тактильно чувствуется). Как следствие – каждый из динамиков имеет свои собственные приоритеты при выборе оформления. Про оформление, впрочем, будет чуть дальше.

Измеренные параметры Polk Audio DB 842 DVC:
Fs (собственная резонансная частота) – 49 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 8,2 л
Qms (механическая добротность) – 5,76
Qes (электрическая добротность) – 0,84
Qts (полная добротность) – 0,73
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 72 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 13,3 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 6,7 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 82,7 дБ

Измеренные параметры Polk Audio MM 842 DVC:
Fs (собственная резонансная частота) – 46 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 10,4 л
Qms (механическая добротность) – 10,46
Qes (электрическая добротность) – 0,56
Qts (полная добротность) – 0,53
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 72 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 16,4 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 7,1 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,7 дБ

Читайте также:  Возврат машины в банк

Измеренные параметры Polk Audio MM 842 SVC:
Fs (собственная резонансная частота) – 49 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 8,3 л
Qms (механическая добротность) – 11,84
Qes (электрическая добротность) – 0,50
Qts (полная добротность) – 0,48
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 79 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 13,6 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,8 Ом
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,9 дБ

Для начала сравню между собой динамики с двойными звуковыми катушками – серий DB и MM. У Polk Audio ММ 842 DVC мотор намного сильнее, чем у DB 842 DVC. Получилась практически классика – сильный мотор определил низкий Qes, упругий подвес – высокий Qes.

Впрочем, “восьмёрка” DB-серии тоже не так проста – это отличный претендент для установки free-air. Даю намёк – в большинстве автомобилей с задними штатными “блинами” 6х9 посадочные места позволяют легко поставить вместо них 8-дюймовые динамики, изготовив нехитрые переходные подиумы, укрепив полку и сделав вибродемпфирующую обработку. Вот вам и готовый сабвуфер без корпуса в багажнике.

Немного особняком стоит динамик серии ММ с одинарной звуковой катушкой. Как и в случае с 10- и 12-дюймовыми сабами, у него абсолютно иной, более жёсткий, подвес, а подвижка чуть потяжелее, чем в аналогичном динамике с двойной катушкой.

РАСЧЁТ АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ

Polk Audio DB 842 DVC

С точки зрения качества баса самое “вкусное” оформление для этого динамика – free-air. Однако если оставить аудиофильские экзерсисы, то можно попробовать зарядить его и в корпус. Интересный вариант – “сабвуфер-трансформер” объёмом 15 литров с портом, который можно открывать и закрывать. Под “негров” восьмидюймовые сабвуферы в любом случае глупо выбирать, но самый информативный средний бас получится очень даже ничего.

Зелёная – free-air
Синяя – ЗЯ 15 литров (Qtc=0,83)
Красная – ФИ 15 литров / 47 Гц (труба 7 см длиной 30 см)

Polk Audio MM 842 DVC

А этот динамик лучше ставить только в корпус. Причём, тут мы имеем тот самый случай, когда ФИ выглядит предпочтительнее. ЗЯ можно выбрать при крайней нехватке места, но большой отдачи в этом случае ждать не придётся. “Фазик”, впрочем, получается тоже не очень большой – в 15 литрах с портом на 47 Гц получится плотный “густой” бас, отлично подходящий под клубную музыку.

Синяя – ЗЯ 10 литров (Qtc=0,70)
Красная – ФИ 15 литров / 47 Гц (труба 7 см длиной 30 см)

Polk Audio MM 842 SVC

Этот же динамик в закрытый ящик совсем ставить не нужно – отдача падает неприлично низко. Но зато вы только посмотрите, какой ФИ получается – в меру аккуратный и плотный бас в корпусе объёмом всего-то 12 литров.

Красная – ФИ 12 литров / 50 Гц (труба 7 см длиной 34 см)

В общем, при всей внешней схожести и, казалось бы, близости параметров, в деле динамики ведут себя совсем не одинаково. Каждый из них явно имеет свой характер и подходит для своих целей.

Для установки free-air я бы выбрал Polk Audio DB 842 DVC – хороший вариант, когда нужно обойтись совсем без корпуса. Но он не единственный, этот динамик вообще редкий по своей универсальности – на нём даже можно сделать “трансформер” ЗЯ/ФИ и менять характер баса по настроению, просто открывая и закрывая порт.

В ЗЯ в любом случае можно не ждать от “восьмёрки” высокой отдачи, но если нужна именно сверхкомпактная корпусная установка, то я бы выбрал MM 842 DVC. В 10 литрах получится точный и аккуратный бас.

ФИ имеет гораздо более высокую отдачу во всех трёх случаях, хотя для этого оформления я бы повнимательнее присмотрелся к двум вариантам – MM 842 DVC и MM 842 SVC. Во втором случае корпус получается вообще необычайно компактным, а это можно взять на заметку мотоциклистам, где на счету каждый литр объёма.

И да, обязательно используйте фильтр-сабсоник. Восьмидюймовые сабы к этому особенно чувствительны, поскольку порты ФИ приходится настраивать достаточно высоко, да и в целом таким динамикам тяжелее работается на самом низком басе. Зато в качестве награды вы получите заметно возросшую перегрузочную способность и более вкусный средний бас, который в большинстве музыкальных жанров является самым информативным.

Читайте также:  Sprinters как установить машины

Плюсы:
Продуманная конструкция, высокое качество изготовления
Небольшая монтажная глубина
Очень компактные корпуса
Возможность работы в оформлении free-air (для DB 842 DVC)

Минусы:
Не самая высокая чувствительность

Источник

Сообщества › Автозвук › Блог › Ещё компактнее без потери баса. Тест 8-дюймового сабвуферного динамика Kingz Audio TSR-8SQ

В этот раз в лабораторию попал очень интересный сабвуферный динамик. Бренд Kingz Audio хоть и известен по громким «эстрадным» компонентам, но эта модель несёт недвусмысленное SQ в названии, да ещё и имеет сертификацию Marine. По ходу дела выяснилось, что динамик действительно необычный и заслуживает внимания, так что решил сделать развёрнутый отчёт о его изучении. Кому нужно максимально компактно, но с басовым «мяском», советую присмотреться.

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКЦИЯ

8 дюймов в car audio можно назвать «переходным» калибром между сабвуферным и мидбасовым динамиками. И если некоторые сабы действительно напоминают мидбасовые, то в случае с TSR-8SQ всё честно – могучий такой крепыш.

Первое, что бросается в глаза – большой углепластиковый колпак, занявший всю площадь диффузора и не оставивший места привычному конусу. Подвес широкий, но посмотрите, как он крепится к фланцу – не ложится на него сверху, а крепится как бы по его внутреннему периметру. За счёт этого излучающая поверхность получается максимальной, насколько позволяет калибр. Посадочный диаметр при этом остался как у любого обычного 8-дюймового динамика – 18,5 см при внешнем диаметре 21,6 см.

Нижняя часть диффузора выполнена более традиционно – конус из плотной прессованной целлюлозы.

Динамик собран на крепкой литой алюминиевой корзине. Мотор – на ферритовом магните диаметром 15,6 см и высотой 2,5 см. Для увеличения механического хода использована выпуклая нижняя шайба. В итоге установочная глубина получилась 11,2 см.

Для динамика заявлена сертификация Marine, т. е. сабвуфер можно использовать не только в автомобильных системах, но и в водном транспорте, багги, квадриках, открытых внедорожниках, мотоциклах… Это нашло своё отражение в деталях. Например, клеммы имеют покрытие техническим золотом, а значит, не начнут окисляться во влажной среде. Места пайки залиты герметиком.

Подводящие тоже защищены от коррозии – они в гибкой изоляции.

Диаметр звуковой катушки – 2 дюйма, намотана медным проводом на алюминиевом каркасе. Самый, пожалуй, оптимальный размер для 8-дюймового динамика классической конструкции: он переваривает мощность, вполне достаточную для нормального применения саба (заявлено 250 Вт RMS и 500 Вт максимальная), но размеры мотора при этом остались вменяемых размеров.

Длина намотки – 30 мм. Высота магнитного зазора (фактически, это рабочая часть катушки) – 8 мм. Нехитрыми расчётами получаем запас линейного хода по 11 мм в каждую сторону. В описании указано 13 мм, но это если брать с падением силового фактора до 70% (когда катушка уже начинает выходить из зазора). В любом случае, более чем достаточно.

Катушка охлаждается через окна под центрирующей шайбой и большой осевой канал. Края канала закруглены для уменьшения струйных призвуков. Внутри видна сетка, защищающая мотор от попадания в него того, чего там быть не должно.

В общем, первое впечатление очень приятное – конструкция крепкая, всё сделано толково. Пора смотреть, как динамик работает.

ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И АНАЛИЗ РАБОТЫ ДИНАМИКА

Вот ни разу ни мидбасовый динамик, а самый настоящий сабвуфер. Резонансная около 30 Гц, сильный мотор. Подвижка не самая лёгкая для своего калибра, но тяжкой ношей для моноблока точно не станет. К тому же опорная чувствительность довольно приличная, обычно у 8-дюймового калибра бывает меньше (если это действительно сабвуфер, а не мидбасовый динамик). Повторяемость параметров отличная – обещанным в описании параметрам верить можно.

Заявленные/фактические параметры Kingz Audio TSR-8SQ:
Fs (собственная резонансная частота) – 30 Гц / 31 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 15 л / 14 л
Qms (механическая добротность) – 3,13 / 4,78
Qes (электрическая добротность) – 0,31 / 0,31
Qts (полная добротность) – 0,28 / 0,29
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 108 г / 106 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 10,8 Тл м / 20,9 Тл м*
Re (сопротивление постоянному току) – 2 х 3,2 Ом / 6,6 Ом*
dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,6 дБ / 85,6 дБ

Читайте также:  Вязание на машине новорожденным

* — измерено при последовательном включении катушек

Чтобы полнее понять работу динамика, снимаю его характеристики не только на самом нижнем басе – выше по частоте порой ооочень много интересного у сабвуферов происходит.

Конкретно в TSR-8SQ ситуация следующая. В подвесах резонансных явлений не возникает, и это хорошо. А вот немногим выше 1 кГц о себе даёт знать лёгкий и жёсткий углепластиковый колпак. В общем-то, ничего критичного, такое есть у многих сабвуферов (посмотрите, к примеру, недавний групповой тест 10-дюймовых сабов, там это частое явление). Но раз уж изучать все особенности, отметить этот факт был обязан.

Собственные искажения в сабвуферном диапазоне (ниже 100 Гц) весьма умеренные. И обратите внимание, как ведёт себя динамик с понижением частоты. У большинства сабов ниже резонансной частоты теряется контроль, они начинают трепыхаться, искажения резко взлетают вверх. А тут усилитель продолжает крепко держать его. Кто не понял, объясню проще – этот 8-дюймовый малыш на глубоком басе работает ничуть не хуже более крупных собратьев.

Расплата, правда, наступает выше по частоте – в мидбасовой области и выше динамик чувствует себя не так уверенно. Но это разумный размен, потому что давать ему работать на этих частотах всё равно никто не собирается.

РАСЧЁТ АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ПРОБА В ДЕЛЕ

У динамика очень сильный мотор и относительно жёсткие подвесы. А это значит, что его работа меньше зависит от воздушной подушки, подпирающей диффузор. Проще говоря, его можно ставить хоть в большой корпус, хоть зажимать в маленький – динамик будет чувствовать разницу не так сильно, как сабы с мягкими подвесами и менее мощными моторами.

Закрытый ящик. Хороший вариант для очень компактных стелсов. Конечно, совсем уж наглеть и зажимать его не нужно, упругая воздушная подушка внутри корпуса не даст динамику нормальный ход, запас громкости получится маленьким. А вот в 8-12 литрах будет самое то – компактно, но динамику при этом будет комфортно.

Фазоинверторный корпус. Звучание будет попроще, чем в ЗЯ, но это вариант для случаев, когда нужно получить максимум баса, а места под корпус ну совсем уж нет. Разумный минимум – 14-15 литров, потому что меньше – порт получится совсем длинным и неудобным. В остальном всё будет зависеть от настройки порта. 42-45 Гц – самая, пожалуй, универсальная настройка. «Качать негров» 8-дюймовым сабвуфером неразумно, а настраивать сильно выше – получится не саб, а колотушка.

Четвертьволновый резонатор. Да, этот динамик очень хорош для ЧВ. Во-первых, у него сильный мотор, который держит диффузор и не отпускает его болтаться – для ЧВ это особенно важно. Во-вторых, для 8-дюймового динамика размеры корпуса получаются относительно умеренными. При этом с глубиной баса будет всё в порядке, всё же это не мидбасовый, а полноценный сабвуферный динамик с низким резонансом.

Динамик для случаев, когда нужен полноценный бас, а места под корпус совсем нет. В отличие от многих 8-дюймовых коллег, это действительно сабвуфер, а не мидбас-переросток. Свои возможности показывает уже в 8-10 литрах – бас упругий, плотный, без тянущихся хвостов и размазни. И с приятным таким «мяском». Чувствительность нормальная – если сравнивать с большинством нынешних сабов в этом калибре, то даже выше среднего.

Можно сделать ФИ чуть покрупнее, баса при этом получится заметно больше. Правда, в ущерб разборчивости, поэтому если можно набрать литров 20 объёма, я бы лучше сделал ЗЯ на двух таких динамиках.

Однозначно к этому динамику стоит присмотреться любителям ЧВ. Такой компактности как с ЗЯ, конечно, не получится, но и гигантского корпуса 8-дюймовый калибр тоже не потребует. Зато потенциал этого оформления раскроется сполна.

И да, не забываем про «морское» исполнение, повышенной влажности динамик не боится. Kingz Audio TSR-8SQ можно использовать в катерах, квадриках, открытых внедорожниках и прочих «игрушках для больших мальчишек». И да, конечно же, в мотоциклах. Если учесть, что больших корпусов ему не нужно, получаются тоже интересные перспективы применения.

Плюсы:
Несмотря на 8-дюймовый калибр, это полноценный сабвуфер
Способен работать в корпусах всего от 8 литров
Хороший вариант для любителей ЧВ
Сертификация Marine (имеет «морское» исполнение)

Минусы:
Для своей цены существенных не обнаружено

Источник

Интересные факты и лайфхаки