808 драм машина это

808 драм машина это

От провала к триумфу.

«Она была в производстве всего три года, оказавшись коммерчески провальной.

Так как же она, в конечном итоге, стала инструментом будущего?»

Эта история берет начало в японском городе Осака, в далёком 1930 году, в котором родился человек по имени Икутаро Какэхаши. Окончив техническую школу механики и инженерии, после Второй мировой войны Икутаро планировал продолжить учёбу, однако был вынужден переехать в Такатихо, где научился ремонту часов и открыл мастерскую «Kakehashi Watch Shop». В 1950 году он заболел туберкулезом и провел четыре года в клинике. Выписавшись из неё, Какэхаши открыл в Осаке розничный магазин электроники «Kakehashi Radio Shop», который сменил вскоре название на «Ace Electrical».

В 1960 году мистер Кей перепрофилировал компанию на производство электронных органов. Сначала дела пошли не очень хорошо, тогда инвестор и по совместительству основной акционер компании Сакато Шокаи заключил контракт с брендом «National», по совместному созданию и продвижению электрооргана «National SX-601». Это сотрудничество привело Какэхаши к финансовому успеху и уже в 1970 году позволило организовать совместное производство с компанией «Hammond», вылившееся в предприятие «Hammond Int. Japan» и в строительство крупной фабрики. Одной из причин популярности марки стала ритм-машина, разработанная «Ace Electrical», которая имитировала звуки перкуссии при нажатии на кнопки. Автоматическая версия данной ритм-машины под названием «Ace FR-1» становится первым успешным продуктом в США.

Смена акционеров, с которыми Какэхаши не нашёл общего языка, привела к расставанию с «Hammond». И в 1972 году Икутаро решил основать новую, самостоятельную компанию. Так и появился бренд «Roland», один из мировых лидеров в области электронных музыкальных инструментов и контроллеров.

Выпустив в 1978 году первую программируемую драм-машину «CR-78», разработанную вместе с музыкантом и инженером Доном Льюисом, «Roland» получает признание в музыкальной индустрии.

Затем, в 1980 году, случилось знаковое событие, призванное изменить ВСЁ. Выпуск в сотрудничестве всё с тем же Льюисом драм-машины «Roland TR-808» со встроенными пресетами ударных, на которых была построена вся история современной электронной музыки.

«TR-808» не была направлена на профессиональный музыкальный рынок, а предназначалась для создания демо-записей барабанных партий. Для выстраивания структуры того, что в дальнейшем будет сыграно вживую. В то время носители памяти для хранения семплов стоили больших денег, и это вынудило компанию разработать машину, способную синтезировать звуки путем запуска электрического тока через транзисторы. Транзисторы, приобретенные для сборки, оказались дефектными, и это отразилось на звучании модели. Целью Роланда было воссоздать реальные звуки ударных, но звуки ударных «808-ой» звучали очень нереалистично. Электронная музыка ещё не стала мейнстримом, и профессиональные музыканты хотели использовать ударные, которые звучали бы реалистично. Вдобавок к этому, она была подвергнута критике за ограниченное количество встроенных звуков. Все эти факторы повлекли за собой коммерческий провал и малый срок производства модели. За три года было выпущено всего 12 000 экземпляров.

Но оригинальный звук устройства хоть и не сразу, но всё же обрел несметное количество поклонников. С ценником в 1195 долларов «TR-808», выглядел довольно выгодной альтернативой конкуренту Роланда, драм-машине с банком семплов,«Linn LM-1» стоимостью 5000 долларов. Артисты и продюсеры андеграунда начали активное пользование «808» из-за доступности и особенного звучания, к концу 80-х возведя её в статус легенды.

«Ударные, по сути, были барабанами, ими не являясь.

Это было чем-то новым, футуристичным и уникальным»

Всё было просто донельзя, 16 бортовых звуков, генерируемых с помощью аналоговых схем, каждый раз с нуля, что давало вариативность звучания. Плюс простой интерфейс, позволяющий быстро и легко визуально воспринимать и задавать партии. Машина дала шанс кому угодно стать продюсером, не имея музыкальной подготовки. Бери и используй, нарушай правила, твори историю.

Музыкантов особенно привлекала кик-бочка с глубоким басом, которая стала «краеугольным камнем» в большом количестве жанров. Её влияние на хип-хоп сделало материнскую драм-машину одним из самых влиятельных музыкальных изобретений последних нескольких десятилетий, что сравнимо со знаковостью гитары «Fender Stratocaster» в роке.

Именитые разработчики называли «TR-808» произведением инженерного искусства и шедевральным детищем Roland Corp. «808 звучит гипнотически, оригинально, неповторимо самобытно и футуристично», – говорили они, озираясь на музыкальную индустрию.

«Roland» стал чемпионом в электронной музыке, став основным инструментом её создания.

Позднее Какэхаши хотел запустить повторное производство модели, но производственные усовершенствования полупроводниковых соединений с развитием технологий сделали невозможным пополнить запасы дефектных транзисторов, и идея перезапуска драм-машины, отказавшейся умирать, сошла на нет.

Для тех, кто хочет увидеть воочию «Roland TR-808» перед собой в наши дни, может найти её со вторых, если не третьих рук от 2500 долларов и выше.

Влияние и наследие

«Roland TR-808» смог оказать огромное влияние на музыку, подарив миру неисчислимое количество культовых хитов, изменивших музыкальный мир планеты Земля. А его звуки продолжают активно использоваться в популярной музыке и по сей день.

Впервые «TR-808» был использован в 1980 году пионерами японского синти-попа, группой Yellow Magic Orchestra, в треке «1000 Knives». В 1982 году икона соула Марвин Гэй при помощи «808-ой» выпустил всемирный хит «Sexual Healing», вошедший в список «500 величайших песен всех времён» по версии Rolling Stone.

В этом же году, вдохновившись первыми диджеями Бронкса, такими, как DJ Kool Herc и Kool Dee, идеолог и лидер Zulu Nation, Африка Баамбата, вооружившись «TR-808», как основным инструментом, совместно с Soulsonic Force, выпускает концептуальный сингл «Planet Rock» с космической перкуссией, который сразу же начал греметь на танцполах США и Европы. Это было объединением электронной музыки, уличной культуры и черной музыки. «Planet Rock» не столько поставил «808» на карту индустрии, сколько переориентировал весь мир пост-диско танцевальной музыки вокруг него. Композиция знаменовала рождение хип-хопа как явления и повлияла на развитие множества поджанров. Песня вмиг стала всемирным феноменом, популяризировав драм-машину среди артистов и продюсеров, тем самым дав более мощное значение слова «барабаны», а драм-машине – статус монументального музыкального инструмента будущего.

Читайте также:  Все марки машин шелби

В Объединённом Королевстве «Roland TR-808» была популяризирована электронной группой «808 State», образованной в 1984 году. С подъёмом rave-культуры в мейнстрим, предшествующей Acid-House’у, звук «808» стал основным резидентом на британских радиостанциях.

Использование «Roland’a» Риком Рубином в 1984 году привело к созданию Def Jam Recordings. Рубин начал работать с Beastie Boys и вывел собственную технику накладывания ударных поверх друг друга, создавая звук, способный разорвать акустические системы. Два года спустя Рубин забросил альбом Beastie Boys «Lecensed to ill», в топ чарта Billboard.

Также «TR-808» дал второе дыхание изживающей себя поп-музыке первой половины 80-х, слив воедино танцевальную музыку, ретро-электро и хип-хоп, тем самым добавив в неё новизны и раздвинув границы звучания, и сыграв важную роль в смене традиционной структуры поп-музыки и в её прогрессе.

В 1994 году «808» попадает в альтернативный рок при помощи группы Nine Inch Nails, которая использовала его в сингле «Closer», сделав его вездесущим на альтернативных радиостанциях США.

Знаменитая драм-машина коснулась практически всех направлений современной музыки, изрядно наследив отпечатками.

Такие артисты как Run-DMC, LL Cool J, Public Enemy, Dr Dre, Michael Jackson взяли в свой арсенал драм-революционера. Взамен же «TR-808» взял на себя ответственность за их успех.

«808-бочка», стала настолько неотъемлемой составляющей хип-хопа, что теперь невозможно представить, как бы звучал жанр сегодня, и насколько бы отставал от музыкальной эволюции наших реалий. «808-драм» в ДНК культуры и является движущей силой её развития и вытекающих направлений.

В 2004 году хит Usher’a «Yeah», спродюсированный Lil Jon’ом на «808-х», становится глобальным танцевальным синглом, построившим мост между жанрами и собравшим удивительное разнообразие слушателей, будь то любители поп-музыки или гетто-саунда.

«TR-808» настолько вездесущ на протяжении многих лет, что его драмы будто являются самостоятельным языком выражения

Альбом Kanye West’а «808’s & Heartbreak» – трибьют и дань уважения драм-машине, в котором она является основополагающей концепта пластинки. West имел ряд правил для его записи, включая директиву, что каждый трек должен быть сделан при помощи японской легенды. Канье, ведомый ритмом «808», выходя за стены жанра, сквозь релиз будто признаётся в любви устройству.

Отсылки в текстах к «808» можно услышать в треках у таких артистов как Beastie Boys, Lil Wayne, Outcast, Robby Williams, Kelis, Ke$ha, Ryan Lewis, Macklemore, Britney Spears и др. Её «808-кик» часто используется в качестве метафоры сердцебиения, например в песнях Мадонны и Рианны.

«Продюсеры ищут ударники среди тысяч семплов, а в итоге

возвращаются к «808-м». Число 808 – константа в хип-хопе.»

Сейчас звук «808-ой» – основа молодежной урбан-культуры, в частности, трилл-фонка, трэпа, клауда, видвейва и других направлений.

Южные продюсеры не расстаются с «808-бочкой» как в 90-е, так и сейчас. Trill Phonk, мемфисский стиль, который за последние годы обрел популярность в СНГ и наряду с Miami Bass заложил основу для образования таких южный стилей, как Bounce, Crunk, которые явились слушателю миксом из повторяющихся хуков и машинных ритмов «Roland TR-808».

Первыми диджеями, зародившими мемфисскую волну, стали DJ Spanish Fly и Dj Paul, основатель объединения Three 6ix Mafia – идолов трилла, благодаря которым стиль разошелся по всему миру. Фронтмен группы Juicy J ушел в Trap, всё так же не расставаясь с «808-ми».

Продюсер Lex Luger, кому приписывается популяризация современного трэпа, начал набирать обороты после того как вывел свой фирменный звук, явившийся масштабным использованием «808-х», хрустящих снэйров, быстрых хай-хэтов и эпичного сопровождения.

Треки «I Don’t Like» и «Love Sosa» Chief Keef’a породили новый поджанр трэпа, названный дриллом. Звучание работ Люгера существенно повлияло и на дрилл. Помимо него предвестниками дрилл-движения послужили Dramma Boy и Zaytoven.

В 2012 году электронная танцевальная музыка EDM, являющаяся производной трэп-музыки, набирает всё большую популярность. Такие представители электронной сцены как Diplo, Baauer, Keys’N’Krates, Yellow Claw создают огромный резонанс, экспериментируя над звуком и выводя его производные формы. «EDM Trap» приобрёл черты звучания техно, даба и хауса с семплами «808»-барабана и вокальными семплами, характерными для трэпа.

«Roland TR-808» является одним из самых влиятельных изобретений в музыке, породившим индустрию машин-клонов и библиотек семплов. Семплы её ударников имеются практически у каждого уважающего себя продюсера. Почти невозможно найти программный синтезатор или драм-машину, которые не имеют в цифровой форме воссозданные версии её звуков.

Действительно, данному устройству стоит выразить дань уважения за столь обширный вклад в музыку и за толчок в развитии индустрии производства музыкального оборудования. Можно с уверенностью утверждать, что на наш век ещё выпадет множество направлений, в которых этот «DeLorean» от «Roland» сыграет одну из ключевых ролей, существуя вне времени, но безустанно двигаясь в будущее.

Источник

Ритмикон, Roland TR-808 и другие драм-машины

«Волна» продолжает рубрику о музыкальных инструментах, изменивших и сформировавших облик современной музыки. В очередном выпуске рассказ о драм-машинах — от ранних разработок советских инженеров до мощных рабочих станций наших дней.

Читайте также:  Были в музее восстания машин

Ритмикон

Первая в мире драм-машина и секвенсор. Еще одно изобретение Льва Термена, намного опередившее свое время.

История

Первая модель ритмикона была собрана в начале 1930-х по запросу Генри Коуэлла, американского композитора, теоретика и одного из ранних энтузиастов электронной музыки. Дальновидно заботясь о «музыкантах будущего, которым может понадобиться такой инструмент», Коуэлл предложил Термену идею фотоэлектрического (основанного на методе преломления света) устройства, генерирующего ритмический рисунок из тональных звуков — нот. Советский гений инженерной мысли с задачей справился вполне успешно, явив на суд американца хитрое устройство с фрагментом фортепианной клавиатуры и двумя особым образом перфорированными (для взаимодействия с источником света) вращающимися дисками, первый из которых контролировал высоту тона, а второй — ритм. Широкой публике ритмикон был впервые представлен в 1932 году в произведениях Коуэлла «Ритмикана» и «Музыка для скрипки и ритмикона».

Демонстрация работы третьей модели ритмикона, сконструированной Львом Терменом в начале 1960-х для МГК им. Чайковского

Чем знаменита

Вполне логично, что изначально некоммерческий продукт не получил широкого распространения, и вскоре домом для ритмикона стали научные лаборатории (одна из оригинальных моделей Термена находится, например, в Стэнфордском университете). Инструмент всплыл на поверхность в 1950-х, когда Джо Мик, эксцентричный музыкальный продюсер из Лондона, приобрел у безымянного старьевщика одно из оригинальных устройств и нашел человека, который привел аппарат в рабочую форму. Звук этого экземпляра можно услышать во многих популярных фильмах того времени («Подземная битва», «Дожди Ранчипура», «Доктор Стрейнджлав»), а также на альбомах, например, Артура Брауна, Pink Floyd и Tangerine Dream. Сегодня наследие ритмикона используется разве что самыми оголтелыми энтузиастами от экспериментальной музыки, например бельгийско-итальянским дуэтом Lumisokea.

Wurlitzer Sideman

Первая в мире коммерчески доступная драм-машина, детище Рудольфа Вурлитцера, изобретателя первой модели легендарного музыкального автомата — джукбокса.

История

В 1959 году Рудольф Вурлитцер представил музыкальному рынку свою «электромеханическую ритм-машину» — по сути буквально напичканный дорогими транзисторами симпатичный деревянный ящик с набором из десяти перкуссионных звуков и двенадцати ритмических рисунков (вальс, танго, румба и т.п.). Устройство было представлено в качестве оригинального дополнения и расширения для органа Вурлитцера, а также чего-то вроде автоматического сессионного музыканта, своего рода помощника на репетициях, а может, и концертах. Оригинальный аппарат тогда не произвел фурор, впрочем, с моделью Sideman связана достаточно забавная история. Когда продукт впервые появился на рынке, были предприняты попытки серьезного давления на компанию Вурлитцера со стороны Американской федерации музыкантов, представители которой всерьез опасались того, что повсеместное внедрение драм-машины оставит без рабочих мест профессиональных барабанщиков, чего, естественно, не произошло.

Пример «мидированного» устройства. Драм-машина управляется электронной барабанной установкой посредством протокола MIDI

Чем знаменита

Звуки машины Вурлитцера можно услышать на пластинках видных экспериментаторов конца 60-х — начала 70-х вроде Pink Floyd, Yellow Magic Orchestra и Can (похоже, именно эта драм-машина звучит в их известной композиции «Peking O»). Современные музыканты также не отстают — некоторые экземпляры Sideman до сих пор можно найти в продаже, причем многие из них уже подверглись современным модификациям. Так, участники групп, например, Broken Social Scene и LCD Soundsystem используют так называемые мидированные версии драм-машины — это когда устройство управляется по внешнему MIDI-протоколу.

Linn LM-1

Пожалуй, самая популярная драм-машина конца 1970-х — начала 1980-х, а также первое устройство своего рода, использовавшее набор цифровых звуков — семплов.

История

Драм-машины, в 1960-х еще считавшиеся механизмами странноватыми и скорее эффектными, чем эффективными, окончательно укрепили свои позиции где-то к середине 1970-х. Звуки, издаваемые ранними «ритмическими коробками» — Rhythm Ace FR-1, аппаратами Seeburg Gulbransen, EKO ComputeRhythm, PAiA Programmable Drum Set и прочими, — постепенно перестали казаться публике причудливыми и, как писали поначалу в едкой британской прессе, «инопланетными». К началу 1980-х чуть ли не каждый музыкант (если он, конечно, позиционировал себя деятелем «прогрессивным») уже всерьез считал присутствие в своем творчестве драм-машины чуть ли не первостатейной обязанностью. Поэтому, собственно, рынок к появлению LM-1 был готов, и даже очень высокая розничная цена ($5000 за экземпляр) реализации продукта не помешала.

Классическая модель LM-1

Надо сказать, что решение Роджера Линна, скромного инженера из Калифорнии, вышло как минимум занятным: программируемая (наподобие EKO Compute Rhythm, но гораздо более гибко) драм-машина, которая «может больше, чем просто играть предустановленные ритмы самбы», при этом располагающая набором высококачественных семплов ударных, чтобы все это действо «не звучало, как стрекот сверчков». Устройство, получившее модельный номер LM-1, хранило звуки в цифровом виде, что стало абсолютным новшеством и, по сути, предопределило появление целого нового класса устройств — грувбоксов и семплеров (так, Роджер Линн участвовал в разработке культовой серии Akai MPC). Успех драм-машин Линна закрепила модель LinnDrum, после чего американский инженер решил переключиться на создание процессоров эффектов (работая, в частности, с Томом Оберхаймом — см. ниже), чтобы затем снова вернуть все на круги своя. Последний продукт, разработанный в сотрудничестве с Дейвом Смитом, еще одним американским музыкально-инженерным гением, представляет собой сложнейший гибрид синтезатора и драм-машины и, к сожалению, обладает все тем же главным недостатком всех устройств Linn Instruments — крайне высокой ценой.

Последняя на сегодняшний день эволюционная ступень в серии драм-машин Роджера Линна должна была называться LinnDrum II, но затем получила название Tempest

Читайте также:  Дождевальная машина с распылителем

Чем знаменита

Ни одно устройство из сегодняшней подборки, за исключением, пожалуй, драм-машин Roland, не может соперничать с LM-1 по количеству очарованных им знаменитостей. Имена здесь самые громкие — Принс, Майкл Джексон, Пол Маккартни, ABBA, Queen, Элтон Джон, Билли Айдол, The Human League и так далее вплоть до Виктора Цоя и Джастина Тимберлейка.

Roland TR-808/909

Святой Грааль для любого музыкального продюсера.

История

Один из главных популяризаторов «девятьсот девятой» — живая техно-легенда Джефф Миллз, буквально не расстающийся со своим любимым аппаратом

Надо отметить, что в этом году японская компания, что называется, перевыдумала ряд своих культовых устройств, выпустив на рынок новую серию AIRA среди прочих инструментов там замечена и новая драм-машина под модельным номером TR-8. Пока отзывы неоднозначны — ряд музыкантов испытывает абсолютный восторг, другие же очень недовольны тем, что Roland отказались от аналогового синтеза в пользу цифрового: мол, звук выходит «плоским». Логично, что огромная популярность серии TR спровоцировала и появление многочисленных клонов — так, интересные, а по звуку и вовсе практически идентичные классическим модели сегодня производит немецкая компания Jomox.

Мастер-класс по пользованию TR-808 от еще одной живой легенды электронной музыки

Чем знаменита

Сегодня можно уже с абсолютной уверенностью говорить о том, что «восемьсот восьмая» и «девятьсот девятая» практически полностью определили звучание большей части современных танцевальных жанров. Количество известных музыкантов, пользовавшихся этими драм-машинами, не поддается абсолютно никакому подсчету — наверное, справедливо будет заявить, что это практически все ключевые деятели техно и электро, хип-хопа и брейкбита, хауса, эйсид-хауса и гетто-хауса и так далее. В принципе, о популярности TR-808 и TR-909 можно судить хотя бы по количеству трибьютов: здесь вам и британские электронщики 808 State, и Daft Punk с их «Revolution 909», и Канье Уэст с альбомом «808 & Heartbreak», и Beastie Boys с их фразой: «Nothing sounds quite like an 808», и многие, многие другие музыканты.

Пару лет назад британский продюсер Addison Groove вдохнул новую жизнь в местную бас-сцену именно с помощью TR-808

Интересно и то, как TR-808 и TR-909 повлияли на формирование целых жанров. Как здесь не упомянуть весь южный хип-хоп (например, 99% ранних треков того же Лил Уэйна) и его осовремененную версию — трэп, где глубокое ухание бас-барабана, стрекотание хай-хэтов и сбивки синтетического снейра являются фирменными элементами жанра. Не обошелся без звуков (по крайней мере семплов) культовых японских драм-машин и внезапно появившийся несколько лет назад джук, где среди продюсеров принято закручивать роландовские перкуссии в сложные полиритмические вихри.

Oberheim DMX

Драм-машина от американского инженера Тома Оберхайма, во многом вдохновленная продукцией Linn Electronics.

История

Отметив несомненный коммерческий успех устройств своего коллеги Роджера Линна, Оберхайм спроектировал не очередной клон Linn LM-1 (коих в то время насчитывалось достаточно), а вполне самобытное устройство. Так, в банках памяти DMX были семплы настоящих барабанов, а интерфейс предоставлял целый ряд возможностей «оживления» машины: барабанные дроби, ритмические сбивки, свинг — в общем, все то, что позволяло устройству сымитировать исполнение ритмических партий живым ударником. Главный же плюс драм-машины заключался в ее звучании — именно плотный, крайне реалистичный звук DMX и обеспечил аппарату отличные продажи.

Oberheim DMX в действии

Чем знаменита

Прежде всего своим действительно «жирным» звуком. 8-битные семплы, пропущенные через цепи цифровых алгоритмов и аналоговых фильтров, придают звуку DMX ту самую теплоту, что так ценится абсолютным множеством музыкантов. Среди пользователей аппарата были замечены New Order и Eurythmics с их главными хитами, The Chemical Brothers, Мадонна, Майк Олдфилд, Джордж Харрисон, Херби Хэнкок, The Cure и многие другие. Важно отметить и то, что драм-машина Оберхайма во многом повлияла на звучание целого ряда ключевых хип-хоп исполнителей золотой эры: Run DMC, A Tribe Called Quest и очевидно, Davy DMX (не путать с еще одним DMX, Эрлом Симмонсом, псевдоним которого, впрочем, также является отсылкой к культовому устройству).

Elektron Machinedrum SPS-1 UW

Современная драм-машина из Швеции (первая модель была выпущена сравнительно недавно, в 2001 году), в определенных кругах уже успевшая стать культовой.

История

Machinedrum — это второй коммерческий продукт небольшой, но уже вполне успешной компании из Гетеборга, основатели которой получили свой первый приток инвестиций, будучи еще выпускниками одного из местных вузов. По сути устройство представляет собой нечто среднее между перкуссионным синтезатором и программируемым компьютером с очень удобным пользовательским интерфейсом (как программным, так и аппаратным — в частности, секвенсор драм-машины очевидно вдохновлен элементами управления TR-серии компании Roland). Сегодня существует уже несколько версий продукта, последняя даже предлагает опции семплирования.

Официальный презентационный ролик от Elektron

Чем знаменита

Шведская драм-машина крайне распространена среди именно электронных музыкантов (для которых она, собственно, и была разработана). Сегодня, чтобы удостовериться в данном тезисе, достаточно зайти в раздел «Talk» официального сайта компании; среди активных пользователей здесь звезды первой величины: The Chemical Brothers, New Order, Autechre, Жан-Мишель Жарр, Orbital, The Knife и многие другие. У такой популярности есть и свои минусы — количество разочаровавшихся в устройстве пользователей примерно равнозначно числу его поклонников. Многие музыканты отмечают, что драм-машина имеет слишком «синтетический» и даже «неживой» звук, и спешат с аппаратом как можно скорее распрощаться — среди последних, например, наш Муджус и, что особенно иронично, американец Трэвис Стюарт, известный как Machinedrum, который, кажется, даже слегка обижен тем, что Elektron «украли» его псевдоним для названия своего продукта.

Источник

Интересные факты и лайфхаки