Левиафана змея прямо бегущего и левиафана змея изгибающегося

Толкование на Исаия 27:1

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Исаия 27:1 | Ис 27:1

Василий Великий (329/30–379)

В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское

Итак, постараемся избегать всякого непрямого и ухищренного дела; ум же и судилище души исправим в себе, как верное правило, чтобы нам, когда сделаемся правыми, была дозволена похвала Господня. Предначинатель греха называется змеем лукавым, и меч Божий наводится на левиафана, змея изгибающегося, потому что змея при перехождении с места на место делает многие уклонения и извороты… Потому, кто следует змию, у того жизнь оказывается лукавою, неправильною и исполненною противоречий. А кто идет вослед Господа Бога, тот делает путь свой правым.

Источник: Гомилии на Псалмы.

Григорий Двоеслов (

В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское

Змей нашел людей, бывших в раю, бессмертными, но, обещав бессмертным божественность, обязался, что он якобы добавит что-то свыше того, чем они были. Но в то время, как он ласково предлагал дать то, чего не имел, хитро отнял и то, что имелось. Поэтому и пророк этого же Левиафана так описывает, говоря: На левиафана, змея бегущего и на левиафана, змея изгибающегося. Разумеется, левиафан этот тем, что он обещал прибавить человеку, закрался в него изгибающимися извивами, потому что в то время как ложно обещал невозможное, по истине и возможное отнял.

Кто же именем змеи называется, если не древний враг – и скользкий, и изгибающийся, – который говорил устами змея, обманывая человека, и о котором через пророка говорится: левиафана, змея прямо бегущего и изгибающегося. Кому поэтому предоставлено говорить устами змея, чтобы человек узнал из самого облика его, какой был тот, кто обитал внутри. Разумеется, змей не только изгибающийся, но также и скользкий. Следовательно, поскольку человек не стоял на прямоте истины, он и впустил изгибающееся животное. Потому что, действительно, если он не встречает сопротивления первому внушению его, внезапно проскальзывает весь в глубину сердца, до тех пор, пока не будет узнан. Внушая, он обратил слова к человеку через скользкое животное. Действительно, сердца несправедливых людей были норами этого змея.

Источник: Нравственные размышления на Книгу Иова.

Кирилл Александрийский (376–444)

В той день наведет Господь мечь святый и великий и крепкий на драконта змиа бежаща, на драконта змия лукаваго, и убиет драконта сущаго в мори

Прекрасно изобразив, как обрушится гнев (божественный) на тех, которые поступали нечестиво и были убийцами святых, он говорит, что погибнет и сам сатана вместе с чадами своими, которые, повинуясь его хитростям, боролись против святых и противодействовали их проповеди. Ибо в то время, говорит, когда земля откроет кровь свою. – Отец наведет святой и весьма острый, великий, всесильный и неодолимый меч, то есть Единородное Слово на драконта змия бежаща, на драконта змия лукавого, и убиет драконта. А драконом и змием называют сатану, поелику он язвителен и ядовит, а вместе с тем труслив, так что ему всегда свойственно предаваться бегству. Он страшен и любитель злодейства, потому что извивается как змея; но все же будет уничтожен, приведен наконец в бездействие, а более того – получит возмездие за слова нечестия, подвергнувшись крайне тяжкому наказанию, сделавшись узником во вратах ада и пищей вечного огня и терпя бесконечное наказание.

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Ефрем Сирин (

В той день наведет Господь мечь Свой твердый, и великий и крепкий, на левиафана змиа упорнаго, и на левиафана змиа лукаваго, и убиет драконта сущаго в мори

Пророк так обозначает царей, гонителей народа Иудейского. Два образа особенно указывают на двух царей: Ассирийского и Вавилонского, которые, как упоминает Исаия, вели долговременную войну с Иудеями. При этом царь Ассирийский уподобляется змию упорному и лукавому по причине великой злобы и хитрости, потому что Ассирияне первыми стали домогаться владычества над целой вселенной. Вавилонский же царь уподоблен дракону, сущему в мори, потому что Вавилон был окружен и укреплен множеством вод. Царь Вавилонский в гордости говорил: «Наслаждаюсь миром; никто не может сделать мне зла; я безопасен, как дракон в море». Подобно этому и по той же причине пророк Иезекииль называет царя Египетского змием великим, покоющимся среде рек (Иез. 29:3). Но вероятно пророк в малых образах изобразил здесь славные таинства и указал на тот день, в который Бог посетил и искупил мир, разрушил дела диавола. А так как дела сатаны многочисленны, то пророк и дает ему различные наименования.

Источник: Толкование на книгу пророка Исаии.

Иероним Стридонский (

В тот день Господь поситит мечем Своим твердым, и большим и крепким, левиафана, змия– запор, и левиафана, змия извивистого, и убьет кита, находящегося в море

Евреи говорят, что диавол, то есть, клеветник, каковое имя есть греческое, по-еврейски называется satan, то есть, противник. Посему и у Захарии говорится: сатана, то есть, противник, стоял по правую руку его, чтобы противиться ему (Зах. 3:1). Называется он также Велиалом, то есть, отступником, изменником, и без ярма. Посему и апостол говорит: кое согласие Христова с Велиаром (2 Кор. 6:15)? и везде, где LXX поставляют сынов погибели, на еврейском написано: сыны Велиала. Поэтому и то, что в псалме поется о таинстве Спасителя: сын беззакония не приложить озлобите Его (Пс. 88:53), на еврейском называется: сын Велиала. Называется он также и другими именами, как в другом псалме написано: на аспида и василиска наступишь, и попереши льва и змия (Пс. 90:13). Этот змий собственно на еврейском языке называется leviathan. Он есть тот великий кит, о котором, что он будет уловлен Христом, у Иова таинственным языком говорится: во око свое возмет его, ожесточився продиравит ноздри (Иов. 40:19), ибо и там вместо кита стоит левиафан; и опять: извлечеши ли змiа удицею, или обложиши узду о ноздрехъ его? (Иов. 40:20); и тотчас: сiесть начало создания Господня: сотворен поруган быти аггелы Его (Иов. 40:14), и в псалме: сие море великое и пространное: тамо гади, ихже нестъ числа, животная малая с великими. Змий сей, его же создал еси ругаться ему (Пс. 103:25-26). О нем и в Апокалипсисе пишет Иоаннъ: Бьют брань на небеси: Михаил и ангела его брань сотвориша со змием, и змий брася и аггелы его, и не возможгоша, и места не обретеся им ктому на небеси (Апок. 12:7-8), и: вложен бысть змий великий, змий древний, нарицаемый диавол и сатана, лстяй вселенную вою, и вложен бысть на землю, и аггелы его с ним низвержени быша (Апок. 12:9); там же говорится: низложен бысть клеветник братии нашея, оклевещая их пред Богом нашим (Апок. 12:10). Должно заметить и то, что в псалме и у Иова говорится, что змий, то есть, левиафан, создан для того, чтобы он был поруган ангелами. Посему и апостолы получают власть наступать на змей и скорпионов, и на всю силу вражию (Лк. 10:19). И так, поелику от того места, где написано: вот Господь рассыплет землю, и обнажит оную (Ис. 24:1), или по LXX: вот Господь разорит вселенную, и опустошить оную; до настоящего отдела возвещался в кончину мира суд против вселенной, и последний враг истребится – смерть (1 Кор. 15:26): посему против диавола последний приговор состоит в том, чтобы направлен был на него меч святый, и великий, и крепкий, или, по еврейскому и прочим переводчикам, меч твердый. Ибо говорится не саdesa, как LXX думали, что если бы было, означало бы: святый; но casa, что собственно переводится: твердый. Посему и Кис, отец Саула, значит твердый. Под мечем же святым, или, по ощущению того, кто от него страдает, твердым, некоторые из наших разумеют слово Божие, о котором говорит апостол: живо слово Божие и действенно, и острейше паче всякого меча обоюдуостра (Евр. 4:12). Посему в другом месте и читаем, что из уст Спасителя исходит обоюдуострый меч (Апок. 1:16; 19:15). Когда же в конце мира против левиафана, называемого в начале «Бытия» змием мудрейшим всех зверей, сущих на земли (Быт. 3:1), будет обращен меч святый или твердый, и великий и крепкий: тогда он, никогда не имевший привычки убегать, обратится в бегство, не зная оного написанного: камо пойду от духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу (Пс. 138:7)?

Прекрасно один поэт в «Гигантомахии» посмеялся над Энкеладом: Суда бежишь, Энкелад? К каким бы ни пристал ты берегам, Подъ Богом всегда будешь.

Источник: Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.

Лопухин А.П. (1852–1904)

Ст. 1-9 В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское. В тот день воспойте о нем – о возлюбленном винограднике: Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него. Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем. Разве прибегнет к защите Моей и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною. В грядущие дни укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль; и наполнится плодами вселенная. Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его? Так ли убивал его, как убиты убивавшие его? Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его; выбросил его сильным дуновением Своим как бы в день восточного ветра. И чрез это загладится беззаконие Иакова; и плодом сего будет снятие греха с него, когда все камни жертвенников он обратит в куски извести, и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца

Могущественные мировые державы, изображаемые у пророка под видом огромных чудовищ, будут поражены судом Божиим, и в тот день Израиль воспоет песнь, в которой признает, что Господь всегда относился к своему избранному народу гораздо милосерднее, чем к народам языческим. Мало того, если эти враждебные силы снова захотят повредить Израилю, то Бог уничтожит их вовсе, если только они не заключат с Ним смиренно союза. И в будущем Израиль ожидает полное благополучие – в этом нельзя сомневаться уже на основании прежних отношений Бога к Израилю.

Враги Израиля в Священном Писании нередко изображаются под видом чудовищ (ср. Пс. 67:31; 73:13; Дан. 7:3 и сл. Откр. 12:3; 13:1). Царство Божие изображается в чертах человеческих (Дан. 7:13), а мировая сила, жестокая, бессердечная, под образом животного или зверя.

Левиафан (собств. связанный) есть название крокодила (Иов гл. 40 и 41), но оно здесь, у Исаии, означает, несомненно, большого змея, как это видно из определений, приданных тому и другому левиафану (змей прямой и изгибающийся), неподходящих к понятию о крокодиле. Змей прямо бегущий – это река Тигр, которая текла прямо, как стрела (самое имя его – hadiglath – у ассирийцев означало стрелу), и находившееся близ нее Ассирийское государство.

Змей изгибающийся – это р. Евфрат, чрезвычайно изобилующая поворотами и изгибами и потому дающая иллюзию изгибающегося змея. Тут у пророка разумеется, конечно, царство Вавилонское, главный город которого Вавилон стоял на Евфрате.

Чудовище морское (по-евр. tonnin) – это, несомненно, Египет, который нередко так называется у Исаии и в других Священных книгах (Ис. 51:9; Пс. 73:13 и др.).

Источник

Глава 27

1–9. Погибель мировых держав и радостное восстание Сиона. 10–13. Гибель мирового города и радостное возвращение Израиля домой.

Враги Израиля в Священном Писании нередко изображаются под видом чудовищ (ср. Пс.67:31 ; Пс.73:13 ; Дан.7:3 и сл.; Откр.12:3 ; Откр.13:1 ). Царство Божие изображается в чертах человеческих ( Дан.7:13 ), а мировая сила, жестокая, бессердечная, под образом животного или зверя.

“Левиафан” (собств. связанный) есть название крокодила ( Иов.40 ; Иов.41 ), но оно здесь, у Исаии, означает, несомненно, большого змея, как это видно из определений, приданных тому и другому левиафану (змей прямой и изгибающийся), неподходящих к понятию о крокодиле. Змей прямо бегущий – это река Тигр, которая текла прямо, как стрела (самое имя его – hadiglath – у ассирийцев означало стрелу), и находившееся близ нее Ассирийское государство.

«Змей изгибающийся» – это р. Евфрат, чрезвычайно изобилующая поворотами и изгибами и потому дающая иллюзию изгибающегося змея. Тут у пророка разумеется, конечно, царство Вавилонское, главный город которого Вавилон стоял на Евфрате.

«Чудовище морское» (по-евр. tonnin) – это, несомненно, Египет, который нередко так называется у Исаии и в других Священных книгах. ( Ис.51:9 ; Пс.73и др.).

Здесь – тема следующей далее песни и приглашение воспеть эту песнь.

«В тот день» – т. е. когда поражены будут вражеские державы.

«Чтобы кто не ворвался» – по переводу Duhm’ а и Condamin’ а: «чтобы листья его не опали».

«Иаков. и. Израиль» – часто являются у пророка обозначением всего еврейского народа (2, 3, 5, 6 и др. гл.), частью означают только северное, десятиколенное царство ( Ис.9:8 ). Здесь, по-видимому, эти слова употреблены в первом значении.

Чтобы оправдать только что высказанную в 6-м стихе мысль о сохранении народа израильского в ту эпоху, когда все остальные державы будут уничтожены, пророк ссылается на то, что и в прежние времена Бог, даже карая Израиля, наказывал его не так сильно, как враждебных Израилю язычников (ср. Ис.10 и сл.).

“Мерою” – в еврейском тексте здесь употреблено слово seah, означающее третью часть ефы (мера сыпучих тел). Пророк хочет сказать этим, что Господь посылал на евреев сравнительно незначительные наказания.

Перед духовным взором пророка снова вырисовываются очертания мировой силы, которая свой центр имеет в великом мировом городе. Этот город он изображает опустевшим и засохшим подобно дереву. Между тем Израиль снова вернется в Иерусалим из плена и будет спокойно обитать здесь.

В противоположность той печальной картине, какую будут представлять собою языческие мировые державы, жизнь израильского народа будет самая счастливая.

«Река великая» – это Евфрат, как эмблема северных стран, куда отведено было в плен большинство израильтян.

«Поток Египетский» – здесь, в соответствие Евфрату, лучше, кажется, разуметь не Ринокоруру, которая отграничивает Палестину от Синайского полуострова ( Быт.15:18 ), а настоящую реку египетскую, Нил, как символ южной страны пленения.

«Великая труба» – опять символ. Пророк указывает здесь на решение воли Божией, в силу которого евреи должны были вернуться из плена ( 1Ездр.1:1 ). Впрочем, нет сомнения, что, заключая свой апокалипсический отдел, пророк имел в виду здесь и возвращение всего искупленного человечества в небесный дом Отца всех людей и Иерусалим небесный ( Откр.21:2 ).

Этот отдел, главы которого имеют сходство между собою по форме и содержанию, представляет собою вид апокалипсиса. Что касается исторического повода, каким вызвано появление этого отдела, то на основании некоторых черт пророчества, обозначающих писателя как жителя Иудеи, имеющего в виду свои, иудейские, интересы и отношения ( Ис.24:2 ; Ис.25:10–12 ; Ис.25:1–10 ), можно заключать, что пророк писал свои апокалипсические речи по случаю падения Самарии, уже наступавшего, когда она, по его выражению, повергалась на землю, как венок ( Ис.28:3 ).

Подлинность этого отдела доказывается сходством терминов и выражений, в нем встречающихся, с другими отделами, несомненно, принадлежащими пророку Исаии (ср. Ис.25:9, 10–12 и Ис.27:9–10 и сл. Ис.27:16, 17 и еще: Ис.24 и Ис.23:9 ; Ис.24 и Ис.13:2 ; Ис.24:1, 37, 26 ; Ис.25:4–5 и Ис.4:5–6 ; Ис.27:2, 5 и др.). Никаких следов послепленного происхождения этого отдела не усматривается.

Разделение этого отдела на строфы представляется делом затруднительным. Condamin для этого должен был сделать некоторые перестановки в размещении стихов. Вот на какие строфы он делит всю поэму.

Строфа 1 – Глава 24, 1–6 – (3, 3, 2)

Строфа 2 – Глава 24, 7–13 – (3, 3, 2)

Строфа 3 – Глава 24, 14–18(а) – (3, 3)

Строфа 1 – Глава 24, 18(б)-20 – (2, 2)

Строфа 2 – Глава 24, 21–23 – (2, 2)

Строфа 3 – Глава 25, 6–8 – (2, 2, 2)

Строфа 1 – Глава 25, 9–12 – (2, 2, 3)

Строфа 2 – Глава 26, 1–6 – (3, 2, 2)

Строфа 1 – Глава 25, 1–3 – (2, 3)

Строфа 2 – Глава 25, 1–5 – (2, 3)

Строфа 3 – Глава 26, 7–13 – (2, 2, 2; 1, 1, 1)

Строфа 1 – Глава 26, 14–18 – (2, 3)

Строфа 2 – Глава 26, 19–21 – (2, 3)

(Гл. 27, 1 – вне счета)

Строфа 1 – Глава 27, 2–5 – (3, 2)

Строфа 2 – Глава 27, 6–9 – (3, 2)

Строфа 3 – Глава 27, 10–11 – (1, 1, 1, 1)

Строфа 1 – Глава 27, 12

Строфа 2 – Глава 27, 13

В Славянском переводе также совершенно однозначно идет речь о выжигании всего виноградника – «ради вражды сия отринух и. И сгорех, возопиют живущие в нем: сотворим мир ему, сотворим мир.» Прим. ред.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкование на Ис. 27:1

Свт. Василий Великий

В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское

Итак, постараемся избегать всякого непрямого и ухищренного дела; ум же и судилище души исправим в себе, как верное правило, чтобы нам, когда сделаемся правыми, была дозволена похвала Господня. Предначинатель греха называется змеем лукавым, и меч Божий наводится на левиафана, змея изгибающегося, потому что змея при перехождении с места на место делает многие уклонения и извороты… Потому, кто следует змию, у того жизнь оказывается лукавою, неправильною и исполненною противоречий. А кто идет вослед Господа Бога, тот делает путь свой правым.

Гомилии на Псалмы.

Свт. Григорий Двоеслов

В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское

Змей нашел людей, бывших в раю, бессмертными, но, обещав бессмертным божественность, обязался, что он якобы добавит что-то свыше того, чем они были. Но в то время, как он ласково предлагал дать то, чего не имел, хитро отнял и то, что имелось. Поэтому и пророк этого же Левиафана так описывает, говоря: На левиафана, змея бегущего и на левиафана, змея изгибающегося. Разумеется, левиафан этот тем, что он обещал прибавить человеку, закрался в него изгибающимися извивами, потому что в то время как ложно обещал невозможное, по истине и возможное отнял.

Нравственные размышления на Книгу Иова.

Свт. Кирилл Александрийский

В той день наведет Господь мечь святый и великий и крепкий на драконта змиа бежаща, на драконта змия лукаваго, и убиет драконта сущаго в мори

Прекрасно изобразив, как обрушится гнев (божественный) на тех, которые поступали нечестиво и были убийцами святых, он говорит, что погибнет и сам сатана вместе с чадами своими, которые, повинуясь его хитростям, боролись против святых и противодействовали их проповеди. Ибо в то время, говорит, когда земля откроет кровь свою. – Отец наведет святой и весьма острый, великий, всесильный и неодолимый меч, то есть Единородное Слово на драконта змия бежаща, на драконта змия лукавого, и убиет драконта. А драконом и змием называют сатану, поелику он язвителен и ядовит, а вместе с тем труслив, так что ему всегда свойственно предаваться бегству. Он страшен и любитель злодейства, потому что извивается как змея; но все же будет уничтожен, приведен наконец в бездействие, а более того – получит возмездие за слова нечестия, подвергнувшись крайне тяжкому наказанию, сделавшись узником во вратах ада и пищей вечного огня и терпя бесконечное наказание.

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

В той день наведет Господь мечь Свой твердый, и великий и крепкий, на левиафана змиа упорнаго, и на левиафана змиа лукаваго, и убиет драконта сущаго в мори

Пророк так обозначает царей, гонителей народа Иудейского. Два образа особенно указывают на двух царей: Ассирийского и Вавилонского, которые, как упоминает Исаия, вели долговременную войну с Иудеями. При этом царь Ассирийский уподобляется змию упорному и лукавому по причине великой злобы и хитрости, потому что Ассирияне первыми стали домогаться владычества над целой вселенной. Вавилонский же царь уподоблен дракону, сущему в мори, потому что Вавилон был окружен и укреплен множеством вод. Царь Вавилонский в гордости говорил: «Наслаждаюсь миром; никто не может сделать мне зла; я безопасен, как дракон в море». Подобно этому и по той же причине пророк Иезекииль называет царя Египетского змием великим, покоющимся среде рек (Иез. 29:3). Но вероятно пророк в малых образах изобразил здесь славные таинства и указал на тот день, в который Бог посетил и искупил мир, разрушил дела диавола. А так как дела сатаны многочисленны, то пророк и дает ему различные наименования.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

В тот день Господь поситит мечем Своим твердым, и большим и крепким, левиафана, змия— запор, и левиафана, змия извивистого, и убьет кита, находящегося в море

Прекрасно один поэт в «Гигантомахии» посмеялся над Энкеладом: Суда бежишь, Энкелад? К каким бы ни пристал ты берегам, Подъ Богом всегда будешь.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.

Лопухин А.П.

Враги Израиля в Священном Писании нередко изображаются под видом чудовищ (ср. Пс. 67:31; 73:13; Дан. 7:3 и сл. Откр. 12:3; 13:1). Царство Божие изображается в чертах человеческих (Дан. 7:13), а мировая сила, жестокая, бессердечная, под образом животного или зверя.

Толковая Библия.

Источник

Книга пророка Исаии 27 глава 1 стих

Толкование на группу стихов: Ис: 27: 1-1

Итак, постараемся избегать всякого непрямого и ухищренного дела; ум же и судилище души исправим в себе, как верное правило, чтобы нам, когда сделаемся правыми, была дозволена похвала Господня. Предначинатель греха называется змеем лукавым, и меч Божий наводится на левиафана, змея изгибающегося, потому что змея при перехождении с места на место делает многие уклонения и извороты… Потому, кто следует змию, у того жизнь оказывается лукавою, неправильною и исполненною противоречий. А кто идет вослед Господа Бога, тот «творит стези правы» (ср.: 3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; Ис. 40:3) «и права течения ног своих» (ср.: 26 Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. Притч. 4:26), ибо «прав Господь Бог наш» ( 16 чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем. Пс. 91:16) «и правоты виде лице Его» ( 7 ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника. Пс. 10:7).

Беседа на Псалом 32

Толкование на группу стихов: Ис: 27: 1-1

День страшного суда (той день) будет днем отмщения всем врагам Церкви, наипаче главному врагу ея диаволу, который в рассматриваемом стихе называется драконом змием. Этим именем он назван и в Откровении Иоанна Богослова: «и низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольстившим всю вселенную» (XII, 9). Под именем змия диавол известен со времени обольщения им, под образом змия, первых людей. С тех пор вражда змия-диавола к человеку и борьба с ним никогда не прекращается и не прекратится до скончания века. С свирепостью зверя, рыскающего повсюду для добычи, он бегает по всей земле, «иский кого поглотити» (бежаща). С свирепостью он соединяет лукавство (лукавый), подобное тому, какое он употребил для обольщения первых людей, и как хищная рыба в море (акула), поглощая свои жертвы, не насыщается, так и диавол в обширном, подобно морю великому и пространному, кругу племен и народов уловляет людей в заблуждения и пороки, и чем больше пожирает и губит их, тем ненасытнее бывает. Но в день страшного суда положен будет предел его злодейству. Господь направит на него и на всех врагов Церкви, служащих ему орудием, Свой меч святый, великий и крепкий, и убиет его, – уничтожит его силу. Под этим мечем разумеется всемогущая сила Божия гнева, – святаго, ибо праведного, великаго, соответственно с великостью злодейства, и крепкаго, – такого, против которого никто и ничто устоять не может.

XXIII. Паримия в среду четвертой седмицы Великого поста (Исаия XXVI, 21; XXVII, 1–9)

Толкование на группу стихов: Ис: 27: 1-1

Нравственные размышления на Книгу Иова.

Толкование на группу стихов: Ис: 27: 1-1

Толкование на группу стихов: Ис: 27: 1-1

В день тот будем воспета такая песнь в земле Иудиной: Город крепости нашей Спасител; будет поставлена в нем стена и предстние. Когда унижен будет Моав и ниспровержен на землю и в прах, и все враги будут покорены под ноги Христовы, тогда воспета будет такая песнь на земле Иудиной или Иудейской, из коих та и другая означают исповедание, — чтобы как под Сионом и Иерусалимом мы разумеем город небесный, так и под областию этого города мы разумели небесное исповедание. Поэтому и свитые, не желай на земле чужой петь песнь Иудеи, говорят: како воспоем песнь Господню на земли чуждей ( 4 Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Пс. 136:4). Я думаю, что это та песнь, о которой в другом месте повелевается святым: воспойте Господеви песнь нову ( 1 [Хвалебная песнь Давида. На построение дома.] Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля; Пс. 95:1). Песнь же эта будет такая: Город крепости нашей Спаситель. Какой же это город? Тот, который будучи поставлен на горе, не может укрыться (Мф. 5), о котором и в другом месте написано: речная устремления веселят град Божий ( 4 Пусть шумят, вздымаются воды их, трясутся горы от волнения их. Пс. 45:4), и еще: прекрасная глаголашася о тебе, граде Божий ( 2 Основание его* на горах святых. Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова. //*Иерусалима. Пс. 86:2). Строитель этого города есть Тот, о котором говорит Отец: “Он создал город Мой, или лучше: город крепости нашей есть Спаситель, т. е. Иисус. И будет поставлена в нем стена и предстение, — стена добрых дел и предстение правой веры, чтобы он огражден был двойным укреплением. Ибо недостаточно иметь стену веры, если самая вера не будет укрепляться добрыми делами, Эта стена и это предстение или кругостение созидается из живых камней, которые, по пророку, валяются на земле. Вместо предстения, как перевели мы, Симмах перевел укрепления, так что самыя стены окружены укреплениями, — валом, рвом и другими стенами, которыя при постройке укреплений обыкновенно называют турами (loriculas).

Творения блаженного Иеронима Стридонского. Часть 7. Киев, 1882. С. 423-424. (Библиотека творений св. отцов и учителей Церкви западных, издаваемые при Киевской Духовной Академии, Кн. 13.)

Толкование на группу стихов: Ис: 27: 1-1

Наконец, когда выражает силу и вместе ядовитость [диавола], то называет его драконом, говоря: «этот змей, которого Ты создал, чтобы унизить его» ( 26 там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем. Пс. 103:26). И драконом, змием извивающимся, и аспидом называет его (Писание) везде, – потому что зверь этот хитер, разноцветен, и имеет большую силу; он все приводит в движение, все возмущает, все извращает.

Толкование на группу стихов: Ис: 27: 1-1

В той день наведет господь меч святый и великий и крепкий на драконта змиа бежаща, на драконта змиа лукаваго, и убиет драконта. Прекрасно изобразив, как обрушится гнев (божественный) на тех, которые поступали нечестиво и были убийцами святых, он говорит, что погибнет и сам сатана вместе с чадами своими, которые, повинуясь его хитростям, боролись против святых и противодействовали их проповеди. Ибо в то время, говорит, когда земля откроет кровь свою. — Отец наведет святой и весьма острый, великий, всесильный и неодолимый меч, то есть Единородное Слово на драконта змия бежаща, на драконта змия лукавого, и убиет драконта. А драконом и змием называют сатану, поелику он язвителен и ядовит, а вместе с тем труслив, так что ему всегда свойственно предаваться бегству. Он страшен и любитель злодейства, потому что извивается как змея; но все же будет уничтожен, приведен наконец в бездействие, а более того — получит возмездие за слова нечестия, подвергнувшись крайне тяжкому наказанию, сделавшись узником во вратах ада и пищей вечного огня и терня бесконечное наказание.

Толкование на группу стихов: Ис: 27: 1-1

Собирание Израиля Ускользающий и изгибающийся зверь. Такое же описание встречается и в угаритском цикле сказаний о Ваале: «Когда ты убьешь Литана [левиафана], убегающего змея, то уничтожишь змея извивающегося, властелина с семью головами». О семи головах см. коммент. к 14 Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни, [Ефиопским]; Пс. 73:14. Левиафан. В угаритских и хананейских мифах детально описывается зверь хаоса, представляющий водную стихию в виде многоголового извивающегося змея. Есть большое сходство между описаниями левиафана у Исайи как «изгибающегося» змея и в угаритском эпосе о Ваале, где говорится о том, как бог бури «поразил Литана, извивающегося змея». В обоих случаях создается ощущение, что Бог порядка и плодородия побеждает чудовище хаоса. В ряде других текстов Ветхого Завета встречаются упоминания левиафана, но большинство из них (напр.: 14 Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни, [Ефиопским]; Пс. 73:14 и 20 Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? 21 вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? 22 будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? 23 сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? 24 станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? 25 будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? 26 можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою? 27 Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперед не будешь. Иов. 40:20-27 — 41:1–26) повествуют о творческом акте Бога, когда Он установил контроль над водным хаосом (олицетворенным морским змеем). В 27:1, однако, эта борьба между порядком и хаосом происходит в конце времен. Создается впечатление, что падение сатаны, который изображается в виде семиглавого дракона в Отк. 12:3-9, также перекликается с угаритским образом Литана, «тирана с семью головами». Чудовище морское. Борьба в природе между морем и землей, так же как и свирепая, казалось, неукротимая энергия дикой морской стихии, легли в основу космологических мифов Ближнего Востока в древности. Вавилонский миф о творении «Энума элиш» описывает, как Мардук победил Тиамат, когда эта богиня водного хаоса была в обличье дракона. Многие истории из цикла сказаний о Ваале включают сцены борьбы Ваала против Йамму, бога моря. Аналогичным образом, в угаритском эпосе утверждается, что и Анат, и Ваал победили Литана, семиглавого дракона, и обрели господство над морями. В 26 там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем. Пс. 103:26 говорится, что Яхве играет с левиафаном, а в 20 Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? Иов. 40:20 — 41:3 Бог спрашивает Иова, может ли тот властвовать над левиафаном. Хотя из данного текста неясно, символизирует собой чудовище народ или город, оно может указывать на Египет или Тир — страны, тесно связанные с морем.

Толкование на группу стихов: Ис: 27: 1-1

Источник

Читайте также:  Дизайн ногтей кожа змеи
Интересные факты и лайфхаки