Подлинность монет по весу

Анализ монеты на подлинность

Добавлено Фев 19, 2016 в Полезные советы

Как провести анализ монеты на подлинность в домашних условиях?

Наиболее часто подделываются редкие и дорогие монеты. Копии разнятся по качеству исполнения: это может быть литье с применением дешёвого металла или штемпельное производство с использованием настоящей меди и серебра. Фальшивомонетчики ухитряются дублировать материал, из которого изготовлена монета и даже подгонять её весовую норму к подлиннику.

Новоделы, современные копии, легко определить, обращая внимание на следующие детали:

Перед началом работы следует обзавестись подручными средствами: карманными электронными весами, лупой, а лучше микроскопом. Опытные коллекционеры используют следующий алгоритм для определения подлинности:

Вес и размер

Даже если фальшивка изготавливается из того же металла, что и настоящая монета, до конца откорректировать её вес почти невозможно. Зачастую подделки толще и их вес выше оригинального. Имея при себе весы и зная подлинную массу, в этом можно легко убедиться.

Распространённая черта копии – её площадь всегда жертвует несколькими миллиметрами. Форма, использованная для отливания, неизбежно съедает эти размеры.

Однако сегодня новые технологии позволяют сохранять оригинальные размер и вес подделки, усложняя работу нумизмата.

Материал

Материал изготовленной монеты также может о многом рассказать. Металл часто выдаёт фальшивку. Например, потемневшее серебро неестественного цвета должно насторожить коллекционера. Достаточно потереть поверхность пальцами, чтобы понять, что нумизмат имеет дело с напылением. Такое механическое воздействие снимет слой нанесённой краски, открывая под ней более дешёвый материал.

Например, зачастую подделки под серебро изготавливаются из различных сплавов или латуни, с нанесением маскировочного слоя, из-под которого проступает бледно-золотистый оттенок. А поддельные медные пятаки легко определить из-за наличия на них масляных разводов, играющих на свету радужными оттенками.

Продавцы таких монет будут настаивать на том, что это следы от воздействия времени.

Гурт

Больше всего улик можно найти именно на гурте монеты. Оставляемые там надписи, позволят вынести вердикт: выпиливались ли размытые символы в кустарных условиях вручную или их чёткость подтвердит, что монета прошла обработку на станке. Иногда гурт вообще никак не обработан или заменён на шнуровидную насечку, по которой бежит полоса отлива – это один из признаков дешёвой подделки.

Сглаженные или сбитые кромки гурта подтвердят фальшивое литьё. Если рисунок на гурте, съезжает на кант монеты, образовывая неровности, то перед вами неумелый дубликат. Многие копии грешат тем, что гурт просто обрывается и превращается в гладкое место, напоминающее срез.

Гурт монеты, это самый сложный пока для подделывания участок монеты у фальшивомонетчиков, поэтому получается он не качественно, как например на фото ниже.

Стилизация под старину

Фальшивомонетчики, стараясь придать денежному знаку большую правдоподобность, прибегают к ухищрениям. Ввести в заблуждение могут стилизованные следы обращения. Монету могут покрыть битумом, патиной и оставить на ней другие признаки разрушительного воздействия временем, например, потёртости.

Читайте также:  Сколько калорий в килограмме шашлыка

И, напротив, слишком бодрый вид старых монет вызовет подозрение. Идеальный рисунок с блеском и без следов обращения сомнителен, особенно если утверждается, что их нашли при раскопках.

Форма и рисунок

Часто при производстве новоделов изготовители забываются и несознательно исправляют неточности государственного производства. Так, абрис оригинальных монет времён Екатерины II выглядит волнообразно, а у мошенников окружность выходит ровной.

Тончайшие штрихи и рисунок представляют определённую сложность в процессе идентичного повторения. Из-за этого, например, замысловатые изображения на выпусках периода Временного правительства не берутся копировать.

Иногда на поверхности монеты встречаются нарушения рельефа: точки, похожие на мельчайшие капли, еле различимые линии, напоминающие подтёки. Всё это свидетельства литья, а, следовательно, поддельного производства.

Чтобы замаскировать эти деформации, мошенники спиливают их. Однако это также оставляет предательские следы.

При покупке

Если коллекционер приобретает раритет на нумизматических площадках, подделку удаётся определить на первых этапах сделки: низкая цена за старые и редкие монеты выдаст обманщика.

Необходимо изучить описание монеты. Продавец указывает подлинность монеты: предоставляется ли гарантия. Лоты без гарантии покупать, естественно, не следует.

Источник

Несколько рекомендаций по определению подлинности российских монет

Давно прошли те времена, когда фальсификаторы умели изготавливать только такие подделки коллекционных российских монет, которые могли ввести в заблуждение лишь самых неопытных, начинающих коллекционеров. Обширная подборка фотоизображений подобных примитивных фальшивок была в свое время опубликована, например, немецким коллекционером В. Фуксом в нескольких номерах журнала Российского нумизматического общества (США). Совсем иначе обстоит дело с фальшивками, которые фабрикуются в настоящее время: чаще всего их можно отличить от подлинников лишь в результате специального экспертного обследования. Огромное количество таких высококачественных фальшивок, заполонивших сейчас нумизматический рынок, делает весьма актуальным проведение экспертизы на предмет установления подлинности монет, приобретаемых музеями или коллекционерами.

Ниже приведены самые общие рекомендации по проведению экспертного обследования золотых, серебряных и медных монет Российской империи, чеканившихся в 1700-1917 годах, однако все содержащиеся здесь рекомендации могут быть успешно использованы только теми сотрудниками музеев (или другими специалистами), которые достаточно хорошо знакомы со всем многообразием российских монет указанного периода; при отсутствии таких знаний попытки проведения экспертизы будут вообще обречены на неудачу.

Основными способами изготовления современных высококачественных фальшивок являются:

– чеканка поддельными штемпелями, копирующими со всей возможной точностью подлинные штемпели;

– высокоточное литье в формы, при изготовлении которых в качестве моделей используются подлинные монеты.

Следующим этапом обследования золотых и серебряных монет является определение пробы сплава, из которого они изготовлены. При этом в любом случае данная операция не должна вызывать ни малейшего повреждения обследуемой монеты, ввиду чего совершенно недопустимо использование пробирного камня или химических реактивов. Если отсутствует возможность определить пробу золота или серебра с помощью специальной аппаратуры (например, с применением неразрушающего рентгено-флюоресцентного метода), то вполне успешно можно воспользоваться таким общедоступным методом, как гидростатическое взвешивание монеты’.

На завершающем этапе выполняется визуальное обследование монеты (ее аверса, реверса и гурта), которое необходимо проводить под микроскопом при различном увеличении. Визуальное обследование имеет две задачи:

Читайте также:  Упражнения для снятия веса живота

а) выявить совпадение (или несовпадение) изображений, надписей и декоративных деталей, имеющихся на обследуемой монете, с соответствующими элементами на монете-эталоне;

Если сличение обследуемой монеты с эталоном позволяет, в основном, выявлять фальшивки, чеканенные поддельными штемпелями (которые, как правило, имеют отличия от подлинных штемпелей, хотя порой и весьма незначительные), то обнаружение на обследуемой монете каких-либо аномалий чаще всего свидетельствует об изготовлении ее высокоточным литьем. Литые подделки никаких отступлений в оформлении аверса, реверса и гурта от прототипной монеты не имеют, но зато на них можно, например, обнаружить:

– мелкие литейные раковины;

– точечные выпуклые образования на поверхности поля и изображений;

– недостаточную (по сравнению с эталоном) проработку некоторых деталей (особенно волос портрета);

– фактуру поверхностей, не соответствующую эталонной монете (например, вместо ярко выраженной матовой поверхности портрета и полированной поверхности поля вся поверхность монеты будет иметь слабо выраженную матовую фактуру).

Впрочем, инородные выпуклые образования и недостаточная проработка деталей изображений зачастую наблюдаются и на фальшивках, чеканенных поддельными штемпелями.

Визуальное обследование гурта монеты и сличение его с гуртом монеты-эталона должно выявить (в зависимости от вида оформления гурта) следующие обстоятельства:

– имеется ли у обеих монет полная идентичность гуртовой надписи по содержанию текста, условным обозначениям, декоративным деталям и по конфигурации литер и цифр;

– одинаков ли у них шаг насечки (прямой, косой или пунктирной), а также угол и направление наклона косой или пунктирной насечки;

– идентичен ли у обеих монет шаг, угол наклона и рисунок “плетения” сетчатой насечки или рисунок какого-либо узора.

Кроме того, бывает полезно обследовать гурт с прямой насечкой осязанием, поскольку фальшивые монеты с таким гуртом обычно имеют более острые (на ощупь) ребра гурта, нежели подлинные монеты.

Особенности оценки результатов обследования

Фактическая масса медных монет, чеканившихся до середины 19 века, почти всегда заметно отличается от нормы. Объясняется это тем, что существовавшая в этот период времени технология массового производства медных монет не обеспечивала их достаточной стандартизации по весу, а весовую проверку все медные монеты проходили только в составе большой партии, и внутри этой партии могли находиться монеты со значительным отклонением от весовой нормы как в плюс, так и в минус, обеспечивая, тем не менее, выдерживание суммарного веса партии в пределах установленного весового допуска. Лишь начиная со второй половины 19 века, с внедрением новой технологии, медные монеты стали подвергаться более строгому весовому контролю, что сделало возможным оценивать их фактические весовые характеристики путем непосредственного сопоставления их с нормативными значениями.

При взвешивании монет необходимо обращать особое внимание на их сохранность, наличие потертости, отверстий, следов обрезания или опиливания и в случае необходимости вносить хотя бы приблизительные поправки в результаты взвешивания.

2. Габаритные размеры монеты

Как указано в очерке “К вопросу о стандартных размерах российских монет 1700-1917 годов”, говорить о каком-либо нормировании диаметра и толщины монет, отчеканенных без печатного кольца, вообще не имеет смысла. Поэтому замеренные осредненные габаритные размеры таких монет могут быть лишь ориентировочно сопоставлены с осредненными размерами аналогичных монет-эталонов.

Читайте также:  Японская диета 14 дней рис

Но и для монет, чеканившихся в печатном кольце, нормативные значения их диаметра были законодательно установлены лишь в декабре 1885 года. Таким образом, замеренный диаметр монет, отчеканенных в кольце до 1886 года, следует сопоставлять с диаметром аналогичных эталонных монет, а диаметр монет, отчеканенных после 1885 года- с нормативными значениями диаметра. По толщине же все монеты, чеканенные в кольце, должны сопоставляться с эталонами.

Эталонная монета, используемая для сопоставления габаритных размеров, должна быть отчеканена в том же году и на том же монетном дворе, что и обследуемая монета. Дело в том, что не оговоренные законодательно диаметры печатных колец в разные годы и на разных монетных дворах могли несколько различаться (для одного и того же типа и номинала монеты).

Весьма важную роль в выявлении подделок играет проверка монет, подлежавших чеканке в кольце, на “закусывание”. Дело в том, что гурт многих, даже чеканенных, фальшивок (не говоря уже о литых) бывает оформлен без обжатия его кольцом или обточки на токарном станке и потому не имеет правильной цилиндрической формы; этот дефект и выявляется указанной выше проверкой, когда монета то легко проворачивается, то в каком-то месте “закусывается” между закрепленными лапками штангенциркуля.

– монеты с нестандартной массой всегда имеют несоответствующую толщину или несоответствующий диаметр; кроме того, эти монеты нередко бывают отчеканены на монетных кружках, предназначавшихся для монет совсем другого номинала;

– монеты, прошедшие перечеканку, практически всегда имеют увеличенный диаметр и уменьшенную толщину.

3. Проба металла монеты

Как показали замеры, выполненные в Историческом музее, проба двухкомпонентных сплавов, использовавшихся в России для монетной чеканки (золото + медь, серебро + медь), нередко не выдерживалась монетными дворами в пределах установленных допусков. Особенно большой разнобой в пробе наблюдается у серебряных монет, чеканившихся до законодательного утверждения в 1718 году номенклатуры проб монетного серебра. Все это приходится учитывать при оценке результатов замера пробы золота или серебра обследуемой монеты.

– очень большое несоответствие фактической пробы серебра нормативному значению наблюдается у подлинных монет, чеканившихся в 1804-1833 годах для Грузии на Тифлисском монетном дворе;

– неоценимым подспорьем в деле установления подлинности сибирских монет было бы обнаружение в составе “колыванской” меди, из которой эти монеты должны были изготавливаться, золота и серебра (в определенных количествах); отсутствие в меди таких примесей однозначно свидетельствует о том, что обследованная монета является либо новоделом, либо фальшивкой (исключение составляют лишь чрезвычайно редкие “образцовые” сибирские монеты 1763-1764 годов, отчеканенные из обычной меди на Петербургском монетном дворе); однако, необходимые исследования провести путем гидростатического взвешивания монеты невозможно хотя бы потому, что серебристо-золотистая медь подлинных сибирских монет представляет собой трехкомпонентный сплав.

Источник

Интересные факты и лайфхаки