Проверка веса на таможне

Содержание
  1. Проверка веса на таможне
  2. Весогабаритный контроль. Новые правила, о которых должны знать перевозчики 10:15, 21 января 2021 Версия для печати
  3. Новый порядок весогабаритного контроля (вступил в силу 1 января 2021 года)
  4. Изменения в ФЗ «Об автомобильных дорогах…» (вступили в силу 17 января 2021 года)
  5. Новые штрафы и порядок их оформления (могут вступить в силу в 2021 году)
  6. Новые правила проезда через пункты весогабаритного контроля (могут вступить в силу в 2021 году)
  7. Пунктов весогабаритного контроля станет больше
  8. Мнение перевозчиков о весовом контроле
  9. Таможенные проверки на дороге
  10. Весы на таможне и головная боль грузоотправителя
  11. Каковы последствия введенных Государственным таможенным комитетом (ГТК) РФ ограничений? Этот вопрос обсуждался на нескольких встречах Уральского союза лесопромышленников, Уральского таможенного управления и региональной таможни. В ходе этих обсуждений выяснилось, что наибольшую задержку в отгрузке лесоматериалов вызвало даже не сокращение постов, а введение весового метода контроля, ничего не дающего государству (платят-то за кубометры). С помощью специалистов кафедры древесиноведения Уральского лесотехнического университета лесопромышленники доказали работникам таможен абсурдность применения весового метода из-за его низкой точности для определения объема погруженных в вагон лесоматериалов, однако они − люди подчиненные и приказ ГТК отменить не могут.
  12. Таможенные стандарты
  13. Немного математики и ГОСТов
  14. Методы определения влажности

Проверка веса на таможне

Алексей Зимин Юрист Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

В начале 2017 года проезжая через МАПП (многосторонние автомобильные пункты пропуска), расположенные в Псковской области, многие перевозчики, к своему удивлению, стали участниками странных событий.

При прибытии транспортного средства (далее — т/с) на границу таможня взвешивает машину с товаром и фиксирует факт перевеса, что влечет за собой срабатывание риска и направление на таможенный досмотр с полной выгрузкой.

Однако по результатам досмотра т/с никаких нарушений, в том числе расхождений по весу товара, таможня не находит.

Более того, в некоторых случаях проводится отдельное взвешивание порожнего транспортного средства, по итогам которого становится очевидно: масса взвешенных по отдельности товара и порожнего т/с не равна массе т/с, взвешенного с товаром.

Возникают вопросы: в чем причина? Неисправные весы при первоначальном взвешивании? И что дальше? Таможня аннулирует решение о досмотре и возместит убытки?

Не стоит ожидать чуда! Ведь таможенники руководствуются не законом сохранения массы, а таможенным законодательством, согласно которому все грузовые операции в рамках таможенного контроля не влекут для таможни расходов.

Что делать перевозчику в данной ситуации и как защитить свой бизнес от произвола?

В первую очередь, необходимо понимать, что избежать таможенного досмотра вряд ли удастся. Защитить свои права, в том числе возместить расходы на досмотр, возможно только путем обращения в прокуратуру или суд. Соответственно, все действия на этапе прохождения МАПП следует совершать с учетом этого, а также с целью минимизации негативных последствий.

Далее поэтапно изложим общие рекомендации, которые помогут вам действовать правильно.

1. Начать следует с тех мер, которые вы можете принять еще до прибытия на таможню, а также в момент взвешивания.

Взвесьте товар либо транспортное средство с товаром при погрузке, либо в пути и имейте с собой соответствующее подтверждение (акт взвешивания).

Какие-то ошибки таможни при взвешивании при должной внимательности может выявить сам водитель. Например, если общую массу т/с таможенник измеряет на весах, предназначенных для определения нагрузки на ось.

2. После выявления перевеса, следует заявить возражения относительно результатов взвешивания, направив их начальнику таможенного поста и в руководящую таможню, указав на ошибки. Приложите к данным возражениям свой акт взвешивания, если он имеется.

Также официально запросите у начальника таможенного поста информацию о том, на каких весах производилось взвешивание, и об их поверке.

Кроме этого водителю, находящемуся на таможенном посту, следует поискать среди коллег «товарищей по несчастью». Возможно, неточные результаты взвешивания носят массовый характер.

Законодательство не дает вам гарантий, что ваши возражения будут рассмотрены достаточно быстро и что вы не получите формальный ответ. Поэтому, если длительный простой на границе не в ваших интересах, рекомендуем вам оперативно предъявить товары к досмотру.

Убедитесь, что понесенные вами расходы на досмотр надлежащим образом подтверждены (договор, счет, платежный документ).

3. При подготовке к обжалованию незаконных действий таможни, вы имеете право обратиться в таможню и/или на таможенный пост (до или после досмотра) с запросом о разъяснении принятых решений.

В частности, вы можете уточнить, на каком основании принято решение о досмотре, при каких обстоятельствах проводилось первоначальное взвешивание, на каких весах, когда они поверялись в последний раз.

Получив ответ на запрос, вы сможете лучше оценить перспективы обжалования и правильно сформулировать свои требования.

4. Если по факту проведенного досмотра не будет установлено нарушений таможенных правил и расхождений в сведениях о весе перемещаемых товаров, а суммарный вес товара и транспортного средства (взвешенных по отдельности) не совпадет с изначальным весом, остановленным при прибытии, у вас есть достаточные основания обжаловать действия таможни.

Подать заявление о признании незаконными действий таможни вы можете в вышестоящую таможню, в транспортную прокуратуру либо в суд.

Если в ходе рассмотрения жалобы будет выявлено нарушение процедуры взвешивания, отсутствие действительной поверки весов, их неисправность либо иные нарушения, то вы сможете требовать с таможни возмещения расходов на досмотр.

Таким образом, правильные и своевременные действия помогут вам защитить свои финансовые интересы и окажут правильное профилактическое воздействие на таможню.

Более подробно о выполнении международных перевозок с учетом последних изменений законодательства России, Вы сможете узнать на наших мастер-классах в конце марта этого года.

Алексей Зимин
Юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ

Источник

Весогабаритный контроль. Новые правила, о которых должны знать перевозчики 10:15, 21 января 2021 Версия для печати

Система весогабаритного контроля транспортных средств действует на российских дорогах уже давно. В 2021 году её ждут существенные изменения.

Весогабаритный контроль транспортных средств проводится для сохранения дорожного полотна. Для владельцев и водителей грузовых автомобилей весовой контроль – тема наболевшая. Страдают от него даже добросовестные перевозчики, которые не перегружают свой транспорт, потому что оборудование для весового контроля нередко работает со сбоями. Из-за этого владельцы транспорта получают несправедливые штрафы, которые очень непросто обжаловать, а размеры этих штрафов весьма велики.

В 2021 году вступил в силу новый приказ Минтранса, который изменит порядок весогабаритного контроля. Кроме того, изменятся правила проезда через АПВГК, а штрафы за перегруз могут стать фиксированными, избавившись от так называемой «вилки».

Новый порядок весогабаритного контроля (вступил в силу 1 января 2021 года)

Новации, содержащиеся в приказе Минтранса №348, должны сделать систему весогабаритного контроля более объективной и избавить перевозчиков от опасности получения несправедливого штрафа. Перечислим их:

Есть и еще одна новация, которую перевозчики восприняли неоднозначно. С 1 января минимальное расстояние между АПВГК и объектами, которые могут сказаться на скорости транспортного средства (нерегулируемые перекрестки, расширения и сужения дорог, объекты придорожного сервиса, разгонные полосы и т.п.) сократилось с 250 до 100 метров. Изначально это расстояние было заложено для того, чтобы большегрузы, проезжая через весы, двигались равномерно, без сильного ускорения или торможения. По каким причинам его решили сократить, неизвестно.

Читайте также:  Сколько калорий в красной груши

Изменения в ФЗ «Об автомобильных дорогах…» (вступили в силу 17 января 2021 года)

В январе вступили в силу изменения в Федеральном законе, регламентирующем работу пунктов весогабаритного контроля. На сегодняшний день этот закон предусматривает всего два вида пунктов, на которых производится взвешивание и измерение транспортных средств: стационарные и передвижные. Поправки добавили к ним автоматические пункты контроля. Их вынесение в отдельную категорию облегчит законодательное регулирование работы АПВГК.

Поправки также регламентируют процедуру взвешивания и устранения перегруза и вводят следующие правила:

Новые штрафы и порядок их оформления (могут вступить в силу в 2021 году)

1 января должна была вступить в силу новая редакция КоАП. В ней изменен порядок вынесения штрафов за весогабаритные нарушения. Но по каким-то причинам (по официальной версии из-за пандемии коронавируса) в указанный срок новую редакцию Кодекса не утвердили.

В Совете Федерации утверждают, что новая редакция КоАП может быть рассмотрена и принята осенью текущего года.

Если эта редакция будет принята в нынешнем виде, то автоматические системы весогабаритного контроля больше не смогут выносить штрафы за минимальные нарушения:

Таким образом, законотворцы страхуют перевозчиков от несправедливых штрафов, чаще всего выписывающихся из-за незначительного перегруза, зафиксированного в результате неправильной калибровки оборудования или нарушений, допущенных при его установке. По мнению координатора ассоциации «Дальнобойщик» Валерия Войтко, это нововведение позволит перевозчикам избежать 95% штрафов, приходящих из-за сбоев техники.

Сами штрафы, однако, останутся высокими. Они составят

Штрафы будут взыматься не с водителей или должностных лиц, а с собственников транспортных средств. Исчезнут и привычные «вилки» штрафов, их суммы станут фиксированными. Выносить штрафы за перегруз и нарушение габаритных параметров будет Ространснадзор.

Новые правила проезда через пункты весогабаритного контроля (могут вступить в силу в 2021 году)

Еще один законопроект, разработанный Минтрансом, регламентирует правила дорожного движения для водителей грузовиков, проезжающих по территории, на которой расположен АПВГК. В соответствии с его положениями, в зоне «умных весов» для большегрузных транспортных средств будет запрещена остановка и разворот, а также использование фар-прожекторов и фар-искателей. Перед рамками контроля будут установлены соответствующие дорожные знаки, предупреждающие об этом водителей.

Кроме того, законопроект запрещает применять какие-либо приборы или материалы, препятствующие фотофиксации номерных знаков. Известно, что водители нередко используют такие хитрости, чтобы безнаказанно ездить с перегрузом.

Пунктов весогабаритного контроля станет больше

Системы автоматического весового контроля действуют во многих регионах России: их количество перевалило за сотню. Однако в будущем их может стать гораздо больше. В январе 2020 года пресс-служба Минтранса сообщила, что к 2024 году только на региональных дорогах будет развернуто без малого 400 АПВГК.

По данным ведомства, для эффективного контроля за весом большегрузов пункты необходимо устанавливать через каждые 100-150 километров трассы.

Весогабаритному контролю уделено внимание правительства: новые АПВГК строятся в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», поэтому прогнозы Минтранса, по всей видимости, претворятся в жизнь.

Власти регионов не отстают от «федералов» и планируют к 2024 году установить 366 АПВГК на региональных автодорогах. Вопрос о концессионере в данном случае не стоит: субъекты выбирают подрядчиков самостоятельно, поэтому АПВГК на дорогах местного значения строятся активнее, чем на федеральных трассах.

И хотя конкретные цифры назвать сложно, ясно одно: в 2021 году в России появятся десятки новых автоматических пунктов весогабаритного контроля.

Мнение перевозчиков о весовом контроле

Зачем взвешивать грузовики? Власти утверждают, что именно большегрузные автомобили наносят наибольший вред дорожному полотну. Многие перевозчики с ними не согласны. Некоторые отмечают, что колея, как правило, образуется в левой полосе многополосной дороги, по которой грузовики обычно не ездят. Другие указывают на отсутствие исследований, результаты которых подтверждают, что грузовики действительно являются главными разрушителями асфальтовых дорог. Третьи упирают на качество дорог в России: дескать, строить нужно нормально, тогда и ремонтировать придётся реже.

Стоит, однако, отметить, что наказания за перегруз – практика международная. Грузовики взвешивают практически во всех странах мира, а нарушителям выписывают штрафы. К примеру, в США в июле 2017 года транспортной компании, перевозившей тяжеловесный груз и не получившей предварительно разрешения у властей, выписали штраф в 57 тысяч долларов. В Европе штрафы ощутимо меньше: в Германии они исчисляются несколькими сотнями евро. Размеры санкций разнятся от государства к государству, но за весом грузовиков следят практически везде.

По мнению перевозчиков, власти субъектов федерации нередко рассматривают АПВГК не как средство для сохранения дорог, а как инструмент для пополнения региональных бюджетов.

Если это действительно так, то инструмент можно назвать эффективным, ведь штрафы за перегруз весьма велики.

Есть и еще один фактор, который необходимо учитывать, чтобы понять возмущение перевозчиков весовым контролем – это коррупция. Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин однажды заявил, что в нашей стране весогабаритный контроль превратился в «бизнес, построенный на взятках». Дальнобойщики часто рассказывают о взятках, которые у них вымогают на стационарных или передвижных пунктах весового контроля. По их словам, на некоторых постах дело поставлено «на поток», и проезжающие мимо водители заранее знают, сколько нужно заплатить, чтобы не оказаться на весах.

Поэтому перевозчики стараются по возможности избегать постов весового контроля. Известно несколько случаев, когда водители грузовиков прокладывали объездные дороги по прилегающим к трассе полям, чтобы не попасть на весы (последний из них произошел совсем недавно). А в октябре 2020 года в Калмыкии разъяренный дальнобойщик прорвался через пункт весового контроля, едва не сбив его сотрудников: пользователи сети утверждали, что инспекторы требовали от водителя взятку за несуществующий перегруз.

Расширение сети АПВГК может оказаться действенным средством борьбы с коррупцией: беспристрастной технике взятку не дашь. На сегодняшний день перевозчики не доверяют и автоматическим весам, которые зачастую выписывают штрафы несправедливо. Впрочем, откалибровать технику и заставить её взвешивать грузовики с высокой точностью всё же легче, чем отучить недобросовестных водителей и инспекторов «решать вопросы» на обочине.

Источник

Объекты и сроки таможенного контроля

Конечно, главным объектом, на котором сосредоточено максимум внимания со стороны таможни, является сам груз. После того, как импортируемый товар пересекает границу РФ, считается, что он уже находится под таможенным контролем. Данный режим сохраняется до тех пор, пока груз не будет выпущен в свободное обращение (ИМ40), вывезен обратно с территории страны, не будет признан уничтоженным и так далее. Подробнее об условиях завершения действия таможенного контроля можно узнать в ст.14 ТК ЕАЭС. Например, сложные многокомпонентные изделия, ввозимые в разобранном виде отдельными партиями, выходят из-под таможенного контроля после оформления последней составной части и внесения окончательных корректировок в таможенную декларацию.
Для экспорта наблюдение за грузом начинается с момента регистрации декларации на товары и длится до его фактического вывоза из РФ. Пересечение границы подтверждается отметками в CMR.

Вторым важнейшим для таможни объектом контроля являются данные, указанные в декларации и документы, сопровождающие оформление товара. Сюда можно отнести бумаги, касающиеся перевозки груза, сертификаты и декларации соответствия, инвойсы, контракты и прочие документы, подтверждающие стоимость товара, данные, указанные в маркировке ЕАС и так далее.

Читайте также:  Таблетки блокаторы калорий что это

Отметим, что даже после выпуска груза и завершения всех процедур, в течение 3-х лет ФТС может проводить так называемый посттаможенный контроль, например для подтверждения правомерности примененного преференциального режима, или для проверки соблюдения условий использования груза в случае временного ввоза. А указанные выше документы необходимо хранить не менее 5 лет с момента растаможки (ст.320 ТК ЕАЭС).

Кроме того, таможня систематически проверяет деятельность таможенных брокеров, перевозчиков, владельцев СВХ и таможенных складов, а также непосредственно сами помещения и площади, на которых хранится нерастаможенный груз.

Где проходит таможенный контроль

За исключением случаев проверки движущихся по маршруту транспортных средств, а также выездных проверок в организации, все остальные мероприятия, связанные с таможенного контролем, проводятся в так называемых зонах таможенного контроля (ЗТК). Это площадки, действующие на постоянной или временной основе, организованные в соответствие со специальными требованиями (ст. 217 289-ФЗ от 03.08.2018). Они могут располагаться непосредственно на границе, на территории СВХ или в местах стоянки транспортных средств.

В случае необходимости, зона таможенного контроля на время может быть открыта с разрешения начальника таможенного поста по заявлению таможенного представителя или декларанта в необходимом для них месте, с соблюдением всех условий о ее обозначении, разграничении и так далее.

Формы, методы и причины проведения таможенного контроля

Такая форма контроля, как анализ документов, сопровождающих поставку, сопоставление указанных в них данных с поданной к оформлению декларацией, проверка их подлинности и правильности оформления, проводится всегда. Первичный контроль осуществляется на электронном уровне, когда система ФТС анализирует загруженные в личный кабинет декларанта документы в формализованном виде.

На этом этапе возможно срабатывание так называемой системы управления рисками. Мы писали о ней в одной из наших предыдущих статей. Например, если вы перевозите товары, по коду ТН ВЭД попадающие в группу прикрытия (под видом которых часто пытаются провезти запрещенные к импорту изделия), система сигнализирует об этом сотрудникам таможни и назначит дополнительные проверки.

При подтверждении таможенной стоимости инспектором изучается целый пакет документов, начиная от инвойсов и контрактов, заканчивая счетами за перевозку и лицензионные отчисления. Та же система управления рисками, анализируя страну происхождения, торговую марку и код товара, укажет сотрудникам таможни на слишком сильное отклонение в этом показателе. В этом случае импортеру потребуется подтвердить правильность выбранного метода определения таможенной стоимости, или факт того, что товар бывший в употреблении, и именно поэтому поставляется по заниженной цене.

Источник

Таможенные проверки на дороге

Таможенные органы вправе останавливать для проверки грузов и документов на них автомобильные транспортные средства (ТС), в том числе не осуществляющие международные перевозки товаров

Это дает возможность должностным лицам проводить должным образом проверку соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства Российской Федерации.

Возможность останавливать транспортные средства для проверки товаров и документов предоставляет статья 261 нового Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». При этом должностные лица таможенных органов могут действовать как самостоятельно, так и во взаимодействии с сотрудниками органов внутренних дел, ответственными за обеспечение безопасности дорожного движения.

Самостоятельно останавливать ТС таможенники имеют право в зонах таможенного контроля, созданных вдоль Государственной границы РФ. В случае если масса снаряженного ТС составляет 3,5 тонны и более, делать это можно не только в указанных зонах, но и на территории 25 субъектов Российской Федерации. В Северо-Западном федеральном округе в их перечень включены Ленинградская и Псковская области, а также Санкт-Петербург. В иных местах останавливать и проверять автомобильные транспортные средства таможенники могут исключительно при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД.

Согласно новым правилам водитель обязан по требованию уполномоченных должностных лиц остановиться, чтобы предъявить автомобиль и находящиеся в нем товары, а также документы на них для проведения таможенного контроля. В случае остановки ТС вне зоны таможенного контроля время на проверку и фиксацию ее результатов не может превышать два часа.

Если в ходе таможенного контроля будет принято решение о проведении таможенного досмотра, а также в случае возбуждения дела об административном правонарушении (АП) с вручением копии соответствующего решения или протокола перевозчику либо лицу, управляющему автомобилем, такое ТС может быть принудительно помещено на территорию склада временного хранения (СВХ) или в иное место, являющееся постоянной зоной таможенного контроля, на время, необходимое для разгрузки. Исключением являются случаи, если ТС подлежит изъятию или аресту в соответствии с законодательством.

По факту остановки автомобиля составляется акт, один экземпляр которого вручают перевозчику. По результатам таможенного контроля в отношении товаров, предусмотренного частью 1 статьи 261, также составляются акты. Это предусмотрено статьями 327 Закона и (или) 328 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) о проведенном таможенном осмотре и (либо) таможенном досмотре.

Данное право реализовано в пункте 2.2.1 Правил дорожного движения, согласно которому водитель ТС, в том числе не осуществляющего международные перевозки товаров, обязан по требованию уполномоченного лица таможенных органов останавливаться и предъявлять транспортное средство, находящиеся в нем товары и документы на них для проведения таможенного контроля в местах, специально обозначенных дорожным знаком 7.14.1.

Ответственность за невыполнение требования должностных лиц об остановке транспортного средства предусмотрена частью 2 статьи 12.25 КоАП. В случае отказа водителя представить товар для проведения таможенного контроля ответственность предусмотрена частью 1 статьи 19.4 КоАП.

Среди прочего данные права были даны таможенным органам для выполнения задач по реализации требований указа Президента РФ от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и постановлений Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 и от 25.06.2015 № 625 в части изъятия запрещенных к ввозу товаров из внутреннего оборота.

В настоящее время на территории Псковской области работа по проведению проверочных мероприятий в рамках статьи 261 Закона ведется на постоянной основе и приносит значительные положительные результаты. Кроме того, в Северо-Западном таможенном управлении создан отдел по контролю за ввозом и оборотом товаров.

Владимир ДАВЫДОВ,
начальник отдела по контролю
за ввозом и оборотом товаров
Службы таможенного контроля
после выпуска товаров СЗТУ,
«Таможенные новости»

Источник

Весы на таможне и головная боль грузоотправителя

Каковы последствия введенных Государственным таможенным комитетом (ГТК) РФ ограничений? Этот вопрос обсуждался на нескольких встречах Уральского союза лесопромышленников, Уральского таможенного управления и региональной таможни. В ходе этих обсуждений выяснилось, что наибольшую задержку в отгрузке лесоматериалов вызвало даже не сокращение постов, а введение весового метода контроля, ничего не дающего государству (платят-то за кубометры). С помощью специалистов кафедры древесиноведения Уральского лесотехнического университета лесопромышленники доказали работникам таможен абсурдность применения весового метода из-за его низкой точности для определения объема погруженных в вагон лесоматериалов, однако они − люди подчиненные и приказ ГТК отменить не могут.

Министерство путей сообщения (МПС) России, являясь федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, определяет условия грузоотправителям. К примеру, телеграмма МПС России № Д-9948 от 04.09.2000 года: «… Провести на всех лесопогрузочных станциях массовые проверки достоверности указания массы лесо- и пиломатериалов в перевозочных документах как при перевозках на экспорт, так и во внутреннем сообщении…» Действительно, по правилам ст. 26 УЖД РФБ при предъявлении грузов к перевозке грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу. Согласно ст. 27 УЖД РФ перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, указанных грузоотправителем в транспортных железнодорожных накладных.

Читайте также:  Чем заменить шоколад в рационе

Таможенные стандарты

Грузоотправитель чаще всего не имеет технической возможности определить массу груза напрямую, то есть путем взвешивания, поэтому масса груза определяется в соответствии с требованиями, выставляемыми МПС (приложение к телеграмме МПС России от 25.09.2000 года № Е-10741 «Учет лесоматериалов весовым способом»). При этом проверка массы груза органами МПС выявляет занижение массы груза. Вопрос: связано ли занижение массы груза с неточным указанием объемов грузоотправителем или же различие результатов связано с тем, что используемый для пересчета коэффициент перевода (плотности) не соответствует фактическому?

Главной таможенной лабораторией по указанию Государственного таможенного комитета разработан стандарт ГТЛ «Рекомендации по определению объема и оценки качества экспортируемых круглых лесоматериалов» для методического применения таможнями. В п. 3 этих рекомендаций указаны три метода измерения:

«…3.1. Геометрический метод
Применяется как основной метод при определении объема круглых лесоматериалов в складочной мере в соответствии с ГОСТ 2292−88.
Заключается он в определении складочного объема штабеля как произведения результатов трех его измерений: ширины, высоты и длины. Объем лесоматериалов в штабеле определяется произведением складочного объема штабеля и переводного коэффициента (коэффициента полнодревесности).

3.2. Методы поштучного измерения
Применяются при определении объема круглых лесоматериалов в соответствии с ОСТ 13-303-92.
Заключаются в определении объема бревна как произведения результатов измерения его диаметра, длины и вычисления объема по принятой модели бревна (формуле).

3.3. Весовой метод измерения
Заключается в определении массы лесоматериалов как разницы между массой брутто и массой тары (вагона, автомобиля) или по изменению осадки судна и ее деления на соответствующий коэффициент плотности.
Учитывая отсутствие в достаточной мере необходимых технических средств измерения массы, возможны существенные погрешности при применении весового метода ввиду сложности учета всех влияющих на изменение массы в реальных условиях факторов (природных и производственных условий). Данный метод при определении объема круглых лесоматериалов как при экспертных исследованиях, так и при осуществлении таможенного контроля не применяется.

3.4. Применение геометрического метода определения объема круглых лесоматериалов, погруженных в вагоны и на автомобили, и оценка их качества осуществляются в соответствии с положениями ОСТ 13-43-79…».

Немного математики и ГОСТов

Во втором случае нормативной базой служат ГОСТ 2292−88 «Лесоматериалы круглые. Маркировка, сортировка, транспортирование, методы измерения и приемки» и ОСТ 13-303-92 «Лесоматериалы круглые. Методы поштучного измерения объема». При использовании геометрических методов − ГОСТ 2292−88 «Лесоматериалы круглые. Маркировка, сортировка, транспортирование, методы измерения и приемки» и ОСТ 13-43-79 «Лесоматериалы круглые. Геометрический метод определения объема и оценки качества лесоматериалов, погруженных в вагоны и на автомобили».

Значения коэффициента могут быть определены экспериментальным путем (весьма трудоемким и не всегда возможным) или согласно приложению к телеграмме МПС России № Е-10741 и указаниям Государственного таможенного комитета от 21.01.1994 года № 01−13 / 723 «Порядок таможенного контроля круглых лесоматериалов» (приложение № 2). Но и в этом случае основным фактором, влияющим на коэффициент плотности древесины, является влажность лесоматериалов, которая даже в одной партии сортиментов может сильно изменяться.

Расхождение результатов с данными других товаросопроводительных документов не должно превышать 5%. При этом изменение влажности древесины только на 10%, например для сосны, может дать ошибку в 5…7%.

Методы определения влажности

Измерение влажности круглых лесоматериалов должно производиться в соответствии с ГОСТ 17231−78 «Лесоматериалы круглые. Методы определения влажности». Стандарт распространяется на круглые и колотые лесоматериалы и устанавливает методы сушильно-весового определения влажности. В соответствии с требованиями этого стандарта из лесоматериала выпиливают образец в виде поперечного среза длиной вдоль волокон 10−15 мм на расстоянии от торца не менее 5 толщин. Из круглого лесоматериала выпиливают один, а из колотого − два образца, расположенные рядом. Из лесоматериала длиной менее 10 толщин выпиливают образец посередине. Количество отобранных образцов должно быть четным, причем сумма длин четных и нечетных образцов по отдельности должна быть не менее 200 мм. Для лесоматериалов, имеющих ядро, сумма длин заболонной и ядровой частей по отдельности для четных и нечетных образцов должна быть не менее 200 мм. Метод требует наличия весов с погрешностью взвешивания не более 0,01 г и сушильный шкаф, обеспечивающий постоянную температуру (103 ± 2) °С, а также экси¬катор с гигроскопическим веществом. Метод отличается продолжительностью процедур (min 6…8 часов).

Измерение влажности пиломатериалов должно производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 16588−91 «Пилопродукция и деревянные детали. Методы определения влажности». Стандарт распространяется на пилопродукцию и деревянные детали хвойных и лиственных пород и устанавливает три метода определения влажности пилопродукции или деталей: рабочий − с использованием электровлагомера, контрольный и ускоренный сушильно-весовой.

Рабочий метод с использованием электровлагомера применяют для пилопродукции и деталей с влажностью от 7 до 28%. Метод не требует вырезки образцов и не распространяется на определение влажности мерзлой или подвергшейся глубокой пропитке пилопродукции и деталей.

Контрольный сушильно-весовой метод применяют при любой влажности пилопродукции и деталей, а также при решении спорных вопросов и при отсутствии влагомера. Метод требует вырезки образцов. Ускоренный сушильно-весовой метод применяют при необходимости оперативного контроля влажности пилопродукции и деталей и при отсутствии влагомера.

Последние два метода требуют вырезки образцов и наличия сушильного шкафа, обеспечивающего температуру высушивания (103 ± 2) °С и (120 ± 2) °С, а также весов с погрешностью взвешивания не более 0,1 г и отличаются продолжительностью процедур (min 6…8 часов).

Массовые замеры влажности отдельных сортиментов приводят к увеличению трудоемкости и значительным затратам времени.

Весовые характеристики экспортируемых материалов могут быть получены расчетным путем для известной влажности, плотности и объема древесины при использовании известных аналитических выражений.

Все сказанное выше позволяет сделать следующий вывод: использование весового метода с получением достоверных результатов по объему лесоматериалов возможно только при условии определения реальной влажности древесины. Также весовой метод определения объема лесоматериалов наиболее трудоемок из-за необходимости определения влажности лесоматериалов при его использовании, он требует продолжительного времени, использования дополнительного оборудования − сушильных шкафов, весов и пр. И самое главное, весовой метод не гарантирует сходимости результатов с товаросопроводительными документами и, как следствие, не может быть широко использован при их таможенном декларировании и учете массы грузоотправителем, который не имеет возможности установить массу груза прямым взвешиванием в пункте погрузки.

Елена ШВАММ,
доцент кафедры древесиноведения
и специальной обработки древесины
Уральского лесотехнического университета


Сергей Алексеевич Галактионов, генеральный директор ООО «Акамацу»:

– Нам кажется, что тема об экспорте круглого леса из России уже не является актуальной. С введением с 1 января 2009 года вывозных таможенных пошлин в размере от 40 до 80 % от таможенной стоимости товара ставится точка на экспорте круглого леса из России. В этом есть и минусы, и плюсы, но здесь хотя бы понятна политика нашего государства.

Яков Вениаминович Круглов, коммерческий директор ООО «Шервуд»:

Источник

Интересные факты и лайфхаки