Запиши на отдельном листе сказку о животных растениях

4 класс. Окружающий мир. Плешаков, Новицкая. Рабочая тетрадь. Часть 1. Страницы 58, 59

Ответы к страницам 58 и 59

Мы — дети родной земли

1. По описанию карельской игры «Гуризех» («Отбивалы») нарисуйте её схему.
В сухую погоду весной, летом, ранней осенью играют 7—8 человек. Каждому игроку нужна палка длиной 60—70 сантиметров, а водящему — теннисный мяч. На ровной площадке каждый игрок (кроме водящего) чертит вокруг себя небольшой круг. Расстояние от круга до водящего в центре — 5—6 метров. Водящий бросает мяч кому-нибудь из игроков. А тот отбивает мяч палкой, не допуская, чтобы мяч коснулся его тела (осалил его). Следующий бросок водящий делает с того места, где поднимет отбитый мяч. Осаленный водящим меняется с ним ролями. Игрок может отбить палкой упавший около его круга мяч, допрыгав до него на одной ноге; может вставать в круг к соседу. За кругом игрок может передвигаться только прыжками на одной ноге. Водящий не имеет права входить в круг.

Поиграйте вместе с друзьями. Подумайте и расскажите, какие качества развивает эта карельская игра.
Эта игра развивает внимательность и реакцию, чтобы попасть палкой летящему мячу. Так же эта игра вырабатывает такие умения как скорость, выносливость, силу.

2. Прочитайте пословицы коми и удмуртов. Подберите к ним подходящие по смыслу пословицы народов вашего края. Запишите их.
Прежде сам себе помоги, а потом от товарища помощь принимай.
Кто друг другу помогает, тот врага одолевает.

Личная выгода — что роса на траве, братская выгода — что небо высокое.
Если дружба велика, будет Родина крепка.

В красивом бору и сосны красивы
Где сосна взросла, там она и красна.

Чему учат эти пословицы? Запишите.
Помогать друзьям и близким людям, уважать дружбу, любить Родину.

3. Запиши на отдельном листе сказку о животных, растениях или народное предание о происхождении названия природного объекта твоего края (по выбору). Используй сведения из дополнительной литературы или Интернета.
Оформи свою работу.
Как в тексте сказки или предания отразились знания народа о мире живой и неживой природы родного края? Ответь устно.
Вместе с другими ребятами в классе устройте выставку ваших работ. Выберите лучшие из них и разыграйте по ним сценки.

Иван-чай

В одной русской деревне жил парень Иван. Очень любил он малиновые рубахи, бывало наденет рубаху, выйдет на околицу и ходит вдоль опушки леса, гуляет. Жители села увидев яркий красный цвет среди зелени говорили: «Да это Иван, чай, ходит». Так привыкли к этому, что даже не заметили как Ивана в селе не стало и стали говорить на появившиеся внезапно у околицы малиновые цветы «Да это Иван, чай!»

Источник

Окружающий мир 4 класс

1. По описанию карельской игры “Гуризех” (“Отбивалы”) нарисуй её схему.

Поиграйте вместе с друзьями. Подумайте и расскажите, какие качества развивает эта карельская игра.

2. Прочитайте пословицы коми и удмуртов. Подберите к ним подходящие по смыслу пословицы народов вашего края. Запиши их

Прежде сам себе помоги, а потом от товарища помощь принимай.
Бог-то бог, да и сам не будь плох
На товарища надейся и сам его выручай.
Не бойся утруждать себя, бойся забыть о помощи другим
На Бога надейся, а сам не плошай
Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.

В красивом бору и сосны красивые.
Какова пашня – таково и брашно (пища).
Каков сад, таковы и яблоки.
Каковы сами, таковы и сани.
Какая матка, такое и дитятко.
Каков хозяин, таков и дом.
Какие коренья, такие и отростки.
Какие корешки, такие и ветки, какие родители, такие и детки.

Чему учат эти пословицы? Запишите.

Эти пословицы учат дружбе, они говорят о том, что нужно думать не только о себе и своей выгоде, нужно помогать людям, которые рядом с тобой. Человека делает окружение, вместе легче преодолеть все трудности и радоваться веселее.

3. Запиши на отдельном листе сказку о животных, растениях или народное предание о происхождении названия природного объекта твоего края ( по выбору). Используй сведения из дополнительной литературы или Интернета.

Сказка о растении твоего края: подорожник

Давным-давно жил-был лесник с маленькой дочкой. Жили они дружно, никогда не скучали. Но однажды весной пришла в их дом беда. На ту пору у лесника много работы было. С утра до позднего вечера пропадал он в лесу. Весеннее тепло обманчивое. Солнце пригреет — жарко, а разденешься — тут холодом и прихватит.
Простудился лесник и расхворался не на шутку. В жару мечется, кашлем заходится. Маленькая дочка с ног сбилась, за отцом ухаживая, а болезнь не отпускает, и совета спросить не у кого. До ближайшего села дня три идти, а по весенней хляби и за неделю не доберешься. Села девочка на крылечко, пригорюнилась. А на плетне ворон сидел. Посмотрел на нее и спрашивает:
— Из-за чего плачешь?

Поведала ему девчоночка о своем горе, задумался ворон и говорит:
— Хорошему человеку надо помочь. Есть лекарство для твоего отца. В самой чаще дремучего леса живет старуха-вековуха. Есть у нее колодец с водицей — не простой, целебной. Только добраться до нее не просто. Хитра старуха, дорожки умело запутывает.

Страшно идти в чащобу, а делать нечего. Отправилась лесникова дочка за целебной водицей. Дошла до развилки: одна дорожка прямая, чистая, а другая бурьяном да колючками поросла. Подумала, подумала девочка и выбрала тропку, что похуже. Коли вековуха свой дом прячет, то вряд ли к нему прямая тропка приведет. Долго ли, коротко ли шла маленькая путница, руки о колючки изодрала, ноги о коряги сбила, а все же добралась до избушки. Постучала в дверь, выглянула ведьма: лицо сморчком, нос крючком. Поклонилась ей девочка.

— Здравствуй, бабушка. Пришла я к тебе с просьбой. Сказывают, есть у тебя колодец с целебной водицей. Не дашь ли мне чуточку для моего отца?

“Экая шустрая девчонка, избушку нашла, в лесу не заплутала, руки-ноги изранила, а не жалуется”, — удивилась ведьма и говорит:
— Водицы-то дать можно, только сначала службу сослужи. Избу прибери, шерсти напряди да обед приготовь.
Девочка ростом мала, а к работе приучена. Все у нее в руках спорится. В миг в доме прибрала, опару поставила, а пока тесто подходило, шерсти напряла. Поглядела вековуха, как ловко гостья с хозяйством управляется, и задумала ее у себя оставить. Между тем девочка дела закончила и спрашивает:
— Дашь ли теперь мне водицы целебной?

Ведьма и рада бы отказать, а не может: если человек три задания выполнил, просьбу его надо исполнить, иначе колдовство уйдет и превратится водица из волшебной в простую.
— Так и быть, бери, — отвечает вековуха. — Только, чур, уговор. Если ты в другой раз ко мне за водицей придешь, то, не обессудь, останешься у меня жить.
А сама девочке кувшин протягивает. С виду хороший, крепкий, но в донышке у него трещинка неприметная.
Обрадовалась девочка, старуху поблагодарила, кувшин наполнила и побежала домой. Бежит со всех ног и не видит, что вода по капле из кувшина вытекает. Спохватилась, когда кувшин наполовину опустел.

“Видно, расплескала по дороге”, — огорчилась девочка. Замедлила шаг. Осторожно ношу несет, а вода все убывает. Пока добралась до опушки, где их избушка стоит, — и донышко стало видно. Только тут девочка заметила, что кувшин худой. Заплакала бедняжка горючими слезами, на землю без сил опустилась и видит: где последняя капля упала, выросла трава с листьями круглыми, блестящими, темно-зелеными. Оглянулась, а трава эта вдоль всей дорожки поднялась.

“Может, к ним сила живой воды перешла?” — подумала девочка. Сорвала она листок, приложила к израненной руке, боль и прошла.
Обрадовалась девочка, что не надо ей к ведьме возвращаться. Стала она отца отваром из целебных листьев поить. Лесник и поправился. Зажили они по-прежнему. А травой этой с тех пор кашель лечат, раны заживляют. Растет она всегда вдоль дорожек и тропинок. Так ее и зовут — подорожник.

Сказка о растении твоего края: календула или ноготки

В некотором царстве жила-была хозяюшка, да такая чистюля: все у нее в доме блестело. Как-то раз в хмурый дождливый день сидела она возле печки, пряла и вдруг слышит, что за дверью скребется. Открыла хозяйка дверь, а на пороге рыжий кот сидит, тощий, облезлый, от дождя мокрый. Не успела она и глазом моргнуть, как тот в сени проскочил.
— Брысь! Не хватало мне грязи в доме! — закричала женщина.
А кот словно не слышал. Уселся в уголок, лапку вылизывает, за ухом трёт и мурлычет:
— Мур-муррр, кошка в дом — счастье в нем. Моюсь чисто-чисто, а в пасмур-мурный день от меня солнечно.

Засмеялась хозяйка и оставила Мурлыку. Стал кот жить-поживать. Блюдечко молока выпьет и умывается, чтобы показать, какой он чистюля. Отъелся, раздобрел, шерсть заблестела, бока округлились. Все бы хорошо, только однажды хозяйка на столе мясо оставила. Потерял тут Мурлыка покой. Час кругами ходил, облизывался, два ходил, а потом не утерпел да и стянул кусочек. Заметила хозяйка пропажу, рассердилась.

— Ах ты, дармоед! Никакой от тебя пользы. Целыми днями спишь да еще и со стола воруешь!
Видит Мурлыка, плохо дело. Подскочил к хозяйке, о ноги трется и мурлычет:
— Не дармоед я, мур-мурр. Я хворь от дома отгоняю, людей успокаиваю.

Не удержалась хозяйка, погладила его по спинке, и злость тотчас как рукой сняло.
Стал кот, как прежде, жить-поживать. Только однажды зачесались у него когти, он возьми да и почеши их о коврик, что на стене висел. Увидела хозяйка, что ковер разодран, в сердцах схватила кота и вышвырнула вон.

На улице зима, метель метет. Хоть и мяукал кот, просился обратно, хозяйка делами занялась и про него забыла.
Недаром говорят: “Прогонишь кота — беда в ворота”. Захворала хозяйка. Стала чахнуть день ото дня. Зимние дни короткие, на солнце скупые. Хмуро в доме, невесело. Хозяйка вздыхает:
— Мурлыку я прогнала, а хворь впустила.

Отлютовали февральские морозы. В воздухе весной запахло. Все живое духом воспрянуло, только больная весне не рада. Пуще прежнего ее недуг одолел. Иной раз нет сил печь истопить. Холодно в доме, неуютно. Вспомнила она Мурлыку, как он, бывало, в ноги ляжет, своим теплом греет и песенку поет, и заплакала.
— Не Мурлыку я прогнала из дома, а солнышко.

И приснился ей сон, будто кот вернулся, о ноги трется и мурлычет: “Собери коготки, что я сточил, да посей их под окошком”.
Проснулась она поутру и решила сделать, как Мурлыка велел.
Настало лето. Хозяйка как-то глянула в окошко и обомлела. В том месте, где вскопала грядку, выросли душистые цветы, да такие яркие, что даже в пасмурный день казалось, что под окном солнце светит.

— Это мне Мурлыка солнышко послал, — улыбнулась женщина.
А ночью ей опять приснился кот. “Собери, — говорит, — цветы, высуши, потом завари и настойку ту пей, хворь и отступит”.
Так она и сделала. И вскоре на лице румянец заиграл, силы вернулись, стала работа спориться в ее руках, как прежде. В доме снова воцарилась чистота. А через какое-то время приблудился к дому маленький серый котенок, и зажили они дружно и весело. Ведь каждый знает: кошка в дом — счастье в нем.

С тех пор чудодейственные цветы многим помогли. У кого желудок болит, тот их вместо чая заваривает, у кого ангина — горло полощет, а кто поранился — настойкой рану промывает. Ученые дали этим цветам звучное название “календула”. Но мы-то знаем, что это “ноготки”. Недаром в народе их так и зовут.

Оформи свою работу.
Как в тексте сказки или предания отразились знания народа о мире живой и неживой природы родного края? Ответь устно.
Вместе с другими ребятами в классе устройте выставку ваших работ. Выберите лучшие из них и разыграйте по ним сценки.

Источник

Сказки о животных, растениях и народные предания о происхождении названия природного объекта

Придания о происхождении названия природного объекта

Камчатка

Это полуостров на северо-востоке азиатской части РФ. Камчатка омывается Тихим океаном, Охотским и Беринговым морями. Одним из преданий о происхождении названия полуострова является сказка о корякском богатыре или хитреце Хончате, победившем или обманувшем врагов. Существует также топонимический миф, персонифицирующий названия: легенда о влюбленных, бросившихся с крутой сопки, – сыне горного хребта (ручей Кам) и дочери вулкана (речка Чатка).

Ольхон

Ольхон – большой остров на озере Байкал, покрытый таежными лесами и степями. Существует версия, что его название имеет бурятские корни, так как по-бурятски «ольхон» значит «сухой». Если это так, название дано совершенно справедливо – ведь на острове выпадает небольшое количество осадков и постоянно дуют иссушающие ветры.
Есть еще бурятская легенда, из которой следует, что жил когда-то на нем молодой парень по прозвищу Ольхон, был он пастухом. Когда Чингисхан собрался в поход на Китай, решил Ольхон попытать счастья в его войске нукером. И вот, когда повоевали монголы Китай, взял он много «ясыря» и решил вернуться на родину и жениться на хорошей девушке – деньги на выкуп невесты теперь у него есть. Вернулся Ольхон к себе в улус, выбрал девушку – и все вроде бы хорошо, да вот загвоздка: родители девушки были против. А она крепко полюбилась Ольхону и со своей стороны отвечала ему взаимностью. Что делать влюбленным? И решили они вместе сбежать на рассвете – на тот остров, на котором жил Ольхон с детства.
Пришел Ольхон в назначенное время к юрте девушки, вышла она незаметно, и побежали они к берегу – там их ждал челн. Сели они в него и поплыли, но тут отец девушки и ее братья проснулись и кинулись вдогонку. Влюбленные еще не успели далеко уплыть, а родичи девушки уже до берега добежали. Увидел отец, что не догнать ему дочь, и в ярости выстрелил им вслед из тугого монгольского лука. Стрела пронзила насквозь сердце юноши – и он умер. А девушка (к тому времени она уже понесла от Ольхона) добралась до острова и там спустя некоторое время родила мальчика-богатыря, который вырос и стал героем бурятского народа. А остров с тех пор называют Ольхоном, по имени его отца.

Шикотан

На территории России, а именно в Сахалинской области расположен один из самых крупных островов – Шикотан.
Существует множество красивых легенд и сказаний насчет такого необычного названия этого острова. Вот одно из сказаний, сохранившееся до наших дней. Когда первые люди заселили остров и только начали жить, возникло немало споров о том, как назвать его. Была среди них одна молодая женщина, которая должна была вот-вот родить. И тогда старейшины решили: «Назовем этот остров по имени первого ребенка, рожденного на нем». Женщина родила девочку и назвала ее Шикотан. В этот же день остров получил это же имя. С тех пор он называется Шикотан.

Гора Бештау

Бештау – одна из гор Кавказского хребта. Она не принадлежит к числу высоких гор и даже на Кавказе есть много гораздо более высоких пиков. Однако, несмотря на свою «низкорослость», Бештау довольно известна на Кавказе. Такая ее популярность связана с легендой о происхождении этой горы. Кавказцы верят, что Бештау – это окаменевшая девушка, дочь Эльбруса, стоящего рядом с ней. Даже название «Бештау» в переводе с тюркского значит «младшая».
Старая легенда гласит, что много лет назад Бештау была младшей дочерью грозного и могущественного царя Эльбруса. Однажды, когда Бештау была еще маленькой, она, гуляя по лесу, встретила старую женщину, несшую огромную вязанку хвороста. Бештау помогла старушке донести хворост до дома – и та подарила ей маленький мешочек, наполненный солью, наказав беречь его как зеницу ока.
С тех пор прошло много лет. И вот однажды царь позвал своих дочерей к себе и спросил у них, насколько сильно они его любят. «Я люблю тебя, как золото!», – сказала старшая дочь, и царь с одобрением кивнул головой. «Я люблю тебя, как драгоценности», – сказала средняя, и царь опять остался доволен. «А я люблю тебя, как соль, отец», – сказала Бештау, и разгневавшийся царь выгнал из дома дочь, которая так мало ценила его.
Долго скиталась по свету Бештау, пока не узнала, что на ее родине свирепствует страшная болезнь, от которой может спасти только волшебная соль. Тогда вспомнила Бештау про мешочек и вернулась в свою страну. Она вылечила много людей, не делая различия между бедными и богатыми. Через несколько дней она узнала, что ее отец заболел, а сестры не стали ухаживать за ним и уехали. В мешочке Бештау оставалась последняя щепотка соли и, хотя она сама заразилась этой болезнью, она отдала эту соль своему отцу. Вскоре Бештау умерла – и сразу же после смерти превратилась в огромную гору. А когда царь Эльбрус пришел в себя и узнал о случившемся, от горя он буквально окаменел рядом с дочерью.

Читайте также:  Животные пустынь средней азии

Лысая гора

В России название «Лысая» носят несколько гор в разных регионах страны и в разных горных цепях. Та Лысая гора, о которой пойдет речь, находится в Жигулевском горном хребте и не отличается большой высотой или известностью. Однако, несмотря на то, что о ней не упоминается ни в одной географической энциклопедии и ее практически невозможно найти на карте, Лысая гора заслужила право быть упомянутой. Все дело в том, что, согласно преданию, именно здесь спрятал свои сокровища легендарный казачий атаман, или разбойник, кому как больше нравится, Стенька Разин.
Золото, драгоценности, деньги, все то, что успел награбить за свою жизнь Стенька, он лично спрятал в одной из пещер на Лысой горе. И теперь вот уже несколько столетий где-то там лежит огромный клад. Многие пытались его найти, но так никому и не удалось. Старожилы объясняют это тем, что при жизни Стенька был колдуном – и заколдовал вход в пещеру, сделав его невидимым. Никому не известно, правдива ли эта легенда или нет, однако на горе иногда находят золотые и серебряные монеты, которые, как говорит легенда, Стенька рассыпал там повсюду, чтобы сбить будущих кладоискателей со следа.
Что касается названия, то, только взглянув на гору, можно сразу понять, откуда оно взялось. Ни на самой горе, ни у ее подножия нет практически никакой растительности, которая была бы выше низкорослой травки. Ученые считают, что причину этого следует искать в подземных водах, протекающих рядом с горой. В них, как это часто бывает, слишком большое содержание тяжелых металлов, например таких, как свинец, которые и губят любую растительность.
Однако люди, чьи предки всегда жили в этих краях, уверены в том, что на горе ничего не растет из-за заклинаний, наложенных Стенькой Разиным на сокровища. Кому верить, ученым или старожилам, каждый решает самостоятельно, но следует всегда помнить, что в любой легенде, даже самой необычной, есть доля правды. И, может быть, не заклинания причина тому, что на горе нет никакой растительности, а что-нибудь другое, но все-таки в народной молве есть крупинка правды, может быть, искаженной за многие столетия, но все же правды.

Урал

Урал – это горная система на границе между Европой и Азией, вытянутая на расстояние более 2 000 км, шириной в 40—150 км. Древняя народная легенда повествует о том, что Уральские горы вышли со дна Аральского моря, Арал созвучно слову Урал.
В незапамятные времена, говорится в легенде, когда люди только-только перестали жить по-звериному и научились объясняться между собой, случилось нечто непонятное и в то же время величественное. На несколько дней солнце скрылось за тучами, вокруг стало так тихо, что слышно было, как пьют из ручья звери и хлопают крыльями в полете птицы. Люди, напуганные и недоумевающие, собрались на берегу моря, за которым в красных облаках скрывалось солнце. Внезапно тучи рассеялись, громадные волны улеглись, и в лучах восходящего солнца из морской пучины возникла каменная громада. Она росла до тех пор, пока не превратилась в стену из нескольких гор. Эта «стена» защитила племена от холодных северных ветров и от иноземных врагов.

Амударья

Амударья протекает в Средней Азии, образуется слиянием двух рек – Панджа и Вахма. Ранее она впадала в Аральское море.
О происхождении названия существует древняя красивая легенда. В одном селе жили со своими родителями две сестры, были они близнецами, похожими как две капли воды. Ту, что была чуть старше, звали Амуда, а младшую Дарья. С детства сестры очень любили друг друга. И вот, когда девушки выросли, случилась с ними неприятная история. Жил в их селе парень, красивый, видный, полюбили его обе сестры всей душой и начали соперничать между собой. Он же, в свою очередь, ничего серьезного к ним не чувствовал, а играл ими обеими, потому что помимо того, что был очень красив, юноша еще был очень высокомерен, зол и неискренен.
А обе сестры были так захвачены своими чувствами, что не замечали этого, и с каждым днем все больше и больше озлоблялись друг на друга, уже не скрывая своей вражды, говорили друг другу злые, жестокие слова.
И вот однажды, когда сестры уже почти возненавидели друг друга, узнали они, что их возлюбленный женится на девушке из богатой, знатной семьи. Поняли тогда они, какого недостойного человека полюбили, поняли также, что друг для друга они единственная поддержка, и помирились, поплакали вместе. Вышли Амуда и Дарья в открытое поле, попросили друг у друга прощения, обернулись в две реки, слились вместе и потекли по полям и равнинам, никогда больше не разлучаясь, а люди дали за это имя реке Амударья. Скорее всего, возникновение легенды связано с тем, что Амударья образована слиянием двух похожих рек.

Анадырь

Относится к крупным рекам Российской Федерации и протекает по северо-восточной части страны.
Некоторые народы связывают название реки с однажды происшедшим на ее берегах событием. Много лет назад в этот отдаленный от центра Руси край по реке приплыл корабль. Все жители собрались на встречу с ним. Жители не знали, счастье или горе несет им этот корабль, и выжидательно смотрели, как он подплывает к ним. Тревожно было у них на сердце, да и корабль был необычный.
Вдруг один из ожидавших понял, что это прибыли чужеземные купцы и привезли им товар, и радостно закричал: «Нам дары!» (что по-чукотски слышится как анадырь). Он был прав, именно купцы прибыли в этот край, и совершенно напрасно тревожились жители, населявшие берега этой реки, так как приехавшие действительно одарили их подарками. В честь их приезда и назвали реку Анадырь – со слов, которые успокоили всех жителей этого края в тот момент.
В дальнейшем река дала это название заливу, полуострову и даже низменности, по которой она протекает. В свою очередь, по названию залива был назван город Анадырь.
В нижней части реки развито рыболовство, которое имеет важное значение для всей страны. Анадырь населяют чукотские племена, для них эта река настоящая кормилица.

Ангара

Ангара находится на юго-востоке Восточной Сибири. Это самый многоводный приток Енисея.
Старая бурятская легенда рассказывает о том, что у старика Байкала была красавица дочь Ангара. Однажды она влюбилась в юношу Енисея и убежала из дома, так как грозный отец воспротивился этой любви. Эта легенда возникла из-за необычного расположения реки.
Название реки связано с тем, что ее воды зеленоватые и прозрачные как стеклышко. Местные народы в глубокой древности сравнивали ее с небом и на местном наречии «ангара» означает – «прозрачная как небо».

Андога

В переводе с древнерусского – «куст». Река протекает по территории Кадуйского района. В прошлом очень бурная река, на которой встречалось множество порогов, в половодье разливающаяся на огромную площадь.
Среди людей, проживающих по берегам реки, ходят легенды о том, откуда появилось ее название. Одна из них – о монахе, который уединился в лесах, находящихся по берегам порожистой реки. Леса андожские в те времена принадлежали князю Шелепанскому. Не понравилось хозяину земель присутствие отшельника, решил изгнать непокорного. Поехал он как-то темной ночью (когда на небе не было видно ни одной звезды) к землянке монаха. С тех пор Шелепанского никто не видел. Говорят, когда на реке поднимается сильный ветер, слышен крик князя. Издают такие звуки (при сильном ветре) молодые деревца ивы. Считается, что князь превратился в маленький кустик ивы и стонет теперь от боли при каждом сильном порыве ветра.
Существует еще одна не менее известная легенда о крестьянке, ребенок которой утонул в бурных потоках Андоги. Мать с тех пор каждый день приходила на берег и роняла свои слезы в потоки реки. Затем она перестала появляться в деревне и исчезла навсегда. Люди говорят, что превратилась крестьянка в куст ивы. И поныне на берегу Андоги можно видеть, как плачет ива, словно несчастная мать, скорбящая по своему утонувшему ребенку.

Байдарата – одна из самых холодных рек России. Большую часть года воды ее скованы льдом. Она течет по материку и впадает в Байдаратскую губу – залив Карского моря между берегом материка и полуостровом Ямал.
Согласно легенде, дух реки Ба однажды рассердился на человека по имени Рат за то, что он непочтительно к нему относился, не делал ему подарков, а наоборот, лишь забирал у реки ее ценности и всегда ругал ее. И холодной он называл ее, и неприветливой, и злой, и некрасивой. И как ни уговаривали его соседи, он стоял на своем: плохая у них река, да и все тут.
Сначала дух реки старался задобрить Рата и давал ему самую лучшую погоду для рыболовства, самую крупную рыбу, заводил его в самые красивые места. Рат всегда и всем оставался недоволен. Тогда вознегодовал Ба и решил отомстить Рату за его неблагодарность. В одну ночь Ба спрятал реку от людей. Негде стало ловить рыбу, негде взять воды, чтобы напиться. Люди поняли, что виноват во всем Рат, и выгнали его из поселка.
Долго ходил Рат по неуютной земле, стал диким. Однажды забрел он в какую-то пещеру, сел на камень и заснул. И приснился ему чудесный сон. Будто пришел к нему сам дух Ба и сказал, что сможет простить ему все, если его простят друзья и знакомые. Рат проснулся и пошел скорее в поселок, чтобы рассказать о необычном сне. Сначала люди не поверили ему и хотели снова прогнать его, но самый старый человек поселка сказал, что если они не простят его, то наверняка ничего не изменится. А если простят, но река все же не появится, то они всегда успеют прогнать его.
Все люди вышли к руслу исчезнувшей реки. Рат громко попросил у всех прощения – и они простили его. Как только произнес слова прощения самый молодой житель поселка, вдали послышался шум воды. Люди повернулись и увидели несущуюся прямо на них воду, а над нею – духа реки Ба. И чтобы никто не забыл эту историю, в название реки включили все имена: духа реки Ба, место, где он прятал реку, – ущелье Дере, дерзкого обидчика Рата. Так получилось у них красивое имя Байдарата.

Баргузин

Река Баргузин течет по территории Восточной Сибири (Бурятия), по Баргузинской долине. Берет свое начало она в высоких отрогах Икатского хребта, а впадает в озеро Байкал.
В Бурятии существует грустная легенда о реке. В горном поселке, который располагался невдалеке от того места, где берет свое начало река, жили отважный юноша и красивая девушка. Они страстно полюбили друг друга, но были очень молоды, и родители воспротивились их желанию быть вместе. И вот решили влюбленные убежать из дома, для того чтобы быть всегда вместе. Но не знали они дороги, а потому решили пойти вдоль реки вниз. Вышли они незаметно ночью из своих домов и побежали вдоль реки, которая у истоков своих была узеньким ручейком. Уже дошли они до того места, где тихий ручей превращался в бурлящую, порожистую горную реку, и вдруг увидели, что нагоняют их родители.
Отважный юноша сказал, что им нужно всего лишь переплыть реку, и они спасены. Он прыгнул в воду, думая, что девушка последует за ним, но она испугалась и осталась на берегу. Он звал ее, уговаривал, а мощное течение увлекало его за собой. К берегу подошли родители, увидели, что юноша в беде и вот-вот утонет, но не смогли ничем помочь. Юноша утонул, а реке было дано скорбящими родителями имя Баргузин.

Белая

Одна из рек с таким названием протекает по территории Бурятии Российской Федерации. Левый приток Ангары.
Народы, населяющие ее, рассказывали ряд легенд и преданий, в некоторой мере объясняющих происхождение названия. Одно из сказаний говорит о том, что когда-то на берегах этой реки жило племя, отличавшееся от других племен необычайным, русым цветом волос. Многие люди из других племен считали, что реку назвали Белой в связи с обычаем омывать головы всех мальчиков племени водами реки на семнадцатый день рождения. Дети этого племени росли здоровыми и счастливыми. Так и появилась в Бурятии река Белая.
Еще одна легенда, дошедшая до наших дней, связана с тем, что в этой реке жили добрые духи, которые приносили счастье всем людям, населяющим берега этой реки с давних времен. По аналогии, в те далекие времена, когда люди верили в потусторонние силы, в тех же краях текла и Черная речка, вод которой боялись. Была ли она на самом деле или же сейчас известна под другим названием, предания умалчивают. До наших дней дошло только название «Белая».

Бирюса

Бирюса – река на юго-западе Восточной Сибири, левая составляющая реки Тасеева.
Существует легенда, повествующая о том, что когда-то на месте, где протекает река, добывали драгоценный камень бирюзу, от названия которого и пошло современное название реки.

Битюг

Битюг является малоизвестным левым притоком Дона и несет свои воды на протяжении 379 км через Тамбовскую и Воронежскую области.
Название связано с легендарным путешествием древнего тюркского племени по реке. Изгнанные со своих родных мест, люди шли через равнину навстречу неизвестности. Кони из последних сил волочили упряжи с имуществом. Дети почернели от голода, жажды и трудного пути и были похожи на маленьких старичков. Люди могли есть лишь траву и каких-нибудь мелких зверюшек, если удавалось их поймать. Найти же воду в незнакомой местности было практически невозможно.
Вдруг однажды вдали в лучах утреннего солнца засеребрилась зеркальная полоса. Люди поняли, что это – вода, длинная полоса воды. Радость и надежда придали им силы, они встали, собрали все, что у них осталось, и как могли быстро пошли на встречу с незнакомой рекой. Река приняла их и дала им и еду, и воду, и защиту. Люди сравнили ее с верблюдом, который может долгое время идти через пустыню, не требуя ни воды, ни еды, но давая им защиту и надежду выжить и дойти до места.

Большая Хета

Существует предание о том, что хетский народ жил на берегах этой реки достаточно обособленно от остального мира. И весьма долго об их существовании вообще никто не знал.
Но однажды кочующие племена спускались вниз по реке и увидели жилища кетов. Кочевники отличались воинственностью и жестокостью. Они нападали на все попадавшиеся на их пути селения, грабили их и убивали жителей. Встретившееся селение показалось им маленьким и убогим. Они решили, что без особого труда завоюют его.
Однако кеты очень быстро собрались, вооружились топорами и кольями и прогнали непрошенных гостей от своих домов. Напуганные кочевники окрестили народ великим, а его реку начали называть как «река больших людей», а короче и удобнее для произношения стало – «Большая Хета».

Большой Юган

Эта река берет свой исток на юге Тюменской области. Ее бассейн практически весь находится на ее территории. Впадает Большой Юган в одну из великих сибирских рек – Енисей.
Название реки состоит из двух слов. Ну, то, что он большой, это понятно любому читателю. Многие реки становятся большими, даже если не являются таковыми на самом деле, просто потому, что есть малые речушки, впадающие в них или несущие свои воды практически параллельно. Они называются малыми или просто имеют одноименное же название. Вот и в этом случае, есть просто Юган и есть Большой Юган. А вот что касается самого названия реки, то существует легенда, утверждающая, что оно пошло из-за месторасположения самой реки.
Юг Тюменской области стал бассейном реки и дал ей основное название. Юган практически весь протекает по югу области. Он несет свои воды вместе с другими многочисленными малыми и большими речками, сливается с ними и впадает в Енисей, создавая паутину дельты.
По второй легенде свое название река получила за то, что как и многие северные реки, она начинается на юге и несет свои воды к северу. Из-за расположения истока по отношению к устью река и получила такое название. А почему не «юг», а «юган», в этом «вина» местного наречия, которое изменяет слова. Северяне отличаются своим необычным говором, а в древние времена это различие было заметнее. В северных районах жили в основном небольшие этнические группы кочевников, у которых был свой собственный язык, лишь немногим похожий на современный.
Научной версией образования названия этой реки служит ханты-мансийское слово «еган», означающее в переводе «река». Термин «еган» входит в состав множества гидронимов Западной Сибири (Васюган, Нефтеюганск и т. д.).

Читайте также:  Животные в подгузниках киндер

Вагай

Река Вагай протекает в Западной Сибири, является одним из многочисленных притоков хорошо известного всем Иртыша. Есть одна красивая легенда, о которой умолчать просто невозможно.
Много лет и зим тому назад один молодой парень по имени Вагай испытывал любовные чувства к девушке. И в доказательство решил переплыть реку, по берегам которой они вместе прогуливались. Не одолев реку, Вагай утонул. А девушка еще долго плакала, сидя на берегу и пополняя своими слезами воды. И в этой реке утонул не только парень, здесь утонула и ее гордость.
С тех пор река называется именем влюбленного.

Васюган

Река Васюган находится на Западно-Сибирской равнине и является левым притоком реки Обь. На реке расположена небольшая деревня Новый Васюган, названная по имени реки.
Существовала такая легенда. Когда-то, в незапамятные времена, один парень влюбился в девушку, жившую в деревне, расположенной выше по реке. Родители девушки были против женитьбы, так как парень был беден и не мог обеспечить хорошее будущее молодой жене. И они придумали для парня задание, которое он должен был выполнить. И только по исполнении этого поручения они согласились отдать ему в жены свою дочь. Все надежды родители связали с тем, что парень может утонуть в результате такого рискованного путешествия, и тогда любимая дочка будет спасена от незавидной участи.
Задание заключалось в том, что бедному парню предстояло проплыть вверх по реке до деревни своей любимой. Дело это было рискованное, так как течение реки сильное, да и вода в ней ледяная. Но ради любимой девушки парень был готов на все. Согласился он выполнить это задание, но попросил жестоких родителей девушки не говорить об этом никому, чтобы не беспокоить родственников.
В назначенный день парень спустился к берегу реки, окунулся в воду и поплыл против течения к своей любимой. Холодная вода сводила его ноги; юноша изо всех сил греб руками, стремясь как можно быстрее преодолеть преграду. Труден был его путь, плыл он очень долго, только любовь его помогла достичь цели. Наконец, добрался он до деревни любимой, еле-еле вышел из воды на удивление родственникам девушки. Пришлось родителям выдать замуж свою дочь. Увез парень ее в свою деревню – и жили они долго и счастливо. Прознали люди о таком невиданном и смелом поступке юноши и назвали реку в его честь, так как звали его красивым именем Василий.

Ветлуга

Эта река довольно большая, она берет свой исток в Кировской области, далее проносит свои воды по Костромской области и заканчивается в Нижегородской, постепенно разливаясь и впадая в Чебоксарское водохранилище.
Существует легенда о том, что речка получила свое имя благодаря красивому, скромному и нежному дереву – ветле. Эти деревца росли практически по всему побережью, свободно свешивая свои ветви до самой воды. Некоторые деревья были настолько стары, что просто раздваивались, раскалывались пополам. Их в народе называли не ветла, а ветлуга. Вот речка и получила свое название от этих расщепившихся деревьев.
По другой легенде, название образовано из двух слов: «ветлять» и «луга». Река проносит свои воды по северным районам страны, а в них часто существует так называемое местное наречие, которое немного меняет слова, и вместо «виляет» многие говорили «ветляет». Вот речка и ветляла, неся свои воды к югу. А луга, среди которых она протекает, дали ей вторую половину названия. И получилась речка, которая ветляет средь лугов, – Ветлуга.
Но это не все легенды; еще одна утверждает, что речка стала называться Ветлугой из-за того, что она, разливаясь, заливала луга, которые долго не высыхали и на них ничего не могли посеять. Ветлуга пошла от марийского «вьетно», «вутла», что означает «полноводная». Впоследствии за это свое бесцеремонное обращение с землей в весенний период речка и получила свое название.

Вишера

Вишера представляет собой левый приток Камы в Пермской области Российской Федерации. По мнению одного из ученых, занимающегося исследованием этимологии географических названий, М. Фасмера, интересное наименование этой реки образовалось, вероятно, путем смягчения с древнерусского «Вехра». Однако этот факт имеет столько же оснований, сколько и другие, поэтому мы не можем утверждать его как единый истинный.
Так, например, древнерусское слово «вить» обозначает «болотная трава», а «шора» – ручеек. Предполагается, что Вишера первоначально образовалась как небольшой ручеек. Разливаясь каждую весну, она затопляла окрестности. Вода стояла долго, иные годы до середины лета, и создавала болотистые образования.
Вдоль берегов реки не образовывалось настоящих болот, но долго сохраняющаяся влага способствовала распространению здесь редких растений, которым такие условия подходили для роста и полноценного развития. Бабушки-отшельницы, в народе называемые колдуньями, знали, как найти эти травки и использовать их для излечения многих недугов.
Люди боялись колдуний и предпочитали не общаться с ними без особой надобности, поэтому и в колдовские места не ходили. Лечебная трава, которую собирали старушки, росла по берегам реки, и эти места получили название «ручеек, где растет болотная трава», или, на древнерусском – «витишора». При частом повторении слово стало более благозвучным – «вишера».
Маленький ручеек со временем превратился в достаточно полноводную реку, страх перед колдунами и ведьмами отошел в прошлое, но и сейчас живут на реке бабушки, которые знают тайную силу болотных трав, умеют найти нужную травинку и достать ее во время ее полной силы.

Вымь

Река Вымь протекает на севере европейской части России (республика Коми) и является правым притоком Вычегды.
Легенда рассказывает о девушке, которая росла в хорошей семье, но была несчастлива, так как сердце ее не могло полюбить ни одного парня, жившего в селении. Она не была бесчувственной или злой, просто за грехи предков злые силы наказали ее неумением любить. Ни к одному из парней не лежало у нее сердце, а годы все шли, вот уже и подруги все замужем, да и сваты постоянно приходят.
Отчаявшись, пришла девушка на реку, чтобы утопиться, так как не мила ей стала жизнь. Только опустила она ноги в воду, подняла глаза полные слез к небу, как вдруг увидела перед собой старую бабушку. Та и говорит ей: «Знаю я твою печаль, но могу тебе помочь, посоветовать. В твоем доме есть старая корова, обвяжи ее хвост синим платком и приведи к реке. Затем введи ее в воду так, чтобы вымя коровы коснулось воды. Приведи корову в дом, поставь ее в хлев, покорми и напои. Тот парень, который первым придет свататься к тебе, будет мил твоему сердцу».
Все сделала девушка так, как сказала ей старая женщина, а к вечеру пришел в ее дом красивый, стройный, добрый парень, которого она сразу же полюбила. Вышла она за парня замуж и жили они много лет счастливо, а в честь коровы была названа река Вымью.

Вычегда

Река расположена в северных районах европейской части России. Вычегда является правым притоком Северной Двины.
Как рассказывает одна из легенд, давным-давно в одной деревне жил старый человек, с рождения слепой. Как только ни пробовал он вылечить эту болезнь, ничего не помогало ему. Однажды подошел он к берегу реки и стал плакать, горюя о своем недуге. Речные волны коснулись его ног, и задумал старик утопиться. Как только вошел он полностью в воду, захватила его река и понесла по течению. Старик испугался и перестал сопротивляться потоку.
Вынесли его волны совершенно без чувств на противоположный берег, а когда старик очнулся и открыл глаза, то увидел перед собой голубое небо и зеленую травку. Впервые увидел старик свет белый, обрадовался он, поблагодарил реку, которая помогла ему вылечиться, и возвратился в свое селение. По необычному имени рода этого старика и была названа река Вычегдой.

Вязьма

Река Вязьма протекает в Смоленской области, является левым притоком Днепра.
Согласно преданию, случилось все это в те времена, когда Вязьма была еще совсем маленьким ручейком, и никому и в голову не приходило, что ему нужно название. В поселке около ручья жила гордая и красивая девушка.
Когда пришло время, полюбила она юношу себе под стать. Только не понравился он отцу девушки: слишком уж гордый был. Выдумал отец для него испытание и отослал в дальние края. Уехал молодец и пропал, а девушка загрустила. Стала она каждое утро раненько на ручей выходить и с ним разговаривать. Верила она, что ручей ее услышит, поймет и побежит к милому, чтобы посмотреть, где он, и все ей расскажет.
Вот вышла она однажды утром, а от ручья новый ручеек в сторону побежал. Поняла девушка, что ручей услышал ее и что-то ей говорит. Каждое утро стала она замечать все новые и новые ответвления и однажды поняла, что говорит ей ручей. Это милый ей письмо так передал – водяной вязью. Только тот, кто любит, сможет ее понять. Для других это будет лишь болото да грязь.
Поняла девушка послание, обрадовалась и велела отцу к скорой свадьбе готовиться. А ручеек со временем в реку превратился и в память о письме назвали ее Вязьмой.

Илим

Он протекает по Среднесибирскому плоскогорью и является правым притоком реки Ангары. Название реки народы, населяющие ее, объясняют по-своему, это видно из легенд.
Одна из легенд связывает название реки с именем красивой девушки, жившей в одной из деревень. Все парни были покорены ею, предлагали ей руку и сердце, но никого из них не воспринимала она как своего будущего мужа. Илим любила только одного парня, который, к сожалению, принадлежал другой девушке, любил другую. Илим не могла больше мучиться и страдать от своей любви – и задумала утопиться в реке. Поздно вечером, когда все в доме уснули, пришла она к берегу, вошла в воду. С радостью приняла ее река, так как Илим была очень красива, и навсегда оставила ее у себя, не возвратив родственникам даже тело. По имени утопленницы и назвали эту реку жители деревни, с таким названием дошла она до наших дней.

Иртыш

Кеть

Кубань

Кума

Река протекает по территории Северного Кавказа.
Предание рассказывает о властителе кавказского княжества Абдул-Амаре аль Сахиде. Однажды он в сопровождении свиты отправился в гости в соседнее княжество на свадьбу своего брата. Подданные князя нагрузили подарками для молодоженов несколько волов – и караван отправился в дорогу. Путь был неблизкий, лежал через покрытые снегом высокие горные перевалы, по узким горным тропам, сквозь расщелины в скалах.
Через несколько дней пути люди и животные устали от испепеляющей жары и нещадно палящего солнца. Дорога показалась нескончаемо долгой. Все мечтали только о привале вблизи хоть небольшого источника воды. И когда наконец вдалеке блеснула вода, князь не смог сдержать восторга и закричал: «Кум, Кум!», что означало: «Вода, вода!» или «Река, река!», потому что «кур» или «кум» переводится на русский как «вода»,«река». Путники утолили жажду прохладной живительной влагой и продолжили свой путь с новыми силами.
Князь повелел так реку и называть. С тех пор за ней и закрепилось это простое, но точное название – Кума.

Лаба

Река Лаба протекает на Северном Кавказе и является левым притоком Кубани. Точное происхождение данного названия неизвестно.
В народе существует легенда о том, что имя реки Лаба происходит от женского имени Люба или Любава. Есть предания, что девушка с этим именем утопилась в этой реке из-за предательства своего возлюбленного.

Лобва

Эта река с интересным названием входит в тройку самых известных рек Зауралья: Сосьва, Лозьва и Лобва. Эти реки, как и многие другие, имеют окончание – ва, которое на языке коми означает «река». Реки с названиями на – ва образуют ареал, довольно-таки большой по площади, но имеющий четкие границы, обусловленные современным или былым проживанием народа коми.
С первой частью названия – «лоб», что означает «рыбная», связано народное предание.
В давние времена, когда река еще не имела названия, проплывал по ней богатый купец со своей многочисленной свитой. Стояла хорошая погода, светило яркое солнышко, вода была до того прозрачной, что в некоторых местах было видно дно. Купец стоял и смотрел на водную гладь как зачарованный.
Настало время обеда. Много вкусных блюд приготовил ему повар, но купцу захотелось свежей рыбки. И хотя на лодке они перевозили много рыбы, капризному и своенравному купцу захотелось рыбы именно из этой речки. И он приказал наловить ее ему к обеду. Но сколько слуги ни старались, сколько раз ни забрасывали невод, ничего у них не выходило. Рассердился купец, затопал ногами, замахал руками и велел своим слугам во что бы то ни стало наловить рыбы.
Делать нечего, стали мужики думу думать, как же им наловить хоть немного рыбки в этой реке. И, наконец, решили они пойти на хитрость. Самый смелый и ловкий мужик пробрался к рыбным запасам и начал выкидывать рыбу за борт. Так как она перевозилась в бочках с водой, то была живая. И как только рыбешки попали в речную воду, то сразу попытались уплыть, но проворные мужики не дремали и неводом стали ее ловить. Позвали купца, чтобы он мог своими глазами наблюдать за ловлей.
Купец остался доволен и щедро наградил смекалистых рыбаков. С тех пор в этой реке стало водиться много рыбы, потому что некоторые проворные рыбки все же уплыли и, спустя некоторое время, расплодились. И теперь уральцы добрым словом вспоминают купца-самодура, который, сам того не ведая, развел в реке рыбу.

Непрядва

Эта очень маленькая речка. С этой речкой связано очень много легенд, которые носят порой мистический характер.
С давних времен во всех селениях, расположенных на этой реке, не было хороших прядильщиц, поэтому никогда у жителей, населяющих районы, прилегающие к этой реке, не получалось хороших изделий на продажу. Они связывали это с тем, что по ночам из реки выходит черт и запускает полуготовые изделия или заколдовывает их. Коренные жители, обитающие на всем протяжении этой реки, с давних времен приспособились прясть все изделия за один день и сразу же увозить их из селения, чтобы черт не помешал закончить им работу.
С рекой Непрядвой связано еще много загадочных легенд, которые объясняют такую неохоту местных умелиц прясть пряжу. Сказывают, будто бы очень давно в этой реке хотела утопиться молодая девушка, которая полюбила парня, женившегося на другой. Не смогла девушка стерпеть такого горя и пришла к берегу, кинулась в пучину вод, да не взяла ее река, выкинула на берег вместе с волнами. Когда очнулась девушка, увидела перед своими глазами спутанный комок пряжи, принесла его домой, начала распутывать, да и уснула. А во сне увидела она видение, как будто бы проклинают ее нечистые силы за такой бездумный поступок и наказывают тем, что ни дети, ни внуки, ни правнуки ее не смогут никогда ничего спрясть, вся их пряжа будет превращаться в такой комок, какой нашла девушка. Вообще, в деревнях на этой реке жили с далеких времен люди, которые способны были заморочить голову любому приходящему в эти места путнику. В их рассказах нельзя отделить правду от лжи, и поэтому в этих местах путники часто подолгу плутали в поисках верной дороги.

Обь – огромная река, одна из величайших в мире. Течет она по Сибири.
Бытует легенда. Жила когда-то на земле одна девушка неописуемой красоты и звали ее Обь. Была она так красива, что всякий, кто хоть раз увидел ее, слепнул от ее красоты. И полюбила Обь исполина Тольки. Но боги разгневались на нее и обратили за это Тольки в скалы. Загоревала тогда Обь и бросилась от горя оземь, от чего обратилась в великую реку, чья вода – слезы Оби, и течет она между скал, которые – суть Тольки, чтобы ласково омывать его и быть всегда рядом с ним.
И по сей день Обь величава и прекрасна и настолько могуча, что до сих пор щедро раздает свои дары людям.

Печора

Печора – река на северо-востоке европейской части Российской Федерации. Река большая, начинается на Северном Урале, а впадает в Печорскую губу Баренцева моря.
По поводу происхождения названия реки бытует и такая легенда. Плыли как-то новгородские ушкуйники на своих ушкуях по этой реке и увидели на берегу селение какого-то племени. Пристали они к берегу и спрашивают у местных: «Как эта река называется?». Местные жители не знали русского языка и поэтому подумали, что спрашивают у них, к какому племени они принадлежат. Вот они и сказали: «Печора». С тех пор новгородцы и помечали на своих картах реку под названием Печора.
Еще есть такое мнение: будто бы «печорами» в древние времена называли водовороты на реках, а на Печоре в некоторых местах водовороты и сейчас довольно часто встречаются. И из-за них реку и назвали Печорой, так как для судоходства эти водовороты представляют некоторое затруднение. Для того у новгородцев были специальные кормщики (рулевые), которые сызмальства учились преодолевать печоры. Ведь если не совладаешь с течением, струг бросит на камни либо разобьет о скалистые берега.
Печора – река замечательная, она прозрачна и чиста, как и все северные реки, и наполняет все вокруг жизнью своими водами. Вода в Печоре даже в самую сильную летнюю жару остается обжигающе холодной.

Читайте также:  Декоративные подушки игрушки животные

Свияга

Свияга – река в европейской части Российской Федерации, является правым притоком Волги. Берет свое начало на Приволжской возвышенности, течет почти параллельно Волге, но в противоположном направлении. Впадает она в Свияжский залив Куйбышевского водохранилища.
Есть несколько легенд о происхождении названия Свияги. Одна из них говорит о том, что жило когда-то по ее берегам племя, которое называлось «свиять». Во времена существования Волжской Булгарии это племя было присоединено к ней, но веру булгарскую принять отказалось, за что вождь его, Войнме, был доставлен к верховному хану и тот попытался убедить Войнме сделать это. Но угрозы не подействовали. Тогда хан, подивившись мужеству вождя, отпустил его живым в награду за смелость. А реку приказал называть «Свияжской» и племя то повелел не трогать.
Другая легенда повествует о том, что когда Иван Грозный плыл со своим войском по реке, он вдруг увидел людей, которые бежали по ее берегам и кричали на своем языке, что свиять принимает подданство белого царя. Русский же царь разобрал только какое-то слово, вроде: «свияга». «Экая свияга», – сказал он. С тех пор и стали называть эту реку Свиягой.

Эта река довольно большая, она берет свой исток на севере Закарпатской области Украины. Несет свои воды, постоянно меняя направление. Низовья – в Словакии. Приток реки Бодрог (бассейн Тиссы).
Свое название, по одной из легенд, она получила именно благодаря местности, точнее сказать – извилистости берегов. Бассейн реки находится в Прикарпатье. Река пробивала свой путь среди предгорий Карпат, поэтому ее канал довольно извилист, как змейка. А почему ее не назвали именем одной из других змей? Да, наверное, потому, что уж – одна из самых безобидных и красивых змеек, он всегда привлекал своим интересным раскрасом.
Вторая легенда говорит о том, что уж стал прообразом для названия реки. На берегах реки змеек иногда становилось довольно много, они заполоняли практически всю местность. Летом выползали на возвышенности близ берегов и грелись на солнышке. Люди не только уважали этих небольших змеек, а даже порой сами их разводили. За их большое количество, за их красоту и безобидность люди и назвали в честь ужей эту речку.
Сначала это была ужиная река, потом стала называться просто Уж. Шло время, люди становились не столь терпимы к этим пресмыкающимся, их стали уничтожать. Да и сама природа не слишком благожелательно обошлась с ними. Ужей становилось все меньше – и в конце концов они практически исчезли из бассейна реки. Сейчас уже не встретишь стаек молоденьких змеек, греющихся на солнышке в теплое летнее время: один-два ужика – и те, как только завидят человека, сразу уползают в щели.

Урал

Река Урал, впадающая в Каспийское море, протекает практически через всю территорию Казахстана, в частности через Прикаспийскую низменность.
Урал имеет собственную народную легенду, согласно которой река приобрела свое имя благодаря своим каменистым берегам. В легендах башкирского народа существует много историй о легендарном герое Урал-батыре, который храбро защищал свой народ от вражеских набегов и тем самым заслужил большое уважение и различные почести. О его подвигах сочинено несколько историй, причем в одной из них рассказывается о его гибели.
Прошел как-то слух, что на землю башкирскую идут вражеские войска, и отправил хан Урал-батыра на разведку. Долго ехал Урал-батыр и однажды ночью увидел вдалеке свет костра, горевший на берегу реки. Подобравшись поближе, он услышал о коварных планах врагов. Но когда батыр стал отступать, он нечаянно наступил на ветку дерева, которая своим хрустом выдала его. Вражеские воины, узнав Урала, набросились на него, и как он ни сражался, их численное превосходство было налицо. И вот пронзил меч врага сердце батыра, и как только он испустил последний вздох, его тело превратилось в камень. Этот камень был назван именем батыра, а поскольку камень находился на берегу реки, люди прозвали реку Уралом.

Река Ус протекает на территории юга Средней Сибири, в горах, и является одним из наиболее крупных правых притоков Енисея.
Среди немногочисленного населения побережья реки Ус бытует история, что свое название река получила благодаря одному интересному случаю. По сибирским рекам путешествовала группа исследователей, они наблюдали за природой, давали названия тем понятиям, которые до этого были безымянными.
И вот, достигнув этой реки, они решили порыбачить в одной тихой заводи. Улов был прекрасным, сомы были такого крупного размера, что поражали даже заядлых, много повидавших рыбаков. И прямо во время рыбалки исследователи начали обсуждать, какое же название можно дать этой реке. Сначала хотели назвать ее Сомовкой, но потом сочли, что для такой прекрасной реки это слишком просто и банально. И вдруг один из рыбаков вытащил сома, который привел всех в восторг. Примечательно в нем было то, что, во-первых, он был огромен, а во-вторых, у этой рыбы один ус был очень коротким, а другой очень-очень длинным. Все посмотрели на это чудо и единогласно решили, что название Ус будет самым подходящим для этой реки и очень оригинальным.
Река Ус интересна и привлекательна своей живописностью – многочисленными порогами, обрывистым правым берегом, каменистыми склонами. Вдоль берега – горы, покрытые тайгой; и здесь встречаются горные озера с прозрачно-голубой водой. Вода в реке Ус очень чистая и холодная, в ней водятся многочисленные виды рыб.

Хета

Река протекает в Восточной Сибири и является левым притоком реки Хатанга.
Одна из таких древних легенд гласит, что некогда на берегу этой реки располагалось небольшое селение. В одной из семей родилась девочка, умная и трудолюбивая, и звали ее Хета. Вскоре она выросла и стала настоящей красавицей: статной, стройной, коса до пояса, глаза чистые и бездонные как озера, одно удовольствие было любоваться ею. Многие юноши ухаживали за красавицей Хетой; одного, самого смелого и доброго – Самура – она полюбила.
Но влюбленным не суждено было быть вместе, сразу же после свадьбы Самур ушел на войну, где, по слухам, вскоре, по слухам, и сложил свою голову. Узнав о том, что верный муж ее убит, Хета не вынесла горя. Она захотела быть рядом с ним на другом свете, побежала к крутому берегу реки и бросилась вниз. Но через некоторое время в селение с войны воротился Самур; как оказалось, он не погиб. Узнав о гибели своей Хеты, он каждый день приходил на берег реки и разговаривал со своей возлюбленной. Люди, видя страдания Самура, решили назвать реку именем его жены.

Чара

Река эта протекает в Восточной Сибири и является левым притоком реки Олекмы.
По одному из преданий, эта река своим названием обязана дивной природе, окружающей ее. Особенно красиво здесь в конце лета. Плеск воды, шум камыша, пение птиц создают ощущение того, что ты попал в сказку, природа просто зачаровывает. Вот как рассказывается в легенде. Когда мимо этого места однажды проезжал один из северных князей, имя которого, к сожалению, не известно, он не смог сдержать восхищения, сказав: «Очаровательно! Как здесь очаровательно!».
Сопровождавшим князя в этой поездке коренным жителям запомнилось начало неизвестного им, но красивого слова «очаровательно», а именно «очаро». Так они стали впоследствии называть и саму реку. Со временем название Очара было упрощено до Чара.
В другой легенде о происхождении названия этой реки говорится: Чарой река названа потому, что то место, где она берет свое начало (исток), по форме напоминало чарку – небольшой сосуд, предназначенный для питья. Однако сейчас река называется не Чарка, а просто Чара; вероятнее всего, это связано с тем, что с течением времени отпала нужда в суффиксе – к-, он просто утратил свое значение – и название Чарка преобразовалось в Чару.
Согласно еще одной легенде, в древности река Чара отличалась безрыбьем и отсутствием какой-либо растительности (как на дне реки, так и на ее берегах). Вид реки производил крайне удручающее впечатление, и потому местные жители считали ее зачарованной, то есть на нее были наложены чары. Говорили, что когда-то давно здесь утопили старого колдуна, по вине которого немало людей умерли непонятной и страшной смертью. Но магические силы, оставив тело утопленника, «растворились» в водах реки и «отравили» ее. Лишь время избавило Чару от проклятия и очистило ее воды, а человек одел берега садами и рощами.
Чара богата рыбой. Здесь водятся серебристый окунь, лещ, сазан.

Шешма

Река протекает по территории Российской Федерации, ее протяженность составляет 435 км. Истоки находятся в Клявлинском районе у села Старый Маклауш.
Достоверных сведений о происхождении названия реки не сохранилось, до наших дней дошли только несколько легенд, повествующих об этом факте.
По одному из преданий, история названия этой реки уходит своими корнями в глубокую древность. И она достаточно примечательна и интересна. В древней легенде повествуется о том, что жил некогда, еще в X–XI веках, в землях заволжских татарский хан Тунгусс. И вот однажды решил этот хан расширить свои владения, захватив соседние с ним земли. Начал он собираться в военный поход, созвал большое войско, смелых и выносливых воинов отобрал и снарядил лучших скакунов. Двинулось войско в поход.
И через несколько дней тяжелого пути, когда воины уже устали и обессилели, неожиданно вдалеке блеснула водная гладь. Они подъехали ближе, и их взорам открылась небольшая неглубокая речонка, поросшая камышом, но вода в ней была до того прозрачна, что можно было наблюдать за шныряющими туда-сюда мальками рыб и видеть камешки, покрывающие дно.
В легенде описывается, что воду в этой реке можно было сравнить по чистоте, а также по ее целебным свойствам с родниковой водой. Хан Тунгусс, как только напился этой водицы, тут же и воскликнул «Шешма, шешма!» Так и назвали реку Шешма, что в переводе с тюркского означает «родниковая».
По другой легенде, реку назвали Шешма, то есть «ключ», «родник», потому что ее размеры были столь малы, что она скорее походила на родник, чем на полноводную реку.
В настоящее время Шешма – достаточно полноводная и глубокая река, местами ее глубина достигает 4–6 м. В реке Шешме несколько десятков видов обитателей, среди которых раки, лещи, серебристые окуни, сазаны.

Кета

Это довольно-таки большое и вытянутое в длину озеро, длина его 96 км, расположено в Красноярском крае между двумя другими озерами, которые называются Лама и Хантайское, недалеко от реки Енисей.
Среди жителей этого края бытует легенда об одном старике, жившем на этом озере. Старик жил очень долго; в конце жизни захватила его неизвестная болезнь. С каждым днем все больше и больше сил уходило у старика, слабел он на глазах у сердобольной старухи, с которой прожил всю свою жизнь.
С горя пошла старуха на озеро и хотела утопиться, чтобы не видеть мук своего любимого мужа. Но вдруг увидела она выпрыгнувшую на берег рыбу, которая и говорит ей человеческим голосом: «Жизнь свою отдаю за ваше счастье!». Подняла старуха рыбу и отнесла ее к себе в дом. Сварила она ее и подала старому деду, чтобы он попробовал ее. Съел старик всю рыбу, понравилась она ему по вкусу. А наутро встал старик с постели бодрый и здоровый. Спасла ему жизнь загадочная рыба.
Сейчас в озере Кета эта рыба уже не обитает, но зато ее в изобилии во время нереста в реке Рыбной, которая вытекает из этого озера.

Охотское море

В Охотское море впадает река Амур. На протяжении девяти месяцев морская поверхность скрыта подо льдом. Но несмотря на это, море остается кормильцем многих поселков, находящихся на его берегах.
Свое название море получило благодаря живущему на его берегах народу – ламутам, которые в настоящее время имеют другое название – эвены. По исторической легенде, это произошло следующим образом.
Как-то пришли из далекой страны люди, занимавшиеся ловлей птиц и добычей пушного зверя, на берега реки, впадающей в море. На речных берегах водилось такое количество дичи, что пришельцы посчитали это место раем на земле и решили обосноваться здесь. Долго строили, но когда строительство было закончено и настало время дать поселению название, все поняли, что с этим есть некоторые трудности.
Как-то раз, охотясь, пришельцы пришли в селение ламутов, живших на берегах небольшой речки, и спросили, какое название у речки, протекающей около их домов. И услышали в ответ: «Окат», только по какой-то причине им показалось, что ламут произнес слово «охат».
Вернувшись к себе, они рассказали о той речке – и единогласно было решено назвать поселение «Охота», а поскольку рядом было море, название которого было им неизвестно, они стали называть его Охотским морем.
Но существует в народе и такая история, немного схожая с исторической. На богатых дичью берегах реки появилась группа охотников, которые за короткое время смогли добыть достаточное количество зверей и птиц. И не проходило дня, чтобы охотники не восхищались этим идеальным местом, где каждый человек сможет прокормиться.
Вернувшись в свое селение, они рассказали о найденном на берегу моря месте. По истечении нескольких месяцев на это селение совершила набег группа бандитов и забрала все съестное. И, чтобы не умереть с голоду, все решили идти на берег моря. Придя на место, мужчины пошли на охоту и вернулись с дичью. А море, на берегах которого они поселились, назвали Охотским, подразумевая богатство и щедрость природы.
В настоящее время на берегах Охотского моря находится несколько крупных портов, поставляющих морепродукты и другие различные товары во многие города России, в пункты ближнего и дальнего зарубежья.

Плещеево озеро

Плещеево озеро, называемое также еще Переславльским, находится в Ярославской области. Озеро довольно большое и глубокое, стоит на нем древний русский город Переславль-Залесский (до XV века Переяславль-Залесский), в озеро впадает река Трубеж.
Есть легенда, она сродни легенде о чудовище из шотландского озера Лох-Несс, знаменитой Несси. Будто бы замечают время от времени, как появляется на его поверхности загадочный исполин, вроде мифического морского змея, в народе прозвали его Плещеем. Вот и озеро, в котором живет монстр, получило название Плещеево, то есть озеро Плещея.
Другая версия происхождения названия состоит в том, что промышляла когда-то в окрестностях озера, в то время лесистых, шайка разбойников, а атамана у них звали Плещеем. Он нагнал такой страх на местных жителей, что они боялись ходить на озеро. А само озеро стали звать Плещеевым.

Топозеро

Топозеро – это озеро на севере Карелии, находится оно в бассейне реки Ковда. Озеро довольно большое и глубокое, его глубина достигает 56 м. С созданием Кумской ГЭС стало частью Кумского водохранилища.
Легенда говорит о том, что Топозеро возникло оттого, что в этом месте Сварог ногой топнул. И когда место его следа заполнилось водой, образовалось огромное озеро. А было это в то время, когда Сварог творил мир. Как известно, Сварог – одно из верховных божеств славянского пантеона и, вероятно, данная легенда славянского происхождения – в этих местах с древнейших времен жили и различные славянские племена.
Топозеро полно очарования, подобно всем нашим северным русским озерам и рекам, – оно величаво, сурово и спокойно.

Хасан

Озеро Хасан находится на юге Приморского края у залива Посьета, соединенного с Японским морем.
Легенда происхождения имени озера гласит, что после поражения в ходе битвы на Дальнем Востоке войско хана Хасана Нурула возвращалось домой. А чтобы не стать добычей вольных мародеров, израненные воины прокладывали себе путь через пустынные места. Невзирая на рану, Хасан Нурул вел своих людей к спасительной цели. Уставшие и голодные, они передвигались медленно. Как-то ночью войско вышло к озеру, о существовании которого они даже не подозревали, и сделали привал. Ночь была холодная, и раны Хасана воспалились, а поскольку лекаря среди воинов не было, то после долгих мучений хан Хасан Нурул скончался. На следующее утро воины выкопали могилу и похоронили своего предводителя на берегу озера. И в честь погибшего они назвали это озеро – Хасан. Так эта легенда и передавалась из поколения в поколение, пока не дошла до наших времен.
Сейчас это озеро не только исторический памятник, но и место отдыха и туризма.

Предания о происхождении названий растений

Источник

Интересные факты и лайфхаки